О судьбах тех, кто выжил в блокадном городе
В Государственном музее политической истории России открылась выставка «Блокадный дневник». К этому событию было приурочено открытие мемориальной доски, посвящённой сотрудникам музея, отдавшим жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны и работавшим в осаждённом Ленинграде.
Из почти двух сотен работников к апрелю 1942 года в ГМР осталось 12 человек. Большинство оказались на партполитработе в Красной Армии, трудились на строительстве оборонительных сооружений, выезжали в качестве агитаторов на предприятия, в госпитали и на призывные пункты. Четверо сотрудников были прикреплены к жилым домам, где отвечали за «политико-моральное состояние жильцов», попутно занимаясь вопросами эвакуации, расселения оставшихся без крова из-за бомбёжек взрослых и детей.
«Блокадная» коллекция музея начала формироваться с первых месяцев войны. Её собирали как сами сотрудники, так и жители Ленинграда, приносившие в Музей революции, как он назывался в то время, свои реликвии. Часть документов вошла в книгу с названием «ВЫЖИВЕМ!» автора-составителя Александра Смирнова.
В издании сделан акцент на дневниках, которые вели жители осаждённого города. В ней есть также рисунки, плакаты, фотографии как общего, так и личного характера.
На выставке сотрудники музея представили дневники ленинградцев, хранящиеся в музее. Их авторы – студентка Технологического института Татьяна Михеева, потерявшая за время блокады родителей; студент Политехнического института, будущий академик Михаил Будыко; бухгалтер автобазы № 2 Ленинградской областной торгово-заготовительной конторы Любовь Батракова, долгое время не знавшая, куда эвакуирован её сын и какова его судьба; старший инженер Ленинградской кабельной сети Наталья Сидорова, стремившаяся спасти престарелую мать.
Кстати, старались уберечь не только родных людей. В ходе экскурсии по выставке заведующая экспозиционно-выставочным отделом Маргарита Самойлова рассказала о наиболее животрепещущих страницах рукописных записей, зачитала их фрагменты.
– Поражает забота человека, который сам едва выживает, которому нужно спасти мать, а он ещё думает о собаке. Он делит с собакой пищу, хотя её очень мало. Он уже худющую собаку, которая не может ходить, выносит на руках вниз, – отметила Маргарита Самойлова.
Ещё один эпизод её рассказа воспроизводит трагические будни 15-летней Риты Бельман. Вот что она пишет: «Я очень любила маму и с 6 лет начала мыть посуду, убирать комнату. А теперь, когда мне 15 – у меня всюду была идеальная чистота. Когда мама усталая приходила с работы и видела все это, она вознаграждала меня своей улыбкой и поцелуем. Ах, как я любила свою маму! Как же мы были дружны! Я никуда не ходила, пока мама была дома. Мама делилась со мной всем: радостью и горем, мы всё делили пополам.
Но со мной случилось большое несчастье – у меня вытащили карточки. Это было в магазине. Мама ни словом не упрекнула меня, наоборот, начала меня утешать, но я же видела, как изменилось её лицо. У мамы была карточка служащей, а у меня – иждивенческая. Мама как-то что-то доставала и почти всё отдавала мне. Я так не хотела брать, но так хотелось есть! Брала… А мама голодала. Я видела, как она сначала похудела, а потом начала пухнуть. Она уже не вставала с постели, и мы спали с ней на одной кровати. Однажды ночью я проснулась. Было очень тихо. Мне стало страшно. Мама лежала рядом такая молчаливая. Слегка светила луна.
– Мама! – позвала я, но она не откликнулась. – Мама!
Я протянула руку. Она была уже такая холодная… Возможно, у неё было слабое сердце, поэтому она так внезапно умерла. Я так и пролежала с ней в постели до самого утра, всё не веря в её смерть и в то, что у меня нет больше мамы. Что было дальше, я уже не помню».
Риту, как и многих других детей, оставшихся без родителей, спасли от голодной смерти в приёмнике- распределителе. Не все из них могли сказать что-то про родителей, про самих себя. Рукописный дневник- альбом, содержащий воспоминания 12 детей, помогал им выстоять и выжить, а спустя 80 лет даёт нам возможность понять их эмоциональный портрет и настроение.
– Дети легко сживались, верили в будущее, – рассказала Маргарита Самойлова. – В их записях нет слова «жутко», а есть вера в то, что их обязательно спасут.
На выставке представлены книги, предметы быта ленинградцев блокадной поры. Среди них сказки Ганса Х. Андерсена, книжечка писателя Николая Тихонова «Черты советского человека» 1942 года издания. Фото фронтового журналиста газеты «На страже Родины» Николая Хандогина иллюстрируют нелёгкий быт защитников Ленинграда, их настрой и непреклонность. Выставка в Музее политической истории России продлится до мая.
Сергей АНТОНОВ
Фото автора и организаторов
Санкт-Петербург