Найти тему
Павел Рябчиков

Что стоит обсудить с родителями ученика до начала занятий

На днях я сказал, что блогерства должно быть в меру:

В меру - так в меру, сказал Дзен, и стал давать статьям показов ровно столько, чтобы я вспомнил, что бывают ещё и трёхзначные числа 😉 То есть, Дзен со мной не согласен, получается, или мера у всех разная. Ладно, напишем побольше.

Тему этой статьи я уже поднимал, многим читателям понравилось:

Сегодня будет тёмная сторона этой темы. Начнём, как принято, с офигительных историй.

Есть девочка одна. Бывшая ученица коллеги. Спит и видит, что будет учиться в медицинском. Правда, кроме сновидений, ничего для этого не делает. Коллега готовила её к ЕГЭ по биологии. Дарование изъявило желание заниматься раз в неделю. План занятий был тщательно составлен, равно и план домашних работ - а как иначе, коллеги у меня все молодцы, работают на совесть. В результате:

  • домашние работы не выполнялись, или выполнялись "на отвали", большей частью - неправильно, предоставлялись за пять минут до занятия, а надо бы в тот же или наследующий день;
  • постоянные опоздания, частые отмены занятий, причём внезапно, по причине "ой, я играю в КВН, у меня автошкола, у меня день рождения, у меня неожиданно поставили пробник / контрольную (ага, в 16.00 в 11-м классе, ага);
  • память похожа на дуршлаг, ржавую тёрку или крупноячеистую сеть (да, образ взят у Стругацких 😉) - забывает всё нафиг, а потом ещё шлифует кору мозга, чтоб блестела. То есть не помнит ни лешего, особенно после пропусков.

Ну и что? Многократно уже говорилось о том, что и мы, репетиторы, и учителя в школе (процентов на восемьдесят это одни и те же люди) волнуемся за детей и их результат на экзамене.

А оно надо?
Друзья мои, коллеги, даже если вы работаете в школе, даже если школе нужны показатели и рейтинги - они нужны школе, не вам. Памятник за то, что вы волнуетесь и выворачиваетесь наизнанку на работе вам никто не поставит. Да и если поставят - нужен ли вам памятник? Его ставят обычно посмертно, на могилу. Да и от прижизненного тоже только хлопоты. В виде голубей, например.
Результат генерации по запросу "Противоборство голубей и памятников", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Противоборство голубей и памятников", стиль: 4k

Так вот, если ребёнок имеет кучу социальной жизни и прочих нагрузок, это часто соседствует а) с легкомыслием и б) с усталостью и рассеянностью. Готовьтесь к тому, что приоритет ваших занятий будет ближе к хвосту, где-то между "погулять с собакой" и "вынести мусор". И вот это, не стесняясь, вполне можно озвучить родителям, особенно, если у вас не хватает пока смелости ввести предоплату. Договариваемся заранее о том, что ответственность за результат лежит поровну на всех - и на репетиторе, и на ребёнке, и на родителях. То есть, пропуски, какую бы супер-гипер-ультрауважительную причину бы для них не придумали, ВСЕГДА вредят результату обучения. На экзамене вообще всем до фени, в каких международных конкурсах танцев ты участвуешь, когда там день рождения у твоей лучшей подруги и сколько швов пришлось наложить кошке в ветклинике. Идти навстречу - личное дело каждого, но готовьтесь к тому, что какие-то темы придётся объяснять сначала, даже элементарные.

"Вред от пропусков перевешивает пользу от них". Нейросеть Kandinsky 3/0, холст, масло. Кстати, что тут вред, а что польза?
"Вред от пропусков перевешивает пользу от них". Нейросеть Kandinsky 3/0, холст, масло. Кстати, что тут вред, а что польза?

То же самое, если вдруг ребёнку доверяют самому платить за занятия. Если вы работаете по принципу "мы доверяем друг другу, оплата - после занятия", то хотя бы один из ваших учеников (в лучшем случае) будет забывать, тянуть до последнего, оплачивать проведённое занятие за пять минут до следующего итак далее. Если вы живёте в семье аллигаторов олигархов, возможно, вам это будет не принципиально. Однако как-то спокойнее, когда расчёт происходит день в день.

Но это работает с порядочными и мотивированными людьми. А если репетитор в списке трат стоит после бровей, ногтей и кафе, то не работает.

Ещё занятная ситуация может произойти, когда родители считают, что их ребёнку нужно высшее образование и ему - внимание! - пора становиться самостоятельным. А сам ребёнок об этом не просто не думает, а вообще старается всячески избегать разговоров и мыслей об этом. Несколько занятий у вас пройдут более-менее нормально, правда, ученик будет усиленно делать вид, что не понимает, когда вы объясняете материал, и вам придётся спускаться на уровень начальной школы, несмотря на то, что вы работаете со старшеклассником или вообще студентом, допустим, колледжа. А потом ученик резко пропадёт с радаров. Вообще. Отвечать на звонки и сообщения не будет, просто перестанет являться на занятия. А для родителей это будет сюрпризом. Поэтому обсудите это с ними до того, как начнёте заниматься.

Пока я не ввёл строгую предоплату за занятия, подобные случаи были если не сплошь и рядом, то примерно каждый пятый.

Вот ты, Пал Саныч, долдонишь всё о предоплате. Как её вводить-то?

Например, вот так.

При знакомстве с учеником, когда заходит речь об оплате - всем же важно - просто говорим: оплату делаем перед занятием. Деньги пришли - занимаемся. Нет - извините. Деньги могут прийти не сразу, тогда можно прислать чек мессенджером.

Ни с кем ещё не случилось ничего плохого из-за своевременной оплаты. Она тем и хороша, что о ней напоминать не приходится. Напоминание об оплате неприятно обеим сторонам.

Это люди, они несут / везут предоплату
Это люди, они несут / везут предоплату

А после этого уже гораздо проще перейти на настоящую авансовую предоплату. Если вы ИП или самозанятый, и выбиваете чеки за каждое занятие, то брать деньги за пакет занятий гораздо удобнее. Один чек выбивать или десять-двадцать?

Ладно, подытожим. Чтобы не иметь неприятностей с расписанием, быть более уверенным в учениках, посвятите несколько минут тому чтобы родители поняли:

  • Контроль за присутствием ученика на занятии - это дело в том числе и родителей;
  • Своевременное, не за пять минут до урока, выполнение домашних заданий и их отправка вам - это то, за чем родители вполне могут проследить, если им интересен результат;
  • Оплата занятия - это дело не ученика, а родителей, и должна осуществляться вовремя, и делать это перед занятием, а не когда-нибудь потом - признак хорошего воспитания;
  • Репетитор ВЫДЕЛЯЕТ время, и постоянно переставлять занятия в расписании он не может. Вам меня рекомендовали? Именно поэтому у меня расписание забито;
  • Репетитору ВАЖНО знать об отсутствии ученика на занятиях как можно более заранее. Если что-то плохое случается неожиданно, то о запланированных конкурсах, фестивалях, днях рождения и прочих народных гуляниях мы все знаем заранее. Если вы живёте по принципу "выходя из дома, возьми на всякий случай загранпаспорт", то не врите про серьёзность намерений, дела с вами иметь нельзя;
  • Извинения формальны и ничего не стоят. И если вы сказали, что больше заниматься с учеником не будете, то это не потому что вы обиделись или цену себе набиваете. Это означает, что ученик не понял главного - занятия нужны прежде всего ему самому. Поэтому второго шанса вы не даёте.

Повторяю, понять это должны именно родители. Ученик, если поймёт, то сильно-сильно позже необходимого. Недаром возрастом дееспособности считается совершеннолетие, а британские учёные так вообще, говорят, подростковый возраст до 35 лет продлили.

Результат генерации по запросу "Мир полон мудрости, добра и справедливости", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Мир полон мудрости, добра и справедливости", стиль: 4k

В эпоху, когда в школе учиться не принято, объясняя это чем угодно, кроме собственного к школе пренебрежения, образование приобретает приставку "псевдо-". Если родители не понимают, что оценки - вторичны, и должны являться результатом труда, причём не обезьяньего, а качественно-умственного, то они не поймут этого вообще.

Обнимаю.

Ваш Пал Саныч Рябчиков