Найти в Дзене

Интеллектуальные игры: Стихофехтование выявляет системное мышление

Оглавление
Кадр из фильма по роману Маргарет Розенталь о венецианской поэтессе и куртизанке XVI века Веронике Франко
Кадр из фильма по роману Маргарет Розенталь о венецианской поэтессе и куртизанке XVI века Веронике Франко

Делюсь профессиональным секретом, отвечаю на вопрос «как проверить другого на наличие СИСТЕМНОГО мышления». Попросите человека продолжить четверостишие или 2-3 чужие строфы. Системщик, даже если это у него впервые, справится. Может больше времени запросить, но справится. Несистемщики не могут рифмовать текст. Не стихи писать, а рифмовать текст в заданном размере. (Это очень некомфортный тест для того, кто уверен, что он – системщик до кончиков ногтей. Таким образом, тест подходит для стрессовых собеседований).

Нет, это не про «предрасположенность к стихосложению», как мне пишут, и не про «недораскрытый талант». Это про то, какие именно зоны в мозге активируются при решении ПОХОЖИХ задач*. Многофакторное прогнозирование, стратегический анализ, «всю картинку целиком и в динамике вижу сверху» – из той же оперы.

Тренинг рифмоплётства – штука весёлая и, кстати, полезная. Говоря образно, во время напряженной кабинетной работы он помогает почистить «потерянные кластеры» на «нежёстком диске». Так что, если вы вдруг захотите в соцсети поиграть в Игру, читайте правила ниже и присоединяйтесь.

* искатели признаков чужой некомпетентности тут могут «увидеть» утверждение, что, мол, человеческий мозг «включается» активируется определёнными зонами при решении каких-либо конкретных задач...
Все высказывания о мозге, если только они не сделаны профильным учёным, как потенциально ошибочны, так и изначально уязвимы для критики. Вы можете выбирать, верить ли Aryn A. Pyke, John R. Anderson и Jon M. Fincham из Ун. Карнеги-Меллона или нет. Можете повторять за другими учёными, какое полушарие отвечает за логическое мышление, а какое за творческое (что мы и делали все 90-е и нулевые), но до тех пор, пока кто-то другой не докажет, что это – чушь. И «мозг так не работает». А как он работает – учёные до конца и сами не знают и утверждают, что не узнаем никогда.
Вот по этой причине слово «похожих» в тексте выше выделено. Это обращение не к нейробиологии со всей её роднёй, а к логике. Если мы знаем ландшафт активности мозга при решении задачи А, и есть схожая задача Б, то при решении последней приборы зарегистрируют похожую картину. Конечно, без научно поставленного эксперимента, это только вольное допущение. Однако то, что стихосложение помогает голове, уставшей от долгой кабинетной работы, доказано опытным путём.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЗАДАЧИ (FB-пост от 8 сентября 2020 г.)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА для взрослых  #СТИХОФЕХТОВАНИЕ

FB-пост от 10 сентября 2020 г.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Стихо-фехтование (без дефиса тоже правильно) – это когнитивная игра (группа есть в вК, пока закрытая). Суть игры в тренинге стихосложения, который может организовать для себя любой желающий, инициируя раунд или присоединившись к раунду, созданному другим фехтовальщиком.

1. Любой может открыть раунд, опубликовав своё стихотворение или его эпизод в СВОЁМ посте с хештегом #стихофехтование. Если мотивом к открытию раунда стали чужие стихи, то они (с указанием названия и автора) размещаются над собственным продолжением.

-2

2. Наличие тега #стихофехтование означает, что автор поста готов играть по правилам, понимает смысл и назначение Игры. Состав аудитории, приглашённой к участию, он регулирует настройками видимости поста.

3. Один раунд = 1 публикация с комментариями. В каждом раунде Игры может участвовать любое количество фехтовальщиков.

4. «Вызвать на поединок» другого можно, отметив его под своим стихом в статусе или в комментарии. «Укол» засчитывается только если его одобряет соперник.

5. Желающий принять вызов оставляет ответ в верхней ветке комментариев (1 коммент = 1 выпад).

-3

6. Ответный выпад рифмуется В ТОМ ЖЕ РАЗМЕРЕ (стиле/ритме) и ПРОДОЛЖАЕТ ТЕМУ.

Пример:

-4

7. Продолжение раунда чужими стихами запрещено, т. к. в этом случае Игра теряет смысл.

8. Игровой формат данного самотренинга призван стимулировать интерес игроков, их кураж и стремление к интеллектуальному удовлетворению как к таковому. Соперничество является условным. Лексикон поединка и стремление к победе не апеллируют к инстинкту доминирования. Психологический аспект Игры предполагает, что обида, связанная с проигрышем в поединке, выдаёт незрелую личность – именно в этом смысле Игра позиционируется как ИГРА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ.

9. Рекомендательные или критические высказывания в комментах по поводу чужого «выпада» допустимы только после публикации собственной версии стиха. Не оспаривая право каждого на собственное мнение, фехтовальщики однако игнорируют суждения об Игре обычных наблюдателей (не фехтовальщиков). Закрепление за игроком статуса фехтовальщика происходит автоматически после успешного его участия в трёх раундах, доступных для просмотра другими участниками Игры.

10. Соперник, принявший вызов (его отметил кто-то другой), может отказаться от продолжения поединка без объяснения причин – достаточно оставить комментарий «Пас». Так он, по крайней мере, даст понять визави, что видел приглашение. Инициатор раунда может его закрыть, написав комментарий «раунд закрыт», если его соперник «сдаётся» или если тема раунда для него исчерпана.

***

Фехтование отличается от «Буриме» и «Чепухи» тем, что инициатор раунда полностью заканчивает четверостишие. Его соперник продолжает тему В ТОМ ЖЕ РАЗМЕРЕ (стиле/ритме), круто, если от последнего слова/акцента.

В реале раунд идёт на время (пока не иссякнут песочные часы). Если соперник «зажат», он может попросить больше времени. «Зажать» (прижать к стенке) – значит выразить сопернику почтение гипотезой, что он справится, ведь побочная цель поединка – получение кайфа не от победы над кем-либо, а от самого процесса мышления и красоты работы мозга другого человека. Сложение рифмы ради рифмы не является целью Игры. Уколы должны служить её сверхзадаче.

Игра является методом «оживления» мыслительных процессов, встряски мозгов, «застоявшихся» в ходе напряжённой умственной работы. Уже по тому, как быстро игрок решает задачу, он может оценить свою интеллектуальную форму. Красота решения приносит не меньшую радость, чем удовлетворение от победы над соперником.

Игра практикуется среди людей, работающих со смыслами и создающих смыслы. Некоторые педагоги отказываются оценивать интеллект ребёнка без примеров его Игры.

Высший пилотаж – публичный батл (не рэповский). Здесь публика освистывает игрока, если его укол был неудачным и аплодирует удачным выпадам. Исчезновение поединков является дополнительным признаком поглупления человечества. Обнаружение напарника на данном поприще во все времена считалось особенной удачей.

Пра-пра-...пра-бабушкой Игры является традиция аристократических салонов Италии эпохи Возрождения. В романе Маргарет Розенталь «Dangerous Beauty» о жизни венецианской поэтессы и куртизанки Вероники Франко (1546-1591) приводится пример такого поединка. Маршалл Херсковиц экранизировал роман в 1998 году.

Из моей переписки с партнёром по Игре профессором СПбГУ В. Меласом.

«В плане того, как одни и те же инструменты применяются разными во всём людьми, наш опыт любопытен. Мы с Вами прибегаем к фехтованию в разных ситуациях и, возможно, с разными целями. Как следует из сообщений, Вам нужно отдельное (выделенное от работы) время и настрой; по сути – некая умственная пауза, которую можно заполнить чем угодно, и почему бы не стихосложением. В моём случае фехтование используется, я бы сказала, по прямому назначению. Непосредственно во время самой аналитической работы или письма, когда проявляется усталость, я «запускаю» в голове «программу», аналогичную той, что есть на любом компьютере. Её назначение – «дефрагментация диска» :) Игра есть когнитивный вариант такой программы. Что-то похожее наверное происходит с нами во время сна.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ УСТАЛОСТЬ. Вот вы пишите час, другой, третий и вдруг замечаете, что память начинает вам подкидывать слова, начинающиеся на одну и ту же букву. Или, перечитав, обнаруживаете, что «тошнота текста» (это не ругательство, это термин такой) начинает зашкаливать. Можно, конечно, пойти спать. Но если (как у меня часто бывает) вам надо закончить дело к утру, то возможности поспать 8 часов попросту нет. «Походил – размялся» не всегда помогают, как и 4-6 часов сна. Тогда прибегают к Игре, ведь «почистить кластеры» можно за 15 минут. Если строфа сложная, то одного раунда бывает достаточно.

В виртуальном варианте Игры непросто то, что спаринг-партнёрам труднее совпасть по времени и по готовности играть; совпадение более вероятно среди полуночников».

Маркушина (выпад)

Пока не стало мне полста,

Любил я дикие места.

Теперь, когда мне за полста,

Мила мне каждая верста

Что вверх ведёт или, устав,

Приводит к тени у холста.

У кого есть нетленка в похожем размере?)

От Редакции

Эта статья написана живым человеком без применения нейросетей, приложений и т.п. В неравной борьбе каналов за читательское внимание, пожалуйста, поддержите нас подпиской и лайком. Это добавит нам положительной мотивации продолжать работу. Вы также можете влиять на редакторскую политику, сообщив в комментариях, о чём в рамках наших тем вы бы хотели прочесть в будущих публикациях.

Автор: Маркушина Елена Геннадьевна (СПб, elena-markushina.com) – профессиональный директор по развитию организаций, основатель профсообщества Kinsmark.com, эксперт по управлению изменениями, преподаватель менеджмента.

Подборка Саморазвитие, карьера и профориентация