Найти тему

Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова

1918-й год. Подписан мир с Германией, но Гражданская война еще набирает обороты. Молодая советская республика пыталась выстроить новую экономику. В июне вышел «Декрет о национализации предприятий ряда отраслей промышленности, предприятий в области железнодорожного транспорта, по местному благоустройству и паровых мельниц».

«Эх, пойду, мои отцы,
с горя нализаться я.
Света близятся концы -
национализация», -

написал от имени недовольного реформой купца в стихотворении «Герои и жертвы революции» Владимир Маяковский.

И пусть это понравилось не всем, но промышленные предприятия, а также их капиталы и имущество стали собственностью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Казалось бы, Императорскому фарфоровому заводу, всегда находившемуся под покровительством царской семьи, не найдётся места в новой реальности. Ведь всего несколько лет назад статуэтки завода в духе галантных праздников выставлялись на Осеннем салоне в Париже, а по заказу императрицы Александры Фёдоровны изготавливались сервизы «Царскосельский» и «Александринский»…

Отныне никакого «мирискусничества», никакого «царизма». Бывший Императорский фарфоровый завод, а в прошлом - Невская порцелиновая мануфактура, одна из крупнейших европейских фарфоровых мануфактур, с 1918 года стал именоваться Государственным фарфоровым заводом и перешёл под контроль Народного комиссариата просвещения.

Вместо производства парадных сервизов и утверждения идей русской государственности главной задачей обозначился выпуск агитационного фарфора. Свободные темы не приветствовались: только пропаганда и чёткие идейные принципы, а также технологическое совершенство.

Удивительно, но в столь сложных обстоятельствах завод не просто переориентировался, а достиг небывалых вершин благодаря энтузиазму ведущих живописцев периода 1920-х годов.

Сегодня подлинный агитационный фарфор тех лет на антикварном рынке встречается очень редко и подчас стоит дороже изделий дореволюционных. Например, тарелка «Да здравствует власть Советов!» (автор рисунка - З.В. Кобылецкая) была продана на аукционе «Сотбис» за 28750 фунтов стерлингов.

Увы, популярностью и дороговизной агитационного фарфора первых лет работы Государственного фарфорового завода часто пользуются фальсификаторы. Поэтому покупать подобные изделия у непроверенных продавцов и без консультации компетентных экспертов достаточно рискованно.

«Весь Петроград», 1923 год
«Весь Петроград», 1923 год

Но вернёмся к истории. Художественным руководителем завода в 1920-е годы вплоть до своего отъезда в Париж в 1927 году был Сергей Васильевич Чехонин (1878–1935 гг.).

Начав свой творческий путь как художник-керамист, Чехонин вскоре обратился к искусству графики, а именно к сатирической карикатуре. Умение кратко и ёмко выражать свои идеи в дальнейшем очень пригодилось ему при создании агитационного фарфора. Виртуозное владение шрифтом и орнаментом стало ключом Чехонина к успеху. Он даже организовал специальную школу по росписи фарфора. Его учениками и преемниками стали А.Р. Голенкина, З.В. Кобылецкая и Б.С. Радонич.

В работах Чехонина прослеживается путь экспериментатора: он создавал как строгие и графичные произведения, так и пышные цветочные композиции. Он был первопроходцем в достаточно трудное время и заложил основы стиля фарфорового завода, на которых базировались художественные достижения последующего века.

Сегодня оригинальный «чехонинский» фарфор встречается редко и, как было сказано ранее, подчас стоит колоссальных денег. Поэтому современный Императорский фарфоровый завод выпустил ограниченное количество реплик высокого уровня исполнения, которые являются более доступной и качественной альтернативой.

Сегодня образцы агитационного фарфора считаются общепризнанными шедеврами. Но в те годы художники Государственного фарфорового завода проделывали очень тяжелый путь, пытаясь обрести баланс между формой и содержанием. Это был период творческих поисков и сомнений. Некоторые работы ранних лет несколько сложны для восприятия: пышные цветочные мотивы не всегда соотносятся с резким посылом лозунгов. Однако, в 1920-е годы форма и идейная наполненность всё же были успешно гармонизированы.

Над агитационным фарфором работали А.В. Щекотихина-Потоцкая, Н.Я. Данько (в том числе совместно с сестрой Е.Я. Данько), В.В. Кузнецов и другие мастера. К работе привлекались и знаменитые живописцы: Б.М. Кустодиев, К.С. Петров–Водкин, К.С. Малевич, Н.М. Суетин. Фарфор стал настоящим проводником революционных настроений, да и вообще его чистая и ясная структура как нельзя лучше подходила для материализации идей авангарда.

Наталья Яковлевна Данько (1892-1942 гг.) – одна из ключевых фигур в истории завода. Уроженка Тифлиса, с 1908 года она жила и училась в Петербурге, а в 1914 году устроилась на работу скульптором на Императорский фарфоровый завод. В 1919 году была назначена заведующей скульптурным отделом. Она же была ответственной за выпуск скульптуры на экспорт. Вместе с Натальей работала и её сестра Елена, художница и поэтесса. Работы Н.Я.

Данько как нельзя лучше отвечали идеям молодой советской власти: шахматы «Красные и белые», статуэтки «Пятилетие Красной армии», «Вышивающая знамя», «Матрос со знаменем», «Милиционерка» и другие. Хотя привлекали её и более нейтральные темы, например, в своих произведениях она изображала различных деятелей искусств: Пушкина, Нижинского, Ахматову, Мейерхольда…

Фотография. Скульптор Данько Наталья Яковлевна. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина"
Фотография. Скульптор Данько Наталья Яковлевна. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина"

Пожалуй, самой известной её работой считается декоративная кружка «Молоко» в форме женской головы, расписанная в дальнейшем художником А.В. Воробьевским. Эти кружки поздних выпусков (1950-1960-х гг.) в красно-белой гамме сохранились во многих ленинградских семьях.

Примечательно, что истоки столь оригинального художественного решения, воплощённого скульптором, пришли ещё в дореволюционную Россию из Англии, где были популярны кувшины в виде человеческих фигур (тоби). Данько добавила к традиционной европейской форме томный характер Востока, в результате чего и родилась кружка «Молоко». Кстати, редчайшая кружка с росписью Елены Данько сегодня хранится в собрании музея Императорского фарфорового завода.

Таким образом, в росписи агитационного фарфора Государственного фарфорового завода самые интересные и своеобразные решения принадлежат С.В. Чехонину, а в области фарфоровой скульптуры, также ориентированной на пропаганду и агитацию, наиболее значительный след оставили произведения Н.Я. Данько. Её персонажи являются ярчайшими иллюстрациями человеческих типов периода 1920-х годов и, в частности, НЭПа, при этом очевидно, что скульптор взяла всё лучшее из традиции русской художественной пластики начала ХХ века. Поэтому её работы не только исторически достоверны, но и необычайно занимательны.

Помимо художественной работы, на заводе в первые советские годы также велись технические изыскания. В 1923 году был выделен цех оптического стекловарения. Также завод занимался выпуском технического и химического фарфора, что расширяло возможности для художников. В 1924 года он переименован в Ленинградский фарфоровый завод, одновременно с переименованием Петрограда в Ленинград. В связи с высокими достижениями завода в 1925 году, когда Российская академия наук отмечала свое 200-летие, заводу было присвоено имя М. В. Ломоносова. В будущем именно Ломоносовским фарфоровым заводом была освоена технология производства костяного фарфора.

Скульптурная группа "Трусиха"
Скульптурная группа "Трусиха"

А между тем наступили 1930-е годы.

В изобразительном искусстве утвердился соцреализм. Возрождается интерес к монументальным формам. Идейность, обобщённость, конкретность образов приходят на смену исканиям многочисленных художественных союзов первых советских лет. Пожалуй, искусство фарфора оставалось более свободным, чем живопись, разумеется, не считая государственных заказов, выполнять которые было необходимо.

Довоенные годы стали периодом расцвета Ленинградского фарфорового завода. В 1930-е годы, на пике идеологической пропаганды, на заводе открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством Николая Михайловича Суетина, главного художника с 1932 по 1954 гг., задавшего очень высокую планку работы, стиль создаваемых произведений становится максимально созвучен идеям социализма, формы приобретают законченность и лаконизм, при этом используются яркие, насыщенные краски. Вплетаются и реалистичные мотивы. Завод в этот период также активно выполнял различные государственные заказы.

Одним из ведущих художников довоенного времени был Иван Иванович Ризнич (1908-1999 гг.). В 1926 году он окончил художественную школу в Павловске и уже в 1927 году начал творческий путь скульптора и художника по росписи на Ленинградском фарфоровом заводе, где с небольшим перерывом на эвакуацию проработал до 1956 года. Многие его работы стали образцами для серийного производства. Анималистика, флора, охота были его излюбленными темами. Его мелкая пластика отличается выразительностью формы и естественной палитрой росписи. Также в более поздний период он расписывал знаменитую серию статуэток «Гоголевские персонажи» (скульптор Б.Я. Воробьев). Агитационная тематика привлекала его в меньшей степени, хотя работы на тему освоения Севера, колхозов и личности В.И. Ленина он всё же исполнил.

Одна из самых известных его работ – статуэтка «Лайка Папанина», изображающая пса по кличке Весёлый, который принимал самое участие в знаменитой полярной экспедиции под руководством Ивана Дмитриевича Папанина на дрейфующей льдине. Пёс верно охранял станцию от медведей до самого конца экспедиции и затем благополучно вернулся на землю, а Папанин написал о верном друге статью, прославив «пятого папанинца» на весь Советский Союз. Поэтому данная статуэтка обрела огромную популярность по всей стране и выпускалась в разных вариантах росписи.

Статуэтка "Лайка Папанина", фарфор, роспись, Ленинградский фарфоровый завод ("ЛФЗ"), скульптор И.И. Ризнич, СССР, 1940-1950 гг.
Статуэтка "Лайка Папанина", фарфор, роспись, Ленинградский фарфоровый завод ("ЛФЗ"), скульптор И.И. Ризнич, СССР, 1940-1950 гг.

Ещё одной ключевой фигурой в довоенной истории завода был Алексей Викторович Воробьевский (1906-1992 гг.). Также окончив художественное училище в Павловске под Ленинградом в 1926 году, он поступает на завод. Его учителями были И.Г. Михайлов и С.В. Чехонин. В работах Воробьевского явно читается увлечение темой театра, а также народным искусством, сказками, фантастическими сюжетами. Всего через год работы его вазы были удостоены диплома Международной выставке в Милане. Он тяготел к декоративности и, как и некоторые другие художники, агитационные темы затрагивал только по случаю важных заказов. В 1969 году Воробьевскому присуждается звание Заслуженного художника РСФСР. Но наиболее известные его работы принадлежат к более позднему, послевоенному периоду, поэтому о них мы ещё упомянем.

Таким образом, довоенные начинания А.В. Воробьевского, И.И. Ризнича, М.Н. Моха, Т.Н. Безпаловой-Михалёвой, Л.В. Протопоповой, Л.К. Блак, А.А. Яцкевич, С.Е. Яковлевой и других талантливейших скульпторов и художников на многие годы вперёд определили облик и художественную линию развития Ленинградского фарфорового завода с его выверенностью и чистотой форм, ясностью образов, гармонией цветов в сочетании с безупречным качеством фарфора.

«Друзья, мы приняли её,
мы держим вашу эстафету.
Мы с ней прошли сквозь дни зимы.
В давящей мгле её страданий
всей силой сердца жили мы,
всем светом творческих дерзаний»
О.Ф. Берггольц

Годы войны стали тяжёлым испытанием для Ленинградского фарфорового завода. Многие художники отправились на фронт, а А.В. Воробьевский даже попал в плен. Завод и коллекции музея эвакуировали на Урал. Оставшиеся в блокадном Ленинграде художники, таким образом, лишились работы. Однако, несмотря на тяжелейшие условия, художественная лаборатория всё же возобновила работу с 1943 года.

Коллектив Ленинградского фарфорового завода понёс большие потери. В конце февраля 1942 года семья Н.Я. Данько была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Ирбит. Увы, мать и сестра Натальи умерли по дороге, а сама она скончалась от истощения почти сразу же после приезда. Также не пережили блокаду супруги Н.А. Кольцов и Т.С. Кучкина. Кстати, именно последняя начала разрабатывать тему детства и материнства в фарфоровой пластике Ленинградского фарфорового завода.

Осталась в блокадном Ленинграде и молодая художница Анна Адамовна Яцкевич (1904-1952 гг.), коренная ленинградка, отказавшаяся от возможности эвакуироваться. В осаждённом городе погибли её сестра и мать. Сама художница в этот период занималась маскировкой кораблей.

Как известно, именно блокада Ленинграда вдохновила художницу на создание легендарного рисунка «Кобальтовая сетка». Заклеенные крест-накрест окна и лучи прожекторов легли в основу тонкого геометрического рисунка. Сначала художница наносила узор кобальтовым карандашом, но в итоге было принято решение использовать кисть.

А.А. Яцкевич за работой
А.А. Яцкевич за работой

В марте 1946 года Анну Адамовну наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Была у неё и медаль «За оборону Ленинграда». К сожалению, блокада подорвала её здоровье, и художница скончалась достаточно рано.

В 1958 г. на Международной выставке в Брюсселе художница была награждена золотой медалью (посмертно), а сам сервиз обрёл небывалую популярность среди советских граждан и стал визитной карточкой Ленинградского фарфорового завода. На выставке он был представлен на знаменитой форме «Тюльпан» С.Е. Яковлевой, хотя сегодня он исполняется и на других формах. Вскоре узору присвоили и
«Знак качества СССР», что было чрезвычайно почётно.

До сих пор данный сервиз является самым продаваемым среди всех изделий завода, его часто преподносят в качестве подарка на праздники, как и отдельные чайные или кофейные пары. Но наиболее желанны для коллекционеров именно ранние выпуски, с синим клеймом «ЛФЗ» на дне.

Ваза «Строители коммунизма»
Ваза «Строители коммунизма»

В трудные послевоенные годы произведения Ленинградского фарфорового завода ожидаемо стали более жизнерадостными, прославляющими мир и дарящими надежду на светлое будущее.
В 1946 году на Ленинградском фарфоровом заводе была выполнена огромная ваза «Победа» высотой 2,5 метра с портретом И.В. Сталина. Сегодня ваза хранится в музее на Поклонной горе. За эту работу коллектив завода получил благодарственную телеграмму от главы СССР.

В 1949 году был получен заказ на ещё одну парадную вазу - «Строители коммунизма». Достаточно простая банкообразная форма обеих ваз с низким горлом давала художникам широкое пространство для росписи. Советская символика в виде лент, знамён и колосьев была выполнена в красно-золотой гамме, а в щитках были помещены портреты Ленина и Сталина. В вазах, разумеется, прослеживается идеологический канон изображения Генерального секретаря, но при этом они отличаются декоративностью, оригинальностью и высочайшим художественным уровнем исполнения.

Николай Михайлович Суетин (1897-1954 гг.), возглавлявший творческий коллектив в это непростое время, по воспоминаниям современников во время обходов общался с каждым художником лично, интересовался всеми работами и задумками. Его имя нам уже знакомо по довоенной истории завода: свою работу на Государственном фарфоровом заводе он начал еще в 1922 году, а в 1932 году его назначают главным художником. Эту должность он занимал до самой смерти в 1954 году. В ранние же годы он создавал, преимущественно, супрематический фарфор, и оказал значительное влияние на молодых художников. В послевоенное время представляемые им формы стали мягче, но, несомненно, он остался одним из главных последователей К.С. Малевича.

В целом, период 1940-1950-х годов отличался строгостью распорядка на заводе, но это было обусловлено реалиями времени. Согласно плану, художники должны были сдавать в месяц один сервиз или два предмета, а скульпторы – одну скульптуру в месяц. Таким образом, к 1954 году выпуск изделий вырос в 3,5 раза относительно 1950 года. Партия диктовала создание образцов для массового потребления и увеличение ассортимента.

Завод получал важные государственные заказы. В 1960 году Совет Министров СССР заказал сервиз на 2000 персон для Кремля. Всего для сервиза было выполнено более 70 тысяч предметов (форма «Молодежная», автор рисунка – Ю.В. Охотина).

Однако, главные достижения Ленинградского фарфорового завода, конечно же, лежали не в области выполнения государственных заказов.

«Хрущёвская оттепель», начавшаяся в 1950-е годы, принесла новые художественные идеи и творческую свободу, а также участие во внутренних и всемирных выставках. Перед скульпторами и художниками, прежде всего, стояли проблемы внедрения искусства в жизнь советского человека. В этот период пышность сталинского искусства уступает место простоте и лаконизму форм.

Чашка с блюдцем из сервиза «Аленький цветочек», автор формы Суетин Н.М., автор росписи Воробьевский А.В., 1948 г.
Чашка с блюдцем из сервиза «Аленький цветочек», автор формы Суетин Н.М., автор росписи Воробьевский А.В., 1948 г.

Главным художником в 1954 году был назначен Михаил Николаевич Мох (1911–1978 гг.). Художественное образование он получил в школе в Павловске под Ленинградом, в 1929 году устроился на работу на Ленинградский фарфоровый завод, но затем на некоторое время покинул его и занимал должность реставратора в Государственном Эрмитаже. В работах М.Н. Моха прослеживается увлечение темой Востока, в частности, миниатюрой. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе за роспись сервиза «Лани» его награждают серебряной медалью.

В целом, Всемирная Брюссельская выставка 1958 года, о которой мы упоминали дважды, стала знаковой для завода, направившего более 200 экспонатов. Всего в выставке принимали участие 45 стран. Успех был колоссальным. Гран-при и золотую медаль вручили В.Л. Семёнову за вазы «Кристалл» и «Морская», также золотые медали получила С.Е. Яковлева, Э.М. Криммер, А.В. Воробьевский, А.А. Яцкевич (посмертно). Серебряные медали получили Б.Я. Воробьев, И.С. Ефимов, Н.М. Мох, бронзовую - Л.И. Григорьева.

А.В. Воробьевский, имя которого уже упоминалось в контексте довоенной истории завода, в 1950-1960-е создал наиболее узнаваемые свои произведения, отличающиеся декоративностью, яркостью и характерностью стиля.
В частности, несколько лет назад пара ваз с авторской росписью художника была продана на аукционе «Сотбис» за 10000 фунтов стерлингов. Но, к счастью, его работы в силу популярности активно тиражировались, а потому можно найти изделия по эскизам Воробьевского по более доступным ценам (чайные пары, тарелки, самоварчики, штофы и т.д.).

Ещё один художник Ленинградского фарфорового завода, чьи вазы узнаваемы и любимы коллекционерами, — Владимир Михайлович Городецкий (1924-1977 гг.). На заводе Городецкий работал с 1947 года, его произведения успешно экспонировались на зарубежных выставках. Они отличаются декоративностью, тяготением к растительным и животным мотивам, и чаще всего выполнены в сине-зелёной гамме.

Период 1950-1960-х годов — это расцвет мелкой фарфоровой пластики, которая становится частью повседневной советской культуры и успешно вписывается в быт, пусть даже самый скромный. После войны страна испытывала дефицит в добрых и светлых эмоциях. Поэтому камерность, понятность и ёмкость образов, а также массовость и тиражность являются ключевыми характеристиками статуэток данного периода. Художники обращаются к темам детства, материнства, юности, также особое внимание уделяется пластическим искусствам (балету), образам литераторов. Небывалый расцвет переживает и анималистка.

Отметим несколько имён ведущих скульпторов того времени, хотя выделить кого-то персонально достаточно затруднительно, поскольку все произведения советского периода выполнены очень талантливо и перечислить все имена в рамках краткого исторического обзора едва ли возможно.

С 1955 года на заводе работал скульптор Ефим Аронович Гендельман (1914–1982 гг.), у которого к тому времени был за плечами огромный опыт и в скульптуре малых форм, и в монументальных проектах. Наиболее известные статуэтки его авторства — это «На пляже», «Фигуристка-физкультурница», «Победительница», «Купальщица», «Пушкин-лицеист», «На этюде», «Летний день» и др. На Всесоюзной художественной выставке народно-прикладного и декоративного искусства РСФСР в 1958 году он получил диплом II степени за работы «На этюде» и «На пляже».

Статуэтка "На этюде" (высший сорт), скульптор Гендельман Е.А., фарфор, роспись надглазурная.
Статуэтка "На этюде" (высший сорт), скульптор Гендельман Е.А., фарфор, роспись надглазурная.

Галина Сергеевна Столбова (1908–1996 гг.), уроженка Кирова, своё художественное образование начала с двухлетнего обучения в студии Ассоциации художников революционной России. В 1937 году в статусе художника-скульптора Столбова начала сотрудничество с Ленизо (кооперативным товариществом ленинградских художников, занимавшихся декоративно-прикладным, оформительским искусством, живописью и графикой). С 1949 до 1964 года работала на Ленинградском фарфоровом заводе. Самая известная её серия — это «Счастливое детство», умиляющая своими трогательными, искренними детскими образами.

Статуэтка «Негритёнок с ананасом», скульптор Столбова Г.С., художник Лупанова Е.Н., фарфор, роспись, золочение.
Статуэтка «Негритёнок с ананасом», скульптор Столбова Г.С., художник Лупанова Е.Н., фарфор, роспись, золочение.

Работала она и над темой материнства. Известная статуэтка е авторства «Ладушки» изображает женщину с младенцем на коленях. Несмотря на простоту композиции и лаконизм форм, статуэтка полна нежности, чистоты и правдивости, а образ молодой мамы соответствует культуре тех лет.

В 1964 году на завод пришёл Павел Павлович Веселов (1926–1994 гг.). В 1953 году он окончил факультет декоративно-монументальной скульптуры Ленинградского высшего художественно-промышленного училища, тогда же избрал своей темой анималистику и начал заниматься керамикой. Во время работы на Ленинградском фарфоровом заводе он успешно участвовал в отечественных и международных выставках, а на выставке керамики в Остенде в 1959 году получил серебряную медаль за ансамбль из пяти скульптур «Жирафы». Фигурки животных по его моделям тиражируются до сих пор. Все его работы отличает реализм и лёгкость, а также отсутствие постаментов, что позволяет вписать их в любой интерьер.

Статуэтка "Жираф", скульптор П.П. Веселов, фарфор, аэрография, роспись.
Статуэтка "Жираф", скульптор П.П. Веселов, фарфор, аэрография, роспись.

Борис Яковлевич Воробьёв (1911–1990 гг.) также прославился в первую очередь в жанре анималистики, но его образы животных отличает иной, более серьёзный характер. Воробьёв вообще был весьма разносторонним человеком, но более всего его тянуло к природе и к искусству. Некоторое время он работал в цирке, что дало ему материал для будущей работы скульптором-анималистом.

«Чёрная пантера». Автор модели и росписи Б.Я. Воробьев, 1956 г.
«Чёрная пантера». Автор модели и росписи Б.Я. Воробьев, 1956 г.

Высшее художественное образование скульптор получил во Всероссийской академии художеств в Ленинграде. Вопреки традиции, для дипломной работы он выбрал не изображение человека, а изваял волчицу в капкане, что произвело в те годы настоящий фурор. Однако, с тех пор анималистика больше не считалась «низким» жанром. Ещё будучи студентом, Воробьёв начал подрабатывать на Ленинградском фарфоровом заводе, где оставался до 1972 года. Изображая животных, он передавал в пластике их достоинство, выразительность, внутреннюю силу. За создание статуэтки «Пантера» скульптор был награжден Большой серебряной медалью на Всемирной художественно-промышленной выставке в Брюсселе в 1958 году.

Ему же принадлежит знаменитая серия статуэток по мотивам басни И. А. Крылова «Квартет».

Несмотря на любовь к анималистике, Воробьёв выполнил и настоящие шедевры мелкой пластики, изображающие людей, например, гоголевских персонажей (серии по мотивам произведений «Мертвые души» и «Ревизор», а также «Черевички», «Вакула на черте» и др.).

Также среди скульпторов-анималистов известен Муратов Николай Евгеньевич (1908–1992 гг.), создававший очаровательные миниатюрные фигурки животных.

Софья Борисовна Велихова (1904–1994 гг.) с юных лет мечтала быть скульптором, и в 1923 году поступила в художественно-промышленный техникум на специальность «Скульптор-прикладник». С 1948 года начала работу на Ленинградском фарфоровом заводе, где создала знаковые статуэтки, известные и любимые нами по сей день («Русалочка», «Плясунья», «Гармонист», «Лель», «Нахимовцы», «Девочка с кошкой», «Девочка с цыплятами», «Школьница», «Девочка с кукурузой», «Юный Пушкин», «Первый вальс», «Маленькая балерина» и др.). Особенно ей удавались темы детства и юношества, спорта, творчества. Её статуэтки экспонировались в разных странах мира. Сегодня они являются едва ли не самыми популярными и востребованными на антикварном рынке как у опытных, так и у начинающих коллекционеров.

Производство фарфоровой посуды тоже набирало обороты. Сервизы Ленинградского фарфорового завода стали желаннейшим подарком для любого советского гражданина, символом достатка, уюта и благополучия. В кинокартинах тех лет мы часто встречаем именно сервизы Ленинградского фарфорового завода («Москва слезам не верит», «Чародеи» и др.).

Сервизы получили и высокое международное признание. Сервиз «Ленинград» Анны Александровны Лепорской (1900–1982 гг.), ученицы К.С Малевича, завоевал золотую медаль на Международной выставке в Праге в 1962 году.

Также она создала необычайно гармоничный по форме чайно-кофейный сервиз «Капля» с высоким кофейником и куполообразными крышечками.

А в мае 1969 года была получена первая партия костяного фарфора.

Впервые применили её на форме «Майская», автором которой стал Эдуард Михайлович Криммер (1900–1974 гг.). На протяжении этих десятилетий постоянно вводились в ассортимент новые формы - «Яблочко», «Репка», «Одуванчик», «Классическая», «Волна», «Сударыня»…

Внедрение новых технологий позволило расширить перечень наименований выпускаемой продукции, а также наладить массовый выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора, узнаваемых по просвечиваемости, характерному звону и тонкости. За эту разработку группа специалистов завода была награждена Государственной премией СССР в области науки и техники. Молодые художники по фарфору получили возможность для формирования индивидуального стиля и почерка.

В 1975 году Ленинградский фарфоровый завод выполняет правительственный заказ - сервиз со сценами охоты для Л.И. Брежнева (форма «Цилиндрический» А.А. Лепорской, роспись И.И. Ризнича).

Сервиз чайный "Синие махровые цветы", форма "Репка", на 5 персон (18 предметов), автор формы Яковлева С. Е., автор росписи Безпалова-Михалева Т.Н., 1950-1960 гг.
Сервиз чайный "Синие махровые цветы", форма "Репка", на 5 персон (18 предметов), автор формы Яковлева С. Е., автор росписи Безпалова-Михалева Т.Н., 1950-1960 гг.

С 1976 года на заводе изготавливались образцы к Олимпиаде 1980 года, при этом из 37 изделий, представленных на смотре, 35 получили отличные оценки.

П.П. Веселов создал знаменитую статуэтку-талисман Олимпиады-80, пожалуй, единственное изображение животного в его творчестве, выполненное не в реалистическом ключе. Мишка в исполнении скульптора получился очень добрым и жизнерадостным, а окрас исполнялся с помощью аэрографии, что делало его более нежным, с плавными переходами.

Также выпускались ограниченными тиражами олимпийские сервизы, кофейные пары с изображением различных видов спорта (на «Майской» форме Э.М. Криммера).

Также завод выпускал статуэтки ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов. На сегодняшний день они являются одними из наиболее редких и дорогостоящих.

Несмотря на активную работу над государственными заказами, в свободное время художники занимались собственными творческими изысканиями, а производственные образцы поступали в музей. Зональные, республиканские, всесоюзные выставки были неотъемлемой частью жизни скульпторов и художников.

Таким образом, можно заключить, что творческий диапазон с послевоенного времени до конца 1980-х годов был необычайно широк.

Пара кофейная "Бег. Олимпиада-80", автор формы Э.М. Криммер, 1980 г.
Пара кофейная "Бег. Олимпиада-80", автор формы Э.М. Криммер, 1980 г.

Насладиться оригинальными произведениями Ленинградского фарфорового завода можно в музее, который находится в Санкт-Петербурге по адресу: проспект Обуховской обороны, 151. Заводской музей был основан в 1844 году по распоряжению Николая I (к столетию организации фарфорового производства) как хранилище образцов, достойных изучения и копирования. Уникальная коллекция музея насчитывает более 30 тысяч экспонатов. С 2001 года музей находится под управлением Государственного Эрмитажа. Также произведения Ленинградского фарфорового завода находятся во многих других музеях России и частных собраниях.

Одним из наиболее полных источников по истории завода является книга Петровой Н.С. «Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова. 1944—2004», также изделия представлены в каталоге «Советский фарфор 1917–1991. Иллюстрированный справочник-определитель» И. Пелинского и М. Сафоновой.

Сегодня Императорский фарфоровый завод продолжает выпуск продукции по старым образцам, а также представляет новые авторские решения. Но советские изделия более всего пользуются спросом среди начинающих и опытных коллекционеров. Как уже было сказано ранее, самыми ценными с культурной, исторической и коммерческой точки зрения являются произведения 1920-1940-х годов, агитационный фарфор, а также более не тиражируемые авторские предметы.

Статуэтка "Дерево дружбы", скульптор Никонова И.Н., 1950-1960 гг.
Статуэтка "Дерево дружбы", скульптор Никонова И.Н., 1950-1960 гг.

При выборе изделий Ленинградского фарфорового завода очень важно проверять их на наличие дефектов (сколов и трещин, которые не всегда могут быть замечены неопытным покупателем). Желательно осмотреть чашки на целостность и отсутствие скрытых трещин методом простукивания, поэтому покупка через частные объявления несёт риски — это и недобросовестность продавца, и некачественная упаковка, и неаккуратная транспортировка. Также добросовестный продавец обязан предупредить о наличии реставраций, поскольку профессиональные реставрационные вмешательства могут быть не видны невооружённым глазом при покупке.

Среди сервизов, статуэток и прочих предметов есть как массовые, так и авторские, выполненные в ограниченном количестве, для конкурсов, знаменательных событий и т.д., соответственно, стоимость последних гораздо выше. Но, вопреки расхожему мнению, не только дорогие предметы искусно подделывают. Современный антикварный рынок наводнён китайскими подделками с печатными клеймами, начиная от самых недорогих статуэток до стоящих сотни тысяч рублей.

В шоуруме «Однажды» представлена уникальная коллекция фарфоровых изделий, изготовленных Ленинградским фарфоровым заводом: статуэтки, сервизы, чернильницы, настенные тарелки, штофы и многое другое. Все предметы прошли искусствоведческую атрибуцию и тщательный осмотр, поэтому Вы можете быть уверены, что покупаете подлинный предмет и получите всю исчерпывающую информацию о нём. Вы найдёте подарки как для опытного, так и для начинающего коллекционера, или порадуете себя действительно стоящим приобретением. Также мы гарантируем качественную упаковку и бережную доставку.

Сервизы СССР

Дулёвский фарфоровый завод