Найти в Дзене
Строительный мир

Ее называют «новым БАМом» и «вторым Транссибом»: на Южно-Сибирской магистрали ввели новые объекты

Строительство железной дороги через Саяны некогда считали невозможным. Однако отечественные инженеры неоднократно доказывали, что способны претворять в жизнь самые смелые инициативы. Трудности не остановили их и в середине прошлого столетия. Технически сложный проект завершили в 1965-м, уложив 647 км пути и построив 720 различных искусственных сооружений, включая 250 мостов и 9 тоннелей.

© Svetlov Artem / CC BY-SA 4.0 (Железнодорожная линия Абакан – Тайшет на карте)
© Svetlov Artem / CC BY-SA 4.0 (Железнодорожная линия Абакан – Тайшет на карте)

Так появился один из самых красивых железнодорожных маршрутов России — Абакан – Тайшет, известный как «Трасса мужества». Он стал продолжением участка Южсиба Новокузнецк – Абакан. Примечательно, что вопрос второго пути поднимался еще на стадии разработки документации. Однако тогда от этой идеи отказались из-за крайне сложного рельефа местности. Стальная магистраль, петляя серпантинами, пересекает здесь многочисленные горные и водные преграды.

© Пресс-служба Красноярской железной дороги / kras.rzd.ru («Козинский виадук», известный как «Чертов мост». Во времена СССР в некоторых источниках этот объект называли выдающимся инженерным сооружением, не имевшим аналогов в мировой практике. Как и некоторые другие искусственные сооружения его с перспективой на будущее проектировали под два пути, но двухпутным он стал лишь после реконструкции в 2020 г.)
© Пресс-служба Красноярской железной дороги / kras.rzd.ru («Козинский виадук», известный как «Чертов мост». Во времена СССР в некоторых источниках этот объект называли выдающимся инженерным сооружением, не имевшим аналогов в мировой практике. Как и некоторые другие искусственные сооружения его с перспективой на будущее проектировали под два пути, но двухпутным он стал лишь после реконструкции в 2020 г.)

Со временем тема снова вышла на повестку. В 2000-х линия Междуреченск – Тайшет стала главной транспортной артерией для экспорта продукции добывающих и промышленных предприятий Кузбасса, Хакассии и Красноярского края на Восток. Экономическое значение дороги, связывающей Кузнецкий угольный бассейн со станцией Тайшет, возросло в разы. Многие стали называть ее «новым БАМом» и «вторым Транссибом». Соответственно, увеличилась и нагрузка на «железку».

© Пресс-служба КрасЖД / kras.rzd.ru (В декабре 2023 г. на участке Кошурниково – 570 км пробили новую дорогу через горную преграду, который продублирует 1-й Джебский тоннель. Протяженность объекта составит 267 м. Движение по нему откроют в 2025 г.)
© Пресс-служба КрасЖД / kras.rzd.ru (В декабре 2023 г. на участке Кошурниково – 570 км пробили новую дорогу через горную преграду, который продублирует 1-й Джебский тоннель. Протяженность объекта составит 267 м. Движение по нему откроют в 2025 г.)

В 2013 году РЖД приступили к модернизации линии. В целом, инвестпроект «Увеличение пропускной способности участка Артышта – Междуреченск – Тайшет» рассчитан до 2025 года и включает 48 объектов строительства. В январе 2024-го монополия отчиталась о вводе в эксплуатацию очередных участков.

© Пресс-служба КрасЖД / kras.rzd.ru (Один из введенных в эксплуатацию участков)
© Пресс-служба КрасЖД / kras.rzd.ru (Один из введенных в эксплуатацию участков)

Как сообщает «Телеграмма РЖД», двухпутные вставки появились на перегонах Камышта – Уйтак и Ханкуль – Кирба (это участок Междуреченск – Абакан). Суммарно было уложено 14,3 км вторых путей, возведено два железобетонных моста и смонтировано 22 км контактной сети. Кроме того, в рамках проекта станцию Ханкуль перевели с аналоговой на цифровую систему управления движением. Теперь на линии Междуреченск – Абакан – Тайшет (963 км) протяженность двухпутных участков составляет 673 км, то есть 70% от общей длины маршрута.

© Пресс-служба КрасЖД / kras.rzd.ru (Красноярская железная дорога)
© Пресс-служба КрасЖД / kras.rzd.ru (Красноярская железная дорога)

Сергей Гатауллин, российский ученый, экономист, к.э.н.:

«Модернизация узких мест Восточного полигона является одной из приоритетных задач развития транспортной инфраструктуры, без которой попросту невозможно достижение целевых показателей пропускной способности железнодорожной сети Транссиба и БАМа до 180 млн тонн в 2024 г. и 210 млн тонн к 2030 г. Работы, проводимые на линии Междуреченск – Тайшет в условиях горного рельефа и значительных перепадов высот, выглядят в долгосрочном горизонте экономически обоснованными, поскольку позволят снять инфраструктурные ограничения пропускной и провозной способности участка, соединяющего Западную и Восточную Сибирь в стратегически важных направлениях Дальнего Востока, КНР и Юго-Восточной Азии».

Изображения в статье — Пресс-служба Красноярской железной дороги / kras.rzd.ru

🗺️ Перегоны Камышта – Уйтак и Ханкуль – Кирба на интерактивной карте