Итак, продолжаем оставаться в "игровой "реальности", но с оглядкой на действительную реальность. А если серьезно - продолжим знакомиться с кораблями, которые никогда не были построены, но их проекты оказались "подняты" с двухмерных чертежей и воплощены в виде компьютерных моделей, более того - эти модели можно не только "покрутить" и осмотреть со всех сторон и с разных ракурсов. На этих моделях можно выйти в условный игровой бой и попробовать проверить заложенные конструкторами в эти проекты решения.
И мы здесь и сейчас акцентируем внимание на новинках корабельного состава компьютерной игры "Мир кораблей". Продолжаем знакомиться с "веткой"(линией) развития крейсеров стран Южной Америки, которую в игре "Мир кораблей" скромно называют "ветка развития кораблей Пан-Америки": имеется ввиду такие страны как Аргентина, Бразилия, Мексика, Колумбия, Чили.
Итак, в прошлой части мы познакомились с пятью первыми крейсерами данной "ветки развития". Да, как мы уже выяснили - в странах Южной (или все таки Латинской?) Америки были свои крейсера, свои проекты, и пять из них мы рассмотрели ЗДЕСЬ.
В этом выпуске (вторая часть) познакомимся еще с пятью кораблями (уровень 6-10), постараемся разобраться что это за боевые единицы, попробуем понять истоки того или иного крейсера игры "Мира кораблей", оценить уровень реалистичности или степень фантазии разработчиков.
Крейсер "Альмиранте Кокрейн" (6 уровень) - чилийский легкий крейсер, который по версии разработчиков "Мира кораблей" мог бы оказаться в составе ВМС этой страны. Но надо признать, этот корабль не "полноценный призрак", так как у него есть вполне реальная версия, выстроенная в железе, правда через Атлантику. По сути и общему замыслу перед нами - уменьшенная версия итальянского лёгкого крейсера типа "Луиджи ди Савойя дука дель Абруцци", но с ослабленным вооружением: восемью 152-мм орудиями главного калибра в четырёх двухорудийных башнях против 10-152-мм орудий у "настоящего итальянца". Внешний вид корабля - также напоминает итальянский крейсер, о котором мы говорили. А вот обоснование того, что в чилийском флоте мог оказаться такой корабль достаточно странное - а основу взято предположение о том, что в ХХ веке флот Чили заказывал для себе крейсера различным европейским странам, таким образом, делается вывод, что крейсер мог быть заказан в Италии, и в качестве проекта - взят именно "Абруцци".
И тут надо отдать должное тем, кто решил бы выбирать тип крейсера для ВМС Чили из итальянских "Кондоттьери" - в данном случае был выбран лучший из них (серия "Е"), пусть и не самый быстроходный, но наиболее защищенный (по итальянским меркам) и сбалансированный. К примеру, на крейсерах типа "Абруцци" вес брони составлял 2131 т, что можно представить как огромный прогресс, так как на "Кондоттьери А" этот показатель составлял 575 т, а на "Кондоттьери С" - 1350 т. Но самое интересно - в схеме бронировании, которая была выполнена разнесенной - наружный пояс - 30 мм, за которым следовал внутренний пояс - 100 мм с углом установки 12 градусов. Любопытно и то, что данная схема досталось и "игровому" "Альмиранте Кокрейну".
Что касается тактико-технических характеристик, то в итальянский крейсер (по проекту) имел водоизмещение (стандартное/полное) - 9440 т /11117 т; размерения - 187,1х18,9х6,8 м; ГЭУ - 2 ТЗА, 8 паровых котлов, мощность - 100000 л.с., скорость хода - 34 узла; запас топлива - 1728 т нефти; дальность плавания - 4125 (12,7) миль. Бронирование: борт 30+100, траверсы 100+30 мм, палуба 40 мм, рубка - 100 мм, башни 135 мм, барбеты 100 мм. Экипаж - 640 человек. Вооружение - 2х3 и 2х2-152-мм/55 орудий, 4х2-100-мм/47, 4х2-37-мм орудий, 4х2-13,2-мм пулемета, 2х3-533-мм ТА, 2 бомбосбрасывателя, 2 катапульты, 2 гидросамолета, 80-108 мин. Как видим, не плохие характеристики.
По версии игры легкий крейсер "Альмиранте Кокрейн" вооружен - 4х2-152-мм/53 орудиями Model 1929 в башенных установках Model 1929, 4х2-100-мм/47 зенитных орудия Model 1924/27/28 на станке Эуджено Минизини, 4х2-37-мм/54 орудий Model 1938 в установке Model 1938, 6х2- 20-мм/65 зенитных автоматов Model 1935 в установке Model 1935, 2х3-533-мм ТА. Скорость хода - 36,5 узла. Бронирование в игре представлено бортовой броней пояса - 30 мм (в игре это считается противоторпедной защитой?), за которым еще один бортовой пояс толщиной 100 м.
Причем кроме этого носовая оконечность (за границами траверза) имеет бортовой бронирование 30-мм листами, и специально отмечено бронирование днища - 30 мм. Носовой и кормовой траверз: верхняя часть -130 мм, нижняя - 20 мм, палуба - верхняя - 25 мм, цитадели - 40 мм. Барбеты башен имеют толщину брони - 100 мм, башни: лобовые плиты - 70 мм, крыша - 30 мм, бортовые и тыльные листы - 22 мм. Боевая рубка прикрыта 100 листами брони.
Легкий крейсер "Коронель Болоньези" (7 уровень) - на этот раз перед нами не "гипотетический" легкий крейсер европейских флотов, а настоящий боевой корабль, причем с английскими корнями. Так что если видите в нем какое то "до боли знакомые черты" - то вы не ошибаетесь, это действительно британский крейсер типа "Фиджи". Этот корабль был построен для ВМС Великобритании (заложен - в апреле 1939 года, введен в строй в июле 1943 года) как легкий крейсер "Цейлон", относился ко второй серии кораблей типа "Фиджи", иногда называемой типом "Уганда" или "Колонии" 2-й серии (три единицы). Корабли этой серии британцы создавали, стараясь усилить зенитное вооружение корабля, для чего отказались от четвертой башни главного калибра. Крейсер довольно успешно действовал в составе королевских ВМС, прошел Вторую мировую войну и в 1959 году был списан, чтобы в 1960 году быть передан военно-морскому флоту Перу, где его и переименован в CL-82 "Коронель Болоньези" (CL-82) в честь военного и национального героя Перу Франсиско Болоньези Сервантеса.
Находясь на службе ВМС Перу, участвовал в нескольких учениях, в том числе в многонациональных манёврах UNITAS, а также в различных операциях. Выведен в резерв 9 июня 1981 года, сдан на слом - августе 1985 года. Так что довольно боевой крейсер, прослуживший чуть меньше полвека (42 года).
Надо признать, больших изменений в конструкции крейсера в перуанском флоте внесено не было, британцам и их качеству доверяли, )). После ремонта и вступления в строй ВМС Перу на крейсере "Коронель Болоньези" были установлены две решетчатые мачты, новый мостик, в свете новых требований улучшили зенитную артиллерию и сняли торпедные аппараты. На фото видно, что корабль был оснащён одной решётчатой и одной мачтой-треногой. Общая длина корабля составляла 169,3 метра, ширина - 18,9 метров, осадка - 6,32 метра, что соответствовало его проектным значениям. Его стандартное водоизмещение составляло 8 530 т, полное -10800 т (по другим данным - 11090 т). Скорость хода - 31,5 узла при мощности ГЭУ - 72500 л.с.
На момент вступления в строй ВМС Перу вооружение крейсера "Коронель Болоньезе" включало в себя 3х3-152-мм/50 орудий BL Mk.XXII, 4х2- 102-мм/ 45 зенитных орудий QF Mk.XXI, 5х2-40-мм/60 зенитных автоматов Mk.V и 8х1-40-мм/60 зенитных автоматов Mk.VII. Толщина бронепояса в районе артиллерийских погребов составляла 89 мм с уменьшением до 83 мм в районе машинного отделения. Толщина бронепалубы над бронепоясом составляла 51 мм, над румпельным отделением – от 32 до 38 мм. Бронирование башен главного калибра колебалось от 25 до 51 мм, транцевая корма имела толщину 38-мм. Что же мы видим в игре?
По версии игры легкий крейсер "Коронель Болоньезе" вооружен - 3х3-152-мм/50 орудиями BL Mk.XXIII в башенных установках Mk.XXII, 4х2-102-мм/45 орудий QF Mk.XVI в установках Mk.XIX, 13х1-40-мм/56 зенитных автоматов OQF Mk.III в установках Mk.VIII и 2х3-533-мм ТА TR Mk.IV. Как видим, отличия не значительные, главное из них - имеются торпедные аппараты! Скорость хода в игре у крейсера - 31,5 узла. Бронирование в игре представлено бортовой броней пояса - 114 мм, подчеркивается что бронируется днище - 30 мм ).
Носовой и кормовой траверзы - 51 мм, ниже 38 мм (это лучше чем транец?). Броня палубы - верхней - 19 мм, цитадели - 51 мм. Барбеты имеют броню толщиной всего 25 мм, а башни: лобовые плиты - 102 мм, крыша - 51 мм, бортовые и тыльные листы - 51 мм. Боевая рубка броней не прикрывается.
Легкий крейсер "Игнасио Альенде" (8 уровень) - крейсер, представляющий собой вариант реально существующего легкого крейсера ВМС США, но в действительности именно такого крейсера ни в ВМС США, ни в составе мексиканского флота никогда не было. Да, и по понятным причинам этот крейсер не имеет никакого отношения к чилийскому С.Альенде (кто помнит - тот знает). Этот корабль - всего лишь "разумное допущение" того, что могло быть, и он представляет собой версию американского крейсера типа "Вустер". Но настоящий "Вустер" имел шесть башен с 12 универсальными орудиями 152-мм/47 DP Mk 16, а также 48 орудий 40-мм/60 автоматов Бофорс и 12 зенитных автоматов 20-мм/70 Эрликон. А "Альенде" - получил всего четыре 152-мм двухорудийные башни главного калибра с установленным торпедным вооружением. Но что дало основания разработчика "Лесты" предположить, что такой крейсер появится у Мексики в 50-е годы ХХ века?
Данное предположение, судя по всему, основывается на том, что после Второй мировой США практиковали передачу союзникам и дружественным странам (третьего мира?) боевых кораблей, выведенных с окончанием войны в резерв, зачастую вполне современных и основных боевых классов. И Мексика была в списке этих стран, так в 1947 году Мексика получила четыре фрегата типа "Такома" и 14 противолодочных кораблей. По моему мнению, вряд ли США отдали своей соседке современный и такой крупный корабль как крейсер, пусть даже и с ослабленным вооружением, но разработчики думали иначе, и получили этот крейсер в данной ветке.
Кстати, вполне будет уместным здесь напомнить, что легкий крейсер "Вустер" был вооружен 152-мм/47 УНИВЕРСАЛЬНЫМИ орудиями, а по размерам был соизмерим с тяжелым крейсером "Балтимор"! Так что Мексике надо было очень-очень постараться, чтобы получить такой корабль в свой флот. Кстати, США построили только два таких корабля.
По состоянию на 1948 год (вступление в строй) легкий крейсер "Вустер" имел водоизмещение (стандартное/полное) - 14700/18500 т, размерения - 207,11х21,54х7,92 м; ГЭУ - 4 ТЗА "Дженерал Электрик", 4 котла, мощность - 120000 л.с., скорость - 33 узла, запас топлива - 2400 т нефти, дальность плавания - 8000 (15) миль; Бронирование - пояс - 127-76 мм, палуба - 89+22 - 25 мм, ходовая рубка - 127 мм, барбеты - 127 мм башни - 160-51 мм, погреба - 51-127 мм; экипаж - 1560 человек. Вооружение - 6х2-152-мм/53 орудий, 11х2 и 2х1 - 76-мм/50 зенитных орудий, 6х2-20-мм/70 зенитных автоматов.
По версии игры крейсер "Игнасио Альенде" вооружен - 4х2-152-мм/47 орудий DP Mk.16 в башенных установках, 3х2-76,2-мм/50 зенитных орудий Mk.22 в установке Mk.33, 23х1-20/70 зенитных автоматов Эрликон в установках Mk.4, 2х4-533-мм ТА Mk.14. Скорость хода - 33 узла.
Бронирование крейсера: пояс - 102 мм, траверзы - 25-49-102-25 мм, палуба - 27 / 89 мм (верхняя/нижняя), барбеты башен - 102 мм, башни: лобовые плиты - 165 мм, верх - 102 мм, борта -76 мм, тыловые плиты - 178 мм. Боевая (ходовая?) рубка - 102 мм. Такие вот характеристики, эффективность которых следует проверять в игровом бою.
Легкий крейсер "Сантандер" (9 уровень) - еще один вариант творческой переработки американского легкого крейсера, но на этот раз для флота Колумбии, отсюда и название в честь президента Франсиско де Паула Сантандера (1792-1840), национального героя Колумбии, героя Войны за независимость. Что касается типа легкого крейсера - то это все тот же крейсер "Вустер"! Но и на этот раз, как и в случае с предыдущим вариантом (крейсер "Игнасио Альенде") американцы должны были (по мысли разработчиков "Лесты") ослабить основное вооружение типового корабля. Это привело к тому, что на корабль, который вводится в игру, было установлено 9 орудий главного калибра - все те же 152-мм пушки, но в трёх трёхорудийных башнях.
Мощность главной энергетической установки должны были оставить без изменения (120000 л.с.), не изменилась бы и скорость - 33 узла. В процессе предварительного проектирования Главное управления кораблестроения Министерства ВМС США рассматривало возможность создания для своих крейсеров типа "Вустер" трёхорудийных 152-мм башен ГК вместо двухорудийных (напомним, их на реальном корабле было шесть). Однако от этой идеи отказались ввиду сложности задачи и неопределённости со сроками её выполнения. И для данного варианта также не предусматривалось торпедное вооружение. Судя по источникам все это имело место.
А вот затем уже идет предположения, что если бы трёхорудийные 152-мм башни главного калибра были бы разработаны, то крейсер "Сантандер" мог бы выглядеть так как мог бы выглядеть крейсер типа "Вустер" в 1948 году. Правда на "игровой" "Сантандер" все таки поставили торпедное вооружение. Второе предположение касается передаче такого крейсера Колумбии - оно не менее сомнительно. Да, после Второй мировой США передавало союзниками свои корабли, от которых следовало бы избавиться. И как в случае с Мексикой, семь фрегатов (двух типов) получили и ВМС Колумбии. И вполне возможно, что для дестабилизации положения в регион США могли бы пойти на такой шаг. Но признаем - его не было сделано.
По версии игры крейсер "Сантадер" вооружен - 3х3-152-мм/47 орудий DP Mk.16 в башенных установках, 6х2-76,2-мм/50 зенитных орудий Mk.22 в установке Mk.33, 16х1-20/70 зенитных автоматов Эрликон в установках Mk.4, 2х4-533-мм ТА. Скорость хода - 33 узла. Бронирование крейсера: пояс - 102 мм (верхний - 25 мм), траверзы - 25-89 мм, палуба - 27 / 89 мм (верхняя/нижняя), барбеты башен - 127 мм, башни: лобовые плиты - 165 мм, верх - 102 мм, борта -76 мм, тыловые плиты - 178 мм. Такие вот характеристики, эффективность которых следует проверять в игровом бою.
Легкий крейсер "Сан Мартин" (10 уровень) - характеризуется в игре как созданный с учётом опыта войны на Тихом океане проект крупного, хорошо защищённого лёгкого крейсера с мощной ПВО и универсальной артиллерией главного калибра. Но с первого взгляда сразу видны черты двух предыдущих кораблей, что вызывает предположение, что перед нами очередная "реинкарнация" американского "Вустера". Характерно, что наименование корабля дано в честь еще одного человека, вот только по нему не сразу определишь возможную принадлежность корабля. Все потому, что Хосе де Сан-Мартин является национальным героем Аргентины, Чили и Перу. Орден Сан-Мартина, учрежденный в его честь, является высшей наградой, присуждаемой правительством Аргентины. А сам Сан-Мартин в свое время возглавлял первое правительство Перу. И после этого - к какому флоту мог бы относиться данный крейсер? Сложно сказать.
Разработчики решили, что такой крейсер мог бы "украсить" ВМС Аргентины! Как мы знаем в свое время аргентинские ВМС купили у ВМС США два легких крейсера типа "Бруклин", ну а там где два крейсера, можно и третий "прикупить". Такое вот "историческое допущение".
Как мы и предполагали изначально, крейсер "Сан-Мартин" представляет собой еще один ВЕРОЯТНЫЙ вариант развитие крейсера типа "Вустер", при сохранении общей компоновки и архитектуры прототипа, то есть реально построенного корабля. Основное отличие - увеличение орудий ГК в сравнении с предшествующими "фантомными" вариантами - в первом случае - 8 орудий ГК, во втором - 9 орудий, ГК, и вот в данной версии - 10 орудий главного калибра, расположенных в четырёх башнях - одна трёхорудийная и одна двухорудийная в носовой части, и две такие же башни - в кормовой. Кстати, однажды, в американском флоте уже были два таких корабля с подобным комплектом орудий - это были тяжелые крейсера типа "Пенсакола", правда на них трехорудийная башня размещалась над двухорудийной.
Еще одним отличием проекта была усиленная до 145000 л.с. энергетическая установка, правда скорость увеличилась только на один узел и составила 34 узла. Американский проект не предполагал торпедного вооружения, но "доработанный" для Аргентины корабль получил два пятитрубных 533-мм ТА.
По версии игры крейсер "Сан-Мартин" вооружен - 2х2 и 2х3-152-мм/47 орудий DP Mk.16 в башенных установках, 9х2-76,2-мм/50 зенитных орудий Mk.22 в установке Mk.33, 2х1-76,2-мм/50 зенитных орудий Mk.22 в установке Mk.34, 10х2-20/70 зенитных автоматов Эрликон в установках Mk.20 и 2х5-533-мм ТА. Скорость хода - 34 узла. Бронирование крейсера: пояс - 127 мм (верхний - 25 мм), траверзы - 25-89 мм, палуба - 27 / 89 мм (верхняя/нижняя), днище - 40мм, барбеты башен - 127 мм, башни: лобовые плиты - 165 мм, верх - 102 мм, борта -76 мм, тыловые плиты - 178 мм. Вот такой корабль получился у разработчиков "Лесты", который завершает данную ветку.
Вот мы и закончили представление ветки "латиноамериканских крейсеров". Хорошие они или плохие - может показать игровой бой и умелый игрок. А какими они могли бы оказаться в реальности - мы уже не узнаем. Не судите строго, особенно с исторической стороны - это всего лишь игра, но игра с определенной исторической базой, которую хочется изучать и таким способом в том числе.
Обзор подготовлен с использованием материалов Вики-Леста, ресурсов Интернет, справочников и других литературных источников. Окончание следует.