В нашей прошлой публикации мы с вами достигли Тайшета.
Кстати, западнее в Иркутской области есть еще один город - Бирюсинск. Естественно, что расположен он тоже одним краем (северным) на Транссибе. А вот второй край (южный) "цепляет" ответвление на "Дорогу мужества" - ветка на Абакан. Есть такой южный дублер Транссиба в этой части страны. По красивым местам проходит, кстати. Вот его самое известное сооружение - Козинский виадук:
Я тут проезжал в марте 2013 года. Тогда в один из своих последних рейсов отправился состав Иркутск-Абакан. Тащился он, конечно, с жуткой скоростью. 4 часа стоял в Саянской, но зато и этот край я посмотрел.
Но мы всё-таки давайте вернемся на Транссиб. Вообще, то, что между станциями Тайшет и Решоты нет сообщения электропоездами – это достаточно странно. Для меня, по крайней мере. Единственное объяснение, которое в связи с подобной ситуацией приходит на ум, это то, что Тайшет в Иркутской области, а Решоты в Красноярском крае. Вот и не поделили соответствующий участок Байкальская пассажирская компания и КрасПригород. Хотя всего-то 60 км разделили населенные пункты / станции.
Надо сказать, что там с поиском автобусного сообщения все напряженно. То есть в направлении Красноярска поисковые сервисы выдают один единственный автобус, следующий по маршруту Нижнеудинск – Красноярск. Он останавливается на вокзале в Тайшете. Но проблема в том, что идет в сторону Красноярска он вечером, а потому терять целый день как-то совсем не хочется. Цены на такси в нужном нам направлении также не гуманные. В районе 1500 рублей до Нижней Поймы. Поезда, которые проходят в западном направлении – от 850 рублей. И это за 60 км. Ну как-то тоже не очень бюджетно. Поэтому остается надеяться, что какое-то местное автобусное сообщение там есть. Ну не верю я, чтобы между населенными пунктами, в первом из которых проживает 35 тыс. чел., а во втором 8 тыс. чел., не было автобусного сообщения. Ну если не автобус, то маршрутка точно должна быть. Если у меня в читателях есть жители этих мест, то подскажите, как же нам все-таки добраться из Тайшета до Нижней Поймы. А встретит нас там вот такая радостная вывеска:
В настоящее время станция Решоты – узловая. От нее отходит ветка на север. Кстати, еще интереснее, что раньше название писалось через «ё» - Решёты. Главный же скачок в развитии этих мест произошел в конце 30-х годов в связи с организацией здесь лагерей. В общем, наша задача успеть на экспресс до Красноярска, который отходит в 12.05. Время в пути здесь будет около 6,5 часов, то есть в Красноярске мы окажемся уже вечером.
Теоретически можно выйти около 14 часов в Канске, и прогуляться по этому городу в Красноярском крае. У нас на это будет 1,5 часа, так как последняя электричка из Канска на Красноярск отходит в 15.29. По крайней мере, по одной из главных улиц от вокзала до Гадаловских рядов прогуляться можно будет успеть. Весь центр Канска – это сплошь историческая застройка. Достаточно интересная.
Название же Канску дала река Кан. По мнению большинства специалистов, это следует трактовать как кровь: то ли от цвета земель вокруг, то ли от какого-то сражения еще с монголо-татарами местных племен. Тут же сразу вспоминается Абакан. По основной версии - медвежья кровь.
В общем, я бы вышел в Канске прогуляться. Все-таки какой смысл просто ехать на электричках, вообще не осматривая окрестности. Ну и размяться, а то сидеть 6,5 часов как-то не самый хороший вариант. Цена билета здесь составляет 610 руб. Итого общий бюджет поездки собственно на поездах 1946 рублей.
Надо сказать, что цена на плацкарт на то же расстояние стала отличаться в процентном отношении уже меньше, чем на участке Иркутск-Тайшет. От Иркутска до Красноярска реально доехать за 2494 рубля.
И вот уже мы подъезжаем к вокзалу Красноярска. И непосредственно перед самим вокзалом у нас будет мост через Енисей. Знаменитейший объект, выигравший кучу премий. Я помню, как я первый раз ждал этот объект. Дед мне начал про Енисей рассказывать почти сразу же после Уяра. Правда, в основном его рассказ сводился к тому, что в честь Енисея названа команда по хоккею с мячом. Он был большим поклонником этого вида спорта. В Иркутске в 90-е и в начале 2000-х этот вид спорта тоже был сильно популярен. Сейчас тоже есть те, кто не пропускает матчи "Байкал-Энергии", но в целом ажиотажа уже нет. Но противостояния с "Енисеем" до сих пор вызывают интерес.
Что же про сам мост, то сооружение уникальное, которое возводили в сложнейших условиях. Течение быстрое, Енисей широкий и глубокий, лед толстый, да еще и без ГЭС паводки бывали. Если не вдаваться в детали, то опоры строили зимой. А вот сами фермы сверху установили потом вообще в какие-то рекордные сроки. Но все равно - уже первый поезд прибыл в Иркутск, а мост через Енисей сдали позднее. На всемирной выставке в Париже он получит золотую медаль. Но конкуренции с Эйфелевой башней не было, как можно прочитать во многих источниках. Та получила аналогичный приз раньше.
В наши дни это уже замененные конструкции. Старые хотели было оставить, как памятник. Но что-то не сложилось. Причем разбирали мост на металлолом дольше, чем строили. Сейчас построили еще один мост. Его называют Мост 777. Официально - Коркинский. Но мы двигаемся по старому мосту. И в итоге к вечеру оказываемся в Красноярске. Конечно, в этом городе можно и на несколько дней задержаться. На Столбы съездить, если туда пускают. Вроде слышал, что периодически вводятся ограничения на посещение. Ну и вообще по центру прогуляться. Фонтан Реки Сибири, наверное, в любом случае посмотреть успеем.
Понятно, что в столице края с гостиницами особо проблем нет. Цены, правда, тоже соответствующие краевой столице. Но сейчас все дорого. Но в общем можно найти и дешевый вариант просто переночевать. А утром на следующий день у нас следующий этап - Красноярск - Ачинск. электричка отправляется в 8.39, но ходит не каждый день, так что там нужно подгадывать. И где-то в пути ее обгонит поезд № 9. Он отправится с Красноярского вокзала на 16 минут позже, а прибудет в Ачинск на 1 час раньше. 9 минут электричка будет стоять на станции Снежница. Вот подозреваю, что там обгон и происходит. Больше крупных стоянок нет.
Именно на этом этапе будет станция, название которой всегда улыбку вызывает - Козулька. Цена билета на весь участок - 372 рубля, 4 часа с небольшим в пути и мы на западе Красноярского края. Автобусом, кстати, быстрее примерно на час. Но и дороже минимум на 60%. А плацкарт в «девятке» в три раза дороже.
В Ачинске у нас 45 минут на то, чтобы размять косточки в округе привокзальной площади, и следующий марш-бросок до Боготола. Это тоже еще Красноярский край. Время в пути до него из Ачинска около 1,5 часов.
В Ачинске прямо на вокзале можно прочитать табличку, что в 1900 году отсюда в Уфу из ссылки отбыл В.И. Ленин. Можно успеть сбегать до Парка железнодорожников и посмотреть достаточно редко встречающийся объект - железнодорожное кольцо, как у трамвая. Диаметр там около 600 метров.
А вот до центра города добежать вряд ли получится. Разве что если на такси. Там 5 км. Ну или остаться в городе до половины седьмого, и спокойно прогуляться, а потом на последней электричке отправиться уже в Боготол.
В принципе Ачинск очень даже располагает к прогулкам. Широкие зеленые улицы, но есть и застройка начала ХХ века причем в весьма приличном состоянии.
Живет здесь около 100 тыс. чел. В Красноярском крае больше лишь в самом краевом центре и далеко на севере - в Норильске. И основан он был как острог на берегу реки Чулым. Если я правильно понимаю, то там у Чулыма толком даже набережной нет. Ну или она какая-то маленькая. Даже как-то странно, если честно. Мощная река, достаточно высокий берег.
В Боготоле окажемся около 20.00, как раз, чтобы лечь отдохнуть. Цена вопроса до Боготола 93 рубля. Итого весь наш бюджет составляет 2411 руб. Этот кусок на электричке оказался каким-то достаточно дешевым. Минимальная цена на плацкарт от Иркутска-Пассажирского до Боготола 3163 руб. То есть разница составила уже более 750 рублей. Но нужно помнить, что нам ночевать как минимум три ночи где-то: В Зиме, Тайшете и Красноярске. Но мы же решили, что затраты на гостиницу будем относить не к транспортным расходам, а к расходам на размещение в пункте осмотра достопримечательностей. Все-таки это совсем другая статья.
Кстати, на поезде время в пути до Боготола варьируется от менее чем 22 часов, то 1 сут. 2 часов. Приличный такой разброс в 4 часа на менее чем суточном перегоне, более 15% разницы.
Боготол намного меньше Ачинска - около 20 тыс. чел. Поэтому "зависать" здесь надолго мы не будем. Хотя был в истории персонаж, который на Боготольской земле задержался на 20 с лишним лет. Известный старец Федор Кузьмич, под которым многие понимают скрывшегося с глаз людских Александра I. Но это все вообще отдельная история. Хороший небольшой город, чтобы переночевать, а завтра двинуться дальше.
Ну а главный итог - после разрыва между Тайшетом и Решотами новых разрывов в движении электричек нет.
Хотя стоп! А вот между Красноярским краем и Кемеровской областью опять нет электричек. То есть из Боготола в Мариинск тоже не попасть! Поэтому имеет смысл загрузиться на вечерний или ночной автобус (здесь они проходят до Мариинска). И там уже отдыхать. Но вставать придется рано, поскольку электричка в сторону Тайги отправляется аж в 05.44. Можно, конечно, подождать до 5 вечера, ознакомиться с Мариинском, но об этом я подумаю в следующей публикации, поскольку Красноярский край уже точно закончился.
Спасибо, что следите за этой частью канала. До встречи!