Строительство железной дороги через Саяны некогда считали невозможным. Однако отечественные инженеры неоднократно доказывали, что способны претворять в жизнь самые смелые инициативы. Трудности не остановили их и в середине прошлого столетия. Технически сложный проект завершили в 1965-м, уложив 647 км пути и построив 720 различных искусственных сооружений, включая 250 мостов и 9 тоннелей.
Так появился один из самых красивых железнодорожных маршрутов России — Абакан – Тайшет, известный как «Трасса мужества». Он стал продолжением участка Южсиба Новокузнецк – Абакан. Примечательно, что вопрос второго пути поднимался еще на стадии разработки документации. Однако тогда от этой идеи отказались из-за крайне сложного рельефа местности. Стальная магистраль, петляя серпантинами, пересекает здесь многочисленные горные и водные преграды.
Со временем тема снова вышла на повестку. В 2000-х линия Междуреченск – Тайшет стала главной транспортной артерией для экспорта продукции добывающих и промышленных предприятий Кузбасса, Хакассии и Красноярского края на Восток. Экономическое значение дороги, связывающей Кузнецкий угольный бассейн со станцией Тайшет, возросло в разы. Многие стали называть ее «новым БАМом» и «вторым Транссибом». Соответственно, увеличилась и нагрузка на «железку».
В 2013 году РЖД приступили к модернизации линии. В целом, инвестпроект «Увеличение пропускной способности участка Артышта – Междуреченск – Тайшет» рассчитан до 2025 года и включает 48 объектов строительства. В январе 2024-го монополия отчиталась о вводе в эксплуатацию очередных участков.
Как сообщает «Телеграмма РЖД», двухпутные вставки появились на перегонах Камышта – Уйтак и Ханкуль – Кирба (это участок Междуреченск – Абакан). Суммарно было уложено 14,3 км вторых путей, возведено два железобетонных моста и смонтировано 22 км контактной сети. Кроме того, в рамках проекта станцию Ханкуль перевели с аналоговой на цифровую систему управления движением. Теперь на линии Междуреченск – Абакан – Тайшет (963 км) протяженность двухпутных участков составляет 673 км, то есть 70% от общей длины маршрута.
Сергей Гатауллин, российский ученый, экономист, к.э.н.:
«Модернизация узких мест Восточного полигона является одной из приоритетных задач развития транспортной инфраструктуры, без которой попросту невозможно достижение целевых показателей пропускной способности железнодорожной сети Транссиба и БАМа до 180 млн тонн в 2024 г. и 210 млн тонн к 2030 г. Работы, проводимые на линии Междуреченск – Тайшет в условиях горного рельефа и значительных перепадов высот, выглядят в долгосрочном горизонте экономически обоснованными, поскольку позволят снять инфраструктурные ограничения пропускной и провозной способности участка, соединяющего Западную и Восточную Сибирь в стратегически важных направлениях Дальнего Востока, КНР и Юго-Восточной Азии».
Изображения в статье — Пресс-служба Красноярской железной дороги / kras.rzd.ru
🗺️ Перегоны Камышта – Уйтак и Ханкуль – Кирба на интерактивной карте