Найти тему
Artemisia Studio

Оружие в средневековой миниатюре как изобразительный прием

В этой статье мы хотели бы затронуть довольно интересную тему на наш взгляд. Современные тенденции в иллюстрации часто говорят нам о том что художник это не тот человек который отображает действительность как она есть, а тот кто создает совсем иную реальность оторванную от канонов и шаблонов в изображении. Воистину современный язык изобразительного искусства прошедший через столетия эволюции, способен предложить большое разнообразие технических и композиционных приемов, задачей которых всегда была достучаться до зрителей и постараться с разных сторон подступиться к их душам. Многие наши коллеги, современного поколения художников, в своих работах отдают предпочтение более гротескным формам изображения, часто стремясь покорить зрителя за счет неожиданной композиции. Это отнюдь не новый прием, отголоски которого мы можем увидеть еще во времена наскальной живописи. Однако что в первобытном, что в более позднем искусстве, будь то античность, средние века или ренессанс, все равно чувствовалась довольно крепкая материально-культурная база, даже если не на сто процентов достоверная. Но тем не менее для историков, реконструкторов зачастую вполне достаточно тех же средневековых миниатюр. К примеру, чтобы на их основе создать реконструкцию предметов материальной культуры прошлых лет, причем довольно достоверную по сличению с археологическим материалом. Исходя из этого возникает ряд интересующих вопросов: « Насколько важно было для средневекового мастера миниатюры достоверно изобразить те или иные пердметы материальной культуры?», «Какие особенности мировозрения влияли на изобразительный язык художника?», и «В чем опыт старых мастеров был бы нам полезен сегодня?». Чтобы не растягивать довольно большой материал на эту тему, мы рассмотрим конкретно два примера миниатюры «Библии Мациевского» и картинки к «житию святых Эдмунда и Фремунда». Которые были созданы в XIII и XV веках соответственно. То есть затронем период середины развитого средневековья и ближе к концу позднего и началу первых отголосков ренессанса.

А чтобы еще более упростить задачу будем анализировать изображения различного вооружения и чаще всего меча как истинного олицетворения средних веков и наиболее сакрализированного предмета вооружения в эпоху средневекового христианства.

По мере все более активной христианизации общества средневековой Европы и того как постепенно старые языческие традиции и обычаи уходили в прошлое, постепенно смешиваясь и синкретизируясь. Христианские мотивы стали наиболее доминирующими, однако и языческие отголоски оставались.

Примерно к XII веку мы можем увидеть очень интересный феномен того, как техническая необходимость заставляющая эволюционировать форму меча так же прекрасно вступает в синергию с сакральными смыслами. Речь конечно же идет об увеличении гарды меча которая теперь имела выраженную длинную форму. Таким образом меч стал иметь более заметный крестообразный силуэт. Все это произошло благодаря крестовым походам и возникновению первых фехтовальных школ, в результате чего появилась потребность в защите руки в бою. Плюсом к этому можно отметить и развитие защитного снаряжение рыцаря, благодаря чему меч становился более колюще-рубящим оружием чем рубяще-колющим, что так же отразилось на удлинении самого клинка.

-2

Наделённый особой силой, соединяющей дух с материей, меч становится символом завершённости и долга: «меч короля Франции, посвящающий рыцарей, символизировал вертикальную ось, которая связывает небо и землю и указывал монарху на его долг быть воистину справедливым; выполнение последнего позволяло ему поддерживать вечный порядок вещей».

Посвящение в рыцари при помощи меча наиболее яркий ритуал знакомый каждому человеку хоть немного знающему о культуре средневековья. Очень явные параллели здесь можно проследить с христианским обрядом крещения который подразумевает под собой абсолютное посвящение своей жизни Богу, после которого данный обет связывает христианина на всю оставшуюся жизнь.

Ж. Флори даже сопоставляет роль короля в обряде посвящения в рыцари, по сути с ролью епископов. И то не удивительно ведь феодал, правитель это наместник Бога на земле, и является проводником Его воли.«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» Послание к Римлянам 13:1.

-3

Так же крестовые походы принесли нам такую сакральную роль меча, как защитного оберега христианского мира от зла и врагов церкви. Длинные меч рыцаря словно крест, который положено нести каждому верующему христианину. Это одновременно и бремя, обет, который обязывает соответствовать статусу воина Христа, и миссия защищать церковь, «невесту Христову», от посягательств врат адовых, и символ отделяющий народ Божий от неверных, и проводник праведного гнева Господня, рыцарь лишь инструмент как и меч, они суть одно целое.

Это заключение отчасти можно подтвердить наблюдая за средневековыми миниатюрами как раз периода крестовых походов. Так в Библии Мациевского мы можем увидеть сцены битв рыцарей верхом на конях часто массово поражающих своих противников именно мечами. Хотя очевидно что тактика средневекового боя для конного, тяжеловооруженного рыцаря предполагала использование копья и массированного таранного удара, что в купе с огромной скоростью и массой лошади являлось практически абсолютно доминирующей силой на поле боя.

Исследователи склоняются к тому что человек создававший миниатюры к Библии Мациевского скорее всего сам был свидетелем или даже участником многих военных походов, настолько там реалистично и подробно изображаются результаты применения того или иного вида холодного оружия. Да и сами элементы вооружения и доспехов выполнены с поражающей точностью и дотошностью для художника XIII века. Исходя из этих сведений мы можем утверждать что автор не мог не знать про то как происходит средневековая баталия, а значит он умышленно изображал рыцарей очень часто сражающихся на мечах, в чем можно проследить влияние определенных сложившихся сакрально-культурных мировоззренческих патернов которые вполне возможно и сам художник не вполне осознавал. Справедливости ради, часто в толпе воинов с мечами всегда встретиться хотя бы один воин с копьем которое однако являлось так же довольно сильным сакральным символом вертикали власти и мироздания. Так же довольно часто встречающаяся история в Библии Мациевского это три копья на заднем плане устремленные вверх, тоже явно не случайная деталь которая настолько часто прям встречается.

-4

В некоторых других миниатюрах к примеру в «житии святых Эдмунда и Фремунда» мы можем увидеть изображение воинов язычников, норманнов, которые так же держат в руках мечи однако здесь они имеют довольно причудливую динамическую с несколькими остриями и шипами форму напоминающие языки пламени и огромный размер , которые поистине напоминают более фантастическое инфернальное оружие нежели как реальный предмет вооружения удобный для использования в бою. Здесь меч так же символ власти однако не божественной, а власти князя тьмы. Что интересно ближе к эпохе ренессанса все чаще в миниатюрах встречаются довольно фэнтезийные элементы в предметах эккипировки но чаще всего это обусловленно либо желание художникак как то отделить определенную группу людей от остальных, передать некие мысли и ощущения или банальным не знанием костюмов и вооружения тех народов которых автор просто никогда не встречал.

-5
-6

Понравилась статья?

Лайк и подписка станут поддержкой развития нашего канала🎨

Мы в Telegram | Наш сайт