Найти тему

По Транссибу на электричках. Получится ли? Часть 2. Красноярский край

В нашей прошлой публикации мы с вами достигли Тайшета.

Кстати, западнее в Иркутской области есть еще один город - Бирюсинск. Естественно, что расположен он тоже одним краем (северным) на Транссибе. А вот второй край (южный) "цепляет" ответвление на "Дорогу мужества" - ветка на Абакан. Есть такой южный дублер Транссиба в этой части страны. По красивым местам проходит, кстати. Вот его самое известное сооружение - Козинский виадук:

Козинский виадук. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Козинский виадук. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Я тут проезжал в марте 2013 года. Тогда в один из своих последних рейсов отправился состав Иркутск-Абакан. Тащился он, конечно, с жуткой скоростью. 4 часа стоял в Саянской, но зато и этот край я посмотрел.

Но мы всё-таки давайте вернемся на Транссиб. Вообще, то, что между станциями Тайшет и Решоты нет сообщения электропоездами – это достаточно странно. Для меня, по крайней мере. Единственное объяснение, которое в связи с подобной ситуацией приходит на ум, это то, что Тайшет в Иркутской области, а Решоты в Красноярском крае. Вот и не поделили соответствующий участок Байкальская пассажирская компания и КрасПригород. Хотя всего-то 60 км разделили населенные пункты / станции.

Надо сказать, что там с поиском автобусного сообщения все напряженно. То есть в направлении Красноярска поисковые сервисы выдают один единственный автобус, следующий по маршруту Нижнеудинск – Красноярск. Он останавливается на вокзале в Тайшете. Но проблема в том, что идет в сторону Красноярска он вечером, а потому терять целый день как-то совсем не хочется. Цены на такси в нужном нам направлении также не гуманные. В районе 1500 рублей до Нижней Поймы. Поезда, которые проходят в западном направлении – от 850 рублей. И это за 60 км. Ну как-то тоже не очень бюджетно. Поэтому остается надеяться, что какое-то местное автобусное сообщение там есть. Ну не верю я, чтобы между населенными пунктами, в первом из которых проживает 35 тыс. чел., а во втором 8 тыс. чел., не было автобусного сообщения. Ну если не автобус, то маршрутка точно должна быть. Если у меня в читателях есть жители этих мест, то подскажите, как же нам все-таки добраться из Тайшета до Нижней Поймы. А встретит нас там вот такая радостная вывеска:

Нижняя Пойма / Решоты. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Нижняя Пойма / Решоты. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В настоящее время станция Решоты – узловая. От нее отходит ветка на север. Кстати, еще интереснее, что раньше название писалось через «ё» - Решёты. Главный же скачок в развитии этих мест произошел в конце 30-х годов в связи с организацией здесь лагерей. В общем, наша задача успеть на экспресс до Красноярска, который отходит в 12.05. Время в пути здесь будет около 6,5 часов, то есть в Красноярске мы окажемся уже вечером.

Теоретически можно выйти около 14 часов в Канске, и прогуляться по этому городу в Красноярском крае. У нас на это будет 1,5 часа, так как последняя электричка из Канска на Красноярск отходит в 15.29. По крайней мере, по одной из главных улиц от вокзала до Гадаловских рядов прогуляться можно будет успеть. Весь центр Канска – это сплошь историческая застройка. Достаточно интересная.

Свято-Троицкий Собор. Канск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Свято-Троицкий Собор. Канск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Гадаловские ряды. Канск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Гадаловские ряды. Канск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Название же Канску дала река Кан. По мнению большинства специалистов, это следует трактовать как кровь: то ли от цвета земель вокруг, то ли от какого-то сражения еще с монголо-татарами местных племен. Тут же сразу вспоминается Абакан. По основной версии - медвежья кровь.

В общем, я бы вышел в Канске прогуляться. Все-таки какой смысл просто ехать на электричках, вообще не осматривая окрестности. Ну и размяться, а то сидеть 6,5 часов как-то не самый хороший вариант. Цена билета здесь составляет 610 руб. Итого общий бюджет поездки собственно на поездах 1946 рублей.

Надо сказать, что цена на плацкарт на то же расстояние стала отличаться в процентном отношении уже меньше, чем на участке Иркутск-Тайшет. От Иркутска до Красноярска реально доехать за 2494 рубля.

И вот уже мы подъезжаем к вокзалу Красноярска. И непосредственно перед самим вокзалом у нас будет мост через Енисей. Знаменитейший объект, выигравший кучу премий. Я помню, как я первый раз ждал этот объект. Дед мне начал про Енисей рассказывать почти сразу же после Уяра. Правда, в основном его рассказ сводился к тому, что в честь Енисея названа команда по хоккею с мячом. Он был большим поклонником этого вида спорта. В Иркутске в 90-е и в начале 2000-х этот вид спорта тоже был сильно популярен. Сейчас тоже есть те, кто не пропускает матчи "Байкал-Энергии", но в целом ажиотажа уже нет. Но противостояния с "Енисеем" до сих пор вызывают интерес.

Что же про сам мост, то сооружение уникальное, которое возводили в сложнейших условиях. Течение быстрое, Енисей широкий и глубокий, лед толстый, да еще и без ГЭС паводки бывали. Если не вдаваться в детали, то опоры строили зимой. А вот сами фермы сверху установили потом вообще в какие-то рекордные сроки. Но все равно - уже первый поезд прибыл в Иркутск, а мост через Енисей сдали позднее. На всемирной выставке в Париже он получит золотую медаль. Но конкуренции с Эйфелевой башней не было, как можно прочитать во многих источниках. Та получила аналогичный приз раньше.

Мост через Енисей. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Мост через Енисей. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В наши дни это уже замененные конструкции. Старые хотели было оставить, как памятник. Но что-то не сложилось. Причем разбирали мост на металлолом дольше, чем строили. Сейчас построили еще один мост. Его называют Мост 777. Официально - Коркинский. Но мы двигаемся по старому мосту. И в итоге к вечеру оказываемся в Красноярске. Конечно, в этом городе можно и на несколько дней задержаться. На Столбы съездить, если туда пускают. Вроде слышал, что периодически вводятся ограничения на посещение. Ну и вообще по центру прогуляться. Фонтан Реки Сибири, наверное, в любом случае посмотреть успеем.

Красноярск. Реки Сибири. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Красноярск. Реки Сибири. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Понятно, что в столице края с гостиницами особо проблем нет. Цены, правда, тоже соответствующие краевой столице. Но сейчас все дорого. Но в общем можно найти и дешевый вариант просто переночевать. А утром на следующий день у нас следующий этап - Красноярск - Ачинск. электричка отправляется в 8.39, но ходит не каждый день, так что там нужно подгадывать. И где-то в пути ее обгонит поезд № 9. Он отправится с Красноярского вокзала на 16 минут позже, а прибудет в Ачинск на 1 час раньше. 9 минут электричка будет стоять на станции Снежница. Вот подозреваю, что там обгон и происходит. Больше крупных стоянок нет.

Именно на этом этапе будет станция, название которой всегда улыбку вызывает - Козулька. Цена билета на весь участок - 372 рубля, 4 часа с небольшим в пути и мы на западе Красноярского края. Автобусом, кстати, быстрее примерно на час. Но и дороже минимум на 60%. А плацкарт в «девятке» в три раза дороже.

В Ачинске у нас 45 минут на то, чтобы размять косточки в округе привокзальной площади, и следующий марш-бросок до Боготола. Это тоже еще Красноярский край. Время в пути до него из Ачинска около 1,5 часов.

В Ачинске прямо на вокзале можно прочитать табличку, что в 1900 году отсюда в Уфу из ссылки отбыл В.И. Ленин. Можно успеть сбегать до Парка железнодорожников и посмотреть достаточно редко встречающийся объект - железнодорожное кольцо, как у трамвая. Диаметр там около 600 метров.

Ачинск. 2ГИС
Ачинск. 2ГИС

А вот до центра города добежать вряд ли получится. Разве что если на такси. Там 5 км. Ну или остаться в городе до половины седьмого, и спокойно прогуляться, а потом на последней электричке отправиться уже в Боготол.

В принципе Ачинск очень даже располагает к прогулкам. Широкие зеленые улицы, но есть и застройка начала ХХ века причем в весьма приличном состоянии.

Аччинск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Аччинск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Живет здесь около 100 тыс. чел. В Красноярском крае больше лишь в самом краевом центре и далеко на севере - в Норильске. И основан он был как острог на берегу реки Чулым. Если я правильно понимаю, то там у Чулыма толком даже набережной нет. Ну или она какая-то маленькая. Даже как-то странно, если честно. Мощная река, достаточно высокий берег.

Чулым. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Чулым. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В Боготоле окажемся около 20.00, как раз, чтобы лечь отдохнуть. Цена вопроса до Боготола 93 рубля. Итого весь наш бюджет составляет 2411 руб. Этот кусок на электричке оказался каким-то достаточно дешевым. Минимальная цена на плацкарт от Иркутска-Пассажирского до Боготола 3163 руб. То есть разница составила уже более 750 рублей. Но нужно помнить, что нам ночевать как минимум три ночи где-то: В Зиме, Тайшете и Красноярске. Но мы же решили, что затраты на гостиницу будем относить не к транспортным расходам, а к расходам на размещение в пункте осмотра достопримечательностей. Все-таки это совсем другая статья.

Кстати, на поезде время в пути до Боготола варьируется от менее чем 22 часов, то 1 сут. 2 часов. Приличный такой разброс в 4 часа на менее чем суточном перегоне, более 15% разницы.

Боготол намного меньше Ачинска - около 20 тыс. чел. Поэтому "зависать" здесь надолго мы не будем. Хотя был в истории персонаж, который на Боготольской земле задержался на 20 с лишним лет. Известный старец Федор Кузьмич, под которым многие понимают скрывшегося с глаз людских Александра I. Но это все вообще отдельная история. Хороший небольшой город, чтобы переночевать, а завтра двинуться дальше.

Боготол. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Боготол. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а главный итог - после разрыва между Тайшетом и Решотами новых разрывов в движении электричек нет.

Хотя стоп! А вот между Красноярским краем и Кемеровской областью опять нет электричек. То есть из Боготола в Мариинск тоже не попасть! Поэтому имеет смысл загрузиться на вечерний или ночной автобус (здесь они проходят до Мариинска). И там уже отдыхать. Но вставать придется рано, поскольку электричка в сторону Тайги отправляется аж в 05.44. Можно, конечно, подождать до 5 вечера, ознакомиться с Мариинском, но об этом я подумаю в следующей публикации, поскольку Красноярский край уже точно закончился.

Спасибо, что следите за этой частью канала. До встречи!