Итак, предлагаем отойти от суровой реальности и обратить внимание на то, как она нашла свое отражение в "игровой "реальности". Тем более, что некоторые компьютерные модели, которые вошли или вводятся в компьютерную игру "Мир кораблей", в свое время разрабатывались, проектировались и даже входили в состав флотов той или иной страны. Некоторые проекты были были построены, некоторые только заложены, а некоторые - рассматривались или на стадии предварительного проекта или так и остались на уровне "идеи". И вот разработчики игры радуют нас, вытаскивая из "пыльных архивов" и такие корабли и такие проекты.
В очередной раз, хотим акцентировать внимание на новинках корабельного состава, то есть на тех группах ("ветках") кораблей, которые вводятся в игру уже после "открытия" основной "ветки развития". Для нас интерес представляет и то факт, что эти корабли были построены, и то что некоторые так и остались на бумаге, в чертежах и замыслах своих конструкторов. И тем интереснее познакомиться с ними, тем более информации о них крайне мало. Это подтолкнуло нас к тому, чтобы "поднять" из архива новостей" пару тем. И это очередная, причем мы снова говорим про Америку.
На этот раз речь пойдет о "ветке"(линии) развития крейсеров стран Южной Америки, которую в игре "Мир кораблей скромно называют "ветка развития кораблей Пан-Америки" (есть , кстати и "Пан-Азия"). Это первая ветка для таких стран как Аргентина, Бразилия, Мексика, Колумбия, Чили.
И начать разработчики решили с крейсеров (это часто решение). Эти корабли составили "полную ветку" от 1 до 10 уровня и уже почти год в игре (с января 2023 года), но также продолжают оставаться "новичками" и "редкими гостями", не получив широкого распространения в игре, разве то их "девятки" и "десятки" (но до них еще надо "докачаться", а это время или свободный опыт которого много не бывает). Однако с исторической точки зрения остаются любопытными, знакомя нас как с малоизвестными боевыми единицами, так и проектами которым не было суждено реализоваться "в металле".
Как всегда, лично у меня интерес к представляемым кораблям обусловлен тем, что они предоставляют возможность в виде компьютерных моделей визуально оценить корабли данного типа, при этом надеясь, что мы видим - не на 100% результат фантазий "моделистов" от разработчиков "Лесты". Итак, мы предлагаем познакомиться с новыми десятью крейсерами из Латинской Америки, при этом справедливости ради, отметим, что кроме них у игре уже есть три "латиноса" (один эсминец, один крейсер и два линкора) - и тут сразу "полная ветка"! В этом выпуске познакомимся с пятью первыми кораблями, причем исключительно с исторической точки зрения, стараясь понять истоки той или иной боевой единицы "Мира кораблей" и сравнить насколько то что мы видим отличалось (хотя бы внешне) от того что было (если было).
Фрегат (представлен как "крейсер") "Геркулес" (1 уровень) - корабль принадлежит к известному типу патрульных фрегатов типа "Ровер", который Британия в годы Второй мировой войны строила десятками для своего флота. Причем построила 131 единицу, причем не только на собственных верфях. Часть кораблей данного проекта строили для британского флота в Канаде (они принадлежали ко второй группе фрегатов), из этой партии 10 единиц должны были быть построены для флота США, которые на тот момент испытывали потребность в кораблях данного типа. Однако флот США получил только две единицы, а остальные 25 кораблей вошли в состав британского флота. Дело не в том, что корабли были неудачными, просто к моменту достройки заказанной партии американцы начали клепать подобные корабли для своего флоту уже достаточном количестве. Так фрегаты PF-1 "Эшвилл" и PF-2 "Натчез" оказались в американском флоте, но не надолго. С окончанием войны США начали избавляться от лишних кораблей и "Эшвилл" (британский корабль канадской постройки) был вначале списан, а затем продан в ВМС Аргентины, куда он был введен как фрегат ARA Р-31 "Геркулес" (Hércules). В аргентинском флоте служба фрегата была более продолжительной, он прослужил почти 15 лет (с 1946 по 1961 года). Последним этапом для него была служба с 1961 по 1973 годы в военно-морской префектуре Аргентины как корабль береговой охраны PNA CG-11 Джуан Б.Азопардо" (Juan B. Azopardo).
Вот такой корабль занял первый уровень в данной ветке развития. Что касается тактико-технических характеристик, то в американском флоте он имел водоизмещение (стандартное/полное) - 1370-1412 т /2150 т; размерения - 91,9х11,1х4 м; ГЭУ - 2 ПМУ, 2 котла, мощность - 5500 л.с., скорость хода - 20 узлов (12 узлов - эконом); запас топлива - 674 т нефти; экипаж - 190 человек. Вооружение - 3х1-76-мм/50 установки, 2х2-40-мм/56 автомата "Бофорс" и 9х1-20-мм автоматов "Эрликон, РБУ "Хеджехог", 2 бомбосбрасывателя, 8 БМБ (100 ГБ) .
По версии игры фрегат (в ранге "крейсера") вооружен - 2х2-102-мм/45 орудиями QF Mk.XVI на установке Mk.XIX, 4х1-20-мм зенитных автомата "Эрликон в установке Mk.4. Скорость хода - 20,3 узлов. Как видим, вместо одинарных установлены спаренные установки, причем калибра 102-мм (судя по обозначению - английского образца), и ослабленное зенитное вооружение. Можно предположить, что это сделано в интересах баланса игры, чтобы корабль не был откровенно слабым на своем уровне на фоне более "крупнокалиберных" собратьев.
Крейсер "Альмиранте Баррозо" (2 уровень) - бронепалубный крейсер бразильских ВМС. Корабль являлся головным в серии их трех единиц, заказанных для строительства в Великобритании на заводах Армстронга. в ходе строительства один корабль был перекуплен правительством Чили, но вместо него была заказана еще одна единица. Однако в 1898 году еще два крейсера были перекуплены США и вошли в состав их флота как крейсера типа "Нью-Орлеан". В итого "Альмиранте Баррозо" оказался единственным крейсером своего типа в ВМС Бразилии. относился к так называемым "эльсвикским" крейсерам. Был заложен в 1895 году, введен в строй в 1897 году, прослужил до 1931 года.
Согласно тактико-технических данных крейсер имел водоизмещение 3437 т, размерения - 100,58х13,33х5,15 м, ГЭУ - две паровые машины тройного расширения, 4 котла, мощность - 7500 л.с., скорость 20,25 узла; экипаж - 366 человек. Бронирование: палуба - 30 мм (на скосах - 89 мм), боевая рубка - 102 мм. Вооружение: 6х1-152-мм/40 орудий, 4х1-120-мм/50 орудий, 10х1-57-мм, 4х1-37-мм, 3х1-450-мм ТА.
По версии игры крейсер вооружен - 6х1-152-мм/50 орудиями Mk.5 на станке Армстронга, 4х1-120-мм/50 орудия Mk.3 в одиночной установке. Скорость хода - 20,2 узла. Бронирование в игре представлено броней на рубке (76 мм) и бронированием орудийных щитов (51 мм).
Как видим, разработчики не стали "заморачиваться" с мелким калибром, который все равно не играет роли в игре, и несколько по-иному "распорядились" бронированием (только рубка и щиты орудий). В целом крейсер получился интересным - настоящий подарок для тех, кто увлечен периодом именно конца 19-начала 20 века. Кстати, подобных кораблей в игре три - кроме "Альмиранте Баррозо", введен "Альмиранте Абреу" (тоже ветка крейсеров Пан-Азии) и "Олбани" (тот же "Баррозо", но купленный американцами) в ветке ВМС США.
Крейсер "Висенте Герре́ро" (3 уровень) - вариант изменений испанского крейсера "Наварра" в интересах мексиканского флота. Данные изменения отражают гипотетическую вероятность того, что в середине 30-х годов ХХ века Мексика могла (имела возможность и желание) купить в Испании уже готовый крейсер. Сама по себе идея может быть не слишком фантастической - к рассматриваемому периоду крейсер находился не в лучшей форме. Введенный в строй в 1923 году, построенный по проекту британского крейсера "Бирмингем", он к середине 30-х годов уже устарел, более того в 1935 году из-за плохого технического состояния его вывели в резерв. И в этих условиях продажа Мексике избавила бы Испанию от "проблемного ресурса", но из-за событий гражданской войны сделка не состоялась, и мексиканский флот так и не получил испанский крейсер.
Кстати, в 1937 году крейсер модернизировали примерно в том же направлении, как мы его видим в игре "Мир кораблей". И уже по состоянию на 1939 год крейсер "Наварра" имел водоизмещение (стандартное/полное) - 5680/6500 т, размерения - 140,82х15,22х4,8 м; ГЭУ - 2 ПТУ, 8 котлов, мощность - 25000 л.с.; скорость 25 узлов, запас топлива 1215 т нефти, дальность плавания - 4000 (11) миль; Бронирование - пояс - 50-31 мм, палуба - 38 мм; экипаж - 404 человека. Вооружение - 6х1-152-мм/50, 4х1- 88-мм орудий, 4х1-20-мм/70 автоматов.
Крейсер "Винсенте Герреро" разработчиками "Лесты" был "создан" на основе лёгкого крейсера "Наварра", модернизированного в 1938-1939 года для испанского флота. Как видим на нем были оставлены 152-мм орудия ГК (англо-испанская версия), а в качестве вспомогательной артиллерии установлены четыре немецких орудия 88-мм/45 Flak, а также по четыре зенитных
орудий 76,2-мм/45 QF HA Mk.I и 40-мм/39 Vickers QF Mk.II., торпедное вооружение также было снято.
По версии игры крейсер "В.Герреро" вооружен - 6х1-152-мм/50 орудиями Виккер-Каррака в щитовых установках, 4х1-88-мм/45 орудия Flak в установке MPL C/13, 4х1-40-мм/39 зенитных автоматов Виккерс QF Mk.II в одиночных установках, 4х1-76-мм/45 зенитных орудий QF HA Mk.1 в установке НА Mk.IV. Скорость хода - 25 узлов. Бронирование в игре представлено броней пояса - 76мм, палубой толщиной 38 мм, и бронированием орудийных щитов листами толщиной 152 мм (верх - 63 мм). Как видим, не слишком много отличий от "оригинала"
Крейсер "Кордова" (4 уровень) - еще один вариант "адаптации" существующего корабля к иностранным игровым "реалиям". В данном случае этот крейсер колумбийских ВМС создан в рамках гипотетических изменений британского крейсера типа "Даная". В действительности крейсера данного типа никогда не продавались Колумбии и не входили в состав ее флота.
Британские крейсера типа "Данае", которых было построено 8 единиц в конце Первой мировой войны, к середине 30-х годов значительно устарели (проект 1918 года), и не представляли собой ничего интересного для современного флота. Однако эти крепкие корабли в межвоенный период прошли модернизацию, их зенитное вооружение было усилено, в концу 1930-х годов планировалось их переоборудовать в корабли ПЛО, но с началом Второй мировой войны от этих планов отказались.
Крейсеры получили усиленное зенитное вооружение, средства обнаружения и активно использовались для конвойных операций. В игре "Мир корабле" в британской ветке развития есть крейсера 4 уровня "Данае", вооружение которого соответствует началу 1920 годов: 6 орудий 152-мм/45 орудия BL Mk XII, два зенитных орудия 76-мм/45 20cwt QF Mk I, два 40-мм/39 2pdr зенитных автомата QF Mk II, 4х3-533-мм и взлётная платформа для одного самолёта.
Возможно наличие игровой модели крейсера данного типа послужило основанием для того чтобы создать крейсер "Кордова" как аналог лёгкого крейсера "Данае" (любопытно будет в игре "столкнуть эти два крейсера). В принципе ничего необычного в том, чтобы рассмотреть такой обмен (продажу) нет, два крейсера типа "Данае" в 1925 году были переданы Новой Зеландии, еще два в 1943- 1944 году - Польше. Хотя конечно, передача (продажа) такого крупного корабля Колумбии - выглядит странным. Но если Перу в тот период купило два эсминца у Эстонии, то почему бы Колумбии не ответить тем же?
По состоянию на 1939 года легкий крейсер "Данае" имел водоизмещение (стандартное/полное) - 4575/5719-6040 т, размерения - 143,7х14х4,9 м; ГЭУ - 4 ТЗА, 6 котлов, мощность - 40000 л.с., скорость 29 узлов, запас топлива 1060 т нефти, дальность плавания - 5000 (15) миль; Бронирование - пояс - 25-76 мм, палуба - 25 мм, рубка - 76 мм, щиты 152-мм орудий - 25 мм; экипаж - 450-470 человек. Вооружение - 6х1-152-мм/50 орудий, 3х1- 102-мм/45 орудий, 2х1-40-мм/40 зенитных автоматов, 4х3-533-мм ТА.
По версии игры крейсер "Кордова" вооружен - 6х1-152-мм/50 орудиями BL mk.XII в установке CP XIV, 2х8-40-мм /39 зенитных автоматов Виккерс QF Mk.VIII в установках Mk.VI, 6х4-13-мм пулеметов Mk.III. Скорость хода - 30,5 узла. Бронирование в игре представлено броней пояса - 76 мм (уменьшение к носу и корме: 57 - 38 мм), палубой толщиной 16-19 мм, и бронированием орудийных щитов листами толщиной 76 мм. Как видим, основное вооружение не отличается от "британского собрата", однако зенитное вооружение слабее и отсутствуют торпедные аппараты. В принципе такой колумбийский крейсер мог бы составить противовес двум перуанским "новикам", но не сложилось.
Крейсер "Ла Аргентина" (5 уровень) - на этот раз перед нами настоящий боевой корабль, моно сказать "латиноамериканский крейсер с британскими корнями" (кто бы сомневался)! По внешнему виду - очень похож на британские легкие крейсера, построенные в 30-е годы, и это не удивительно. Этот крейсер был построен в Великобритании по заказу ВМС Аргентины, а в основе проекта - проект британского легкого крейсера "Аретуза". Крейсер был заложен в 1936 году, и уже в 1939 году - прибыл в Аргентину, войдя в состав ее флота как учебный легкий крейсер. С января 1941 года вошел в состав боевой эскадры, в дальнейшем использовался и как учебный корабль, прослужив достаточно долго - только в 1974 году был исключен из списков флота.
Легкий крейсер "Ла Аргентина" получился очень похожим силуэтом и конструкцией на британский крейсер "Аретуза", но был длиннее и получил более мощное вооружение (на треть больше орудий ГК), имел несколько отличное бронирование и больший объем внутренних помещение - для размещения курсантов. А вот сами орудия и другое вооружение - английское.
По состоянию на 1939 год легкий крейсер "Ла Аргентина" имел водоизмещение (стандартное/полное) - 6500/7500 т, размерения - 164,9х17,22х5,03 м; ГЭУ - 4 ТЗА, 4 котла, мощность - 54000 л.с., скорость 30 узлов, запас топлива 1484 т нефти, дальность плавания - 10000 (12) миль; Бронирование - пояс - 76 мм, башни - 51 мм, палуба - 51 мм, рубка - 76 мм; экипаж - 800 человек (в т.ч. 60 кадет). Вооружение - 3х3-152-мм/50 орудий, 4х1- 102-мм/50 орудий, 6х2-25-мм/70 зенитных автоматов, 12-7,65-мм пулеметов, 2х3-533-мм ТА, 1 катапульта, 1 самолет.
По версии игры крейсер "Ла Аргентина" вооружен - 3х3-152-мм/50 орудиями QF Mk.W в башенных установках, 4х1-102/50 орудий QF Виккерс-Армстронг Mk.P в одиночных установках, 6х2-25-мм/70 зенитных автоматов Виккерс-Армстронг в спаренных установках, 12-7,7-мм пулеметов Максим Mk.I, 2х3-533-мм ТА TR Mk.IV. Бронирование крейсера: пояс - 69 мм, траверсы - 38 мм, палуба - 25 мм, барбеты башен - 25 мм, башня: 51-25 мм( лобовые и боковые плиты - верх). Скорость крейсера - 31,5 узла. Как видно по вооружению и скорости отличия незначительные, как и по внешнему виду. Остается дело за малым - прверить его в игровом бою, )).
Вот такие вот они, эти "латиноамериканские крейсера". На этом мы сделаем паузу, чтобы не перегружать данными наших читателей, и главное - мы теперь понимаем с чем мы можем столкнуться в "игровом бою". А также можем представить какие варианты "обменов/продаж" иногда могут быть или были в истории борьбы на море. Следующие пять кораблей (6-10 уровни) мы представим позже.
Не судите строго, особенно с исторической стороны - это всего лишь игра, но игра с определенной исторической базой, которую хочется изучать и таким способом в том числе.
Обзор подготовлен с использованием материалов Вики-Леста, ресурсов Интернет, справочников и других литературных источников. Окончание следует.