Помощник президента по экономическим вопросам Максим Орешкин на днях в своем интервью заявил о нулевом вкладе сырьевого сектора в российский ВВП в 2023 году. С этим при помощи приглашенных экспертов логично поспешили поспорить многие российские СМИ.
На самом деле, г-н Орешкин говорил о нулевом вкладе нефтегазовой отрасли именно в рост российского ВВП в 2023 году, и в этом плане он, по-видимому, прав: производство и экспорт нефти и газа в 2023 году, в сравнении с 2022 годом, снизились, соответственно, никакого вклада в экономический рост эта отрасль не привнесла. Просто выразился он двояко: сначала сказал о нулевом вкладе в рост, а следом - о нулевом вкладе вообще, еще и назвав добывающие отрасли "добычными":
Если посмотреть структуру роста, добыча нефти в прошлом году - около нулевой отметки. То есть вклад в экономический рост - нулевой. Добычные отрасли дали нулевой вклад в ВВП.
Что обеспечило рост ВВП в 2023 году - и так всем понятно: это все отрасли и производства, которые можно объединить понятием "военно-промышленный комплекс". Насколько полезен такой рост - отдельный вопрос, я разбирал его отдельно на упрощенном примере:
А вот какова все же была роль нефти и газа в общей структуре ключевых макроэкономических показателей России в 2023 году - давайте считать.
Начнем с бюджета. Сектор нефтегазовых доходов составил около 28% от общих доходов федерального бюджета, в абсолютном выражении они снизились на 24% в сравнении с прошлым годом, а доля просела примерно до уровня 2007 года (в последние годы доля нефтегазовых доходов была близка к 50% и даже превышала этот показатель).
Но это не означает, что нефть и газ принесли бюджету только 28%. Потому что многие налоги и сборы, оплачиваемые компаниями сектора, попадают в сектор ненефтегазовых доходов. Например, туда идет налог на прибыль, НДС, дивиденды от прибыли нефтегазовых компаний, совладельцами которых выступает государство.
Кроме того, огромное количество компаний из других секторов (финансовых, транспортных, логистических, строительных и т.д. вплоть до рекреационных) занимаются обслуживанием компаний нефтегазовой отрасли: не было бы ее - не было бы и этих компаний. Все эти компании в совокупности, по примерным оценкам аналитиков, приносят бюджету еще, как минимум, 50% того, что приносит нефтегазовая отрасль.
Поэтому когда нефтегазовые доходы бюджета составляли около 50%, говорили, что в целом "сырьевые доходы" (включая ненефтегазовую часть от компаний отрасли и доходы обслуживающих отрасль компаний) составляют около 80% российского бюджета.
Теперь эта доля, соответственно, снизилась, но все равно охватывает точно не менее половины. Такие оценки дают и эксперты, опрошенные СМИ, в частности, инвестстратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Суверов:
Вот какой комментарий он дает изданию "Московский комсомолец":
Отечественное нефтегазовое производство пока рано списывать в утиль, ведь этот сегмент продолжает обеспечивать до 50% доходов федерального бюджета. Никто не спорит, что доля выручки от таких фундаментальных столпов нашей экономики, как добыча и продажа сырьевых ресурсов, поддерживают финансовую систему страны даже в самые сложные с геополитической точки зрения времена. Но со словами Орешкина сложно не согласиться: России необходимо развивать не только производственный сектор, который обрушился в связи с западными ограничительными санкциями, но и постараться занять новые перспективные сбытовые ниши, образующиеся в настоящее время на международном рынке.
После чего рассуждает о том, как снижать зависимость России от "сырьевой иглы" (составляющую сейчас по его оценкам 50%), и приходит к выводам, что в условиях санкций это очень долгий и сложный процесс, а деньги бюджету нужны "здесь и сейчас", поэтому государство этим заморачивается только на словах Орешкина (если кратко).
Что же касается доли нефтегазового сектора в российском ВВП, то сейчас она находится ниже уровня 20% (на данный момент можем оперировать данными только за 1 полугодие 2023 года).
Это не самая большая и не самая маленькая доля. Но уж точно не "нулевой вклад". Мы видим по графику, что в периоды высоких нефтяных цен она поднималась немного выше 20%, а в периоды очень низких цен падала до 12-13%. В целом тенденция скорее идет к снижению этой доли. Все это, разумеется, без учета всех сопровождающих отрасль производств товаров и услуг.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.