Магаданский кризис
Добравшись до населенного пункта Омсукчан, нам с коллегой оставалось преодолеть еще около четырехсот километров, большая часть дороги была уже позади. В этом поселке нас ожидала заправка вне! «АЗС». Наше руководство договорилось с работающей фирмой в «Омсукчане», где наш вахтовый автобус заправят. По непонятным причинам был дефицит с дизельным топливом во всей Магаданской области. Об этом внезапном кризисе твердили источники «СМИ». В это трудно поверить! Но, на единицу грузового автомобиля выдавали не более 150 литров топлива. От чего сильно страдали водители, занимавшиеся частным извозом.
Время играло не в нашу пользу! Практически до обеда мы с напарником простояли в ожидании звонка, чтобы заправить наш Камаз. Настораживал тот разговор с механиком, который сказал; - дороги до рабочего участка нет! И машины несколько дней не могут пробить зимник.
Уверенность в преодолении оставшегося пути вселяла погода, которая шептала:
«Налей и выпей!» Но этого делать нельзя! Впереди еще сотни километров непредсказуемой дороги.
Поселок городского типа Омсукчан располагался в живописном месте!
Вокруг поселка стояли покрытые снегом сопки, закрывавшие населенный пункт от ветра, и выйдя на улицу, не ощущалось температуры, которая опустилась за минус 40 градусов. Это нормальное явление для района крайнего севера, когда тишина и лишь похрустывающий снег под ногами своим звуком напоминал о холодной зиме.
Наконец раздался долгожданный звонок, который так долго ожидали с напарником. Немного поплутав по незнакомым улицам, наш голодный Камаз наконец-то добрался до места заправки. Заправив полные баки дизельным топливом, перегон вахтового автобуса продолжился.
Николай все еще не освоился к необычной коробке передач «ZF-9», хотя делал успехи и уже реже отправлял производителям слова "благодарности". Выехав на зимник, дорога оказалась на удивление хорошей, наваленный по бокам проезжей части снег указывал на недавно прошедший грейдер. И это радовало. Половину оставшегося зимника я уже знал, меня ни раз отправляли по этой дороге на автокране поднимать попавшие в неприятную ситуацию автомобили.
Но эта половина, по которой мы двигались, мне была незнакома. Новый вахтовый автобус с необычным двигателем «Cummins» мне сразу понравился, еще в начале пути. Его тихий, практически неслышный шум и лихо набиравшиеся обороты позволяли быстро наращивать скорость, которая ограничивалась неровной поверхностью зимника. Незаметно разогнавшийся Камаз приходилось плавно притормаживать, перед внезапно появившемся трамплином. Такая дорога асфальт, по сравнению с тем, что осталось у нас позади.
Это "Колымский зимник!" Непредсказуем и что ожидает водителя, отправляющегося на зимнюю, скованную северными морозами дорогу всегда остается тайной. Проехав несколько десятков километров, впереди появился трактор. Это был "Кировец", оборудованный дорожной службой под расчистку, выполнив работу в одну сторону, возвращался в обратном направлении. Впереди нас ждал отворот, по которому автомобили уходят в направлении «Северо-Эвенского района». Сбившиеся с курса водители, не зная маршрута, сворачивают и попадают в тупик.
Однажды мой хорошо знакомый, уехал на эту дорогу и засадив свой Камаз, долгое время ожидал помощи. Но эта другая история; о которой я поведаю в следующий раз.
Неожиданная встреча и суровые реалии
Заброшенная между сопок старая дорога проложена к Охотскому морю. На берегу которого немало поселков, во времена Советского Союза хорошо процветавших и занимавшихся разведением северных оленей. Мы двигались по равнинной местности, дорога пересекала многочисленные реки, ручьи. Сидя в кабине в надежде увидеть стадо диких оленей, я приглядывался по сторонам в поисках этих животных. Которые спустя несколько километров сами появились на нашем пути.
Это местные жители, Ламуты, Эвенки они используют северных оленей, запряженных в нарты для передвижения по северной земле. Любуясь на эту картину, в голове невольно проносятся мысли:
— Как мало для местного жителя надо, живущего один на один с этим загадочным миром. Миром, хранившем в своих недрах многочисленные тайны. Узнать и нарушить которые пришел современный человек!
Впереди ожидала знакомая дорога, для увеличения срока службы которой использовали воду. Специально намораживая лед, искусственно создавали надежную прочную поверхность. По намороженному льду даже с приходом весны автомобили еще долгое время могли передвигаться. Чем ближе продвигался наш Камаз к заветной цели, тем сильнее сказывалась усталость.
Мы с Николаем все чаще стали меняться местами. Дорога, по которой следовал автомобиль, управляемый двумя водителями, поочередно, словно морские волны, раскачивала кабину, убаюкивая водителя.
В этот период водитель, находящийся за рулем, в любой момент может потерять контроль над транспортным средством из-за концентрации внимания. Которое притуплялось ярким светом солнечных лучей, отраженных от поверхности льда, по которому двигался наш вахтовый автобус. Поэтому нам с напарником приходилось часто останавливаться, чтобы глотнуть свежего воздуха и развеяться. Осмотрев при этом железного коня и хоть немного отдохнуть от водительского сидения, которое вторые сутки удерживало уставшую "пятую" точку опоры водителя.
Открытая местность внезапно сменилась лесотундрой, сквозь которую была проложена зимняя дорога. Это даурская лиственница и карликовая береза, удерживающие на своих ветвях скопившийся снег. Зимник приобретал узкую проезжую часть, по которой двигаться приходилось с особой осторожностью. Внезапные повороты, скрывающиеся под густыми зарослями различного кустарника, заставляли настораживать внимание и сбрасывать скорость. В любой момент мог появиться встречный автомобиль, разъехаться с которым на большой скорости не представлялась возможность.
Мы спешили, много драгоценного времени было потеряно в ожидании заправки в поселке Омсукчан, хотелось добраться быстрее за светло. Что ожидает на пути к конечной точки, расположенной на производственном участке, где с нетерпением нас ожидал механик, было неизвестно. Слова механика об отсутствия дороги приобретали мифическое значение. Двигавшийся автомобиль по удивительно чистому зимнику говорил обратное. Но это лишь временное явление на пути, где впереди ожидали многочисленные вскрывшиеся наледи.
Ледяной капкан
Спокойная поездка закончилась с появлением окружающих сопок долины, которая встретила парящим холодным паром, исходящим из многочисленных образовавшихся наледей. И уверенно двигавшийся автомобиль потерял направление, когда среди бескрайних снежных просторов образовалась вода, парящая, скрывающая под толщей льда образовавшиеся пустоты.
Здесь нас с напарником ожидала долгая борьба с природной стихией! Совсем недавно дорога, имевшая прямое направление, терялась в образовавшейся наледи и расходилась в различные направления. По следу проехавших машин было непонятно? В каком направлении двигаться! Но других вариантов нет. Потихоньку, метр за метром, продолжилось наше движение, слышался хруст трескавшегося льда под колесами вахтового автобуса. В любой момент тяжелая техника могла проломить толщу льда и оказаться в плену образовавшейся наледи.
Этой долины, казалось, нет конца, сквозь исходящий пар виднелась только растительность, густо произрастающая по обеим сторонам этого бездорожного участка. Немалое количество времени было потрачено, чтобы преодолеть это природное явление, внезапно оказавшееся на нашем пути.
"Полноприводный" Камаз доказал свои "вездеходовские" качества, не жалея резины пробуксовывая своими колесами по скользкому льду, который хрустел под напором "трехсотсильного" «Татарина». Штурм непролазного участка оказался пробит! Мы преодолели этот "ледяной капкан" подготовленный нам природой.
Немало времени нам с напарником потребовалось на борьбу через дорогу, покрытую льдом и водой. В некоторых моментах казалось, что это будет нереально.
День близился к концу, зимник постоянно менялся. Место, где, казалось, когда-то я проезжал на автокране! Управляя вахтовым автобусом, мне было незнакомо. Тем и непредсказуем Колымский зимник, ежегодно меняющий свое направление.
За окнами кабины постепенно начало смеркаться, шли вторые сутки нашего непростого путешествия. От усталости, когда-то впечатляющая природа уже не радовала уставшие глаза. Хотелось быстрее добраться, проезжая очередной поворот, взгляд устремлялся увидеть свет. Свет, который ознаменуют окончание нашего пути. Наконец, в темноте показались огоньки! Это был аэропорт, расположенный в тридцати километрах от производственного участка. Проехав, еще немного раздались звуки сотовых телефонов, которое хранили в себе "смс" сообщения.
Мы приехали! Мы дома.
Это лишь два дня! Пережитых мною работая вахтовым методом. Впереди многие годы! Наполненные ценной информацией, которой я легко могу поделиться со своими читателями.