Роль адъютанта его Превосходительства стала звёздной для Юрия Соломина. А советский фильм про красного агента в штабе белых (1969) Евгения Ташкова стал предтечей и вдохновителем знаменитого сериала “17 мгновений весны” Татьяны Лиозновой (1973).
Превосходный приключенческий фильм о гражданской войне “Адъютант его Превосходительства” полюбился зрителям и для многих любознательных не стало секретом, что у адъютанта Павла Кольцова, блестяще исполненного Соломиным, имелся реальный прототип - Павел Макаров. Не будь его, не было бы и Кольцова. Наверно, у Юлиана Семенова был больший творческий выбор. Надо признать, что в плане достоверности героев его легендарный Штирлиц (Максим Исаев) является более вымышленной фигурой, чем Кольцов, несмотря на то, что по харизматичности актёр Тихонов обогнал, конечно, всех разведчиков.
Захватывающий сюжет, отличная игра актеров, места съемок и костюмы, - всё сделано для превращения нашей приключенческой картины в хит. К сожалению, “единственная” закулисная неприятность культового фильма о гражданской войне состоит в том, что нужного, но "неудобного" прототипа главного героя - Павла Макарова (1897-1970) - создатели кино обошли вниманием. Причём несправедливость по отношению к ещё живому герою фиксировалась в двух аспектах. Во-первых, в связи с выходом фильма не было официальных упоминаний о Макарове как прототипе, а во-вторых, не было ссылок на то, что сценарий сериала Болгарина и Северского был построен на сюжете и деталях книги П. Макарова “Адъютант генерала Май-Маевского” 1927г. Такое “забывание” автора контента случается в киносреде, если режиссер и сценаристы считают, что они ничем не обязаны оригиналу. Примером такой "забывчивости" может служить недавний фильм “Праведник”, созданный на основе книги Инны Герасимовой.
Павлу Макарову забывчивость коллег принесла много огорчений, и напрасно он боролся за свои авторские права, ругался со сценаристами, договориться им не удалось. Вскоре после премьеры на ТВ, он умер и, похоже, не только от старости, но и от огорчения. Можно по-разному относиться политически к личности Павла Макарова, но в память об истинном авторе идеи "адъютанта" и актёре Юрии Соломине (1935-2024), который уважал Макарова, разберем ситуацию. Взглянем, что скрывается за киносюжетом, с колокольни военного историка гражданской войны.
Первый вопрос, который поднимается по нашей повестке дня, ставит перед казусом. - "Какого рожна", зачем красный крымский партизан, коммунист Павел Макаров выпустил в 1927г. книгу “Адъютант генерала Май-Маевского” и рассказал всем, как он служил адъютантом у заклятого врага советской власти? С какого “перепуга”? Страх забвения преодолевает желание автора рассказать о своей удивительной судьбе в год 10-летия Октябрьской революции. Что ж тут безумного? В те годы было выпущено много довольно честных воспоминаний. Оставить память о своих деяниях в веках - хотели и Троцкий, и Деникин .
Важен и другой резон для публикации, который более очевиден в свете классовой борьбы. Павлу Макарову нужно было объяснить товарищам, начальству и всем советским людям, как он оказался в стане белых и служил им целых 2 года в 1918-1920гг., прежде чем сбежал к партизанам в Крыму в начале 1920 года. У него ведь в отличие от киногероя Кольцова не было задания пробраться к белым и стать тайным шпионом красных! Какой-то своей цели автор добился, все поняли, что он не служил палачом у белых. Однако сильный "ход конем", благодаря популярности книги, вышел боком. В 1929г. по результатам проверки сведений, содержащихся в беcтселлере, его автор был исключен из рядов красных партизан (ветеранов). В 1937-39гг. находился в местах заключения, проходил сквозь следователей НКВД. Румынским шпионом не признан и то счастье, что в 1939 освобожден. Герою была возвращена персональная пенсия. А в годы Великой Отечественной войны Макаров подтвердил свое прошлое и опять стал героем – крымским партизаном!
Творческие цели зачастую имеют идеологический подтекст. В 60-70 годы советская власть с помощью кинематографа активно и успешно старалась воссоздать героический ореол для органов - наследников Дзержинского, которые морально пострадали от разоблачений Хрущевым культа личности Сталина. Спустя 50 лет после гражданской войны в начале каждой серии “Адъютант его Превосходительства” зрителю стали напоминать о том, что фильм посвящен первым чекистам.
Легенда разведчика
Первым чекистом Макаров был весьма условно, он стал служить в этих органах только после разгрома в Крыму Русской армии Врангеля - в ноябре 1920г., то есть после своей службы в штабе у белых. Напротив, герой фильма Кольцов пробирается в тыл белых в 1919г. уже как агент ВЧК. Таким образом, у него то всё должно быть по законам жанра. И хотя Кольцов устраивает героический побег от батьки Ангела, будучи в форме белого офицера, всё равно приходится докладывать свою убедительную легенду белой контр-разведке и генералу Ковалевскому. Хорошая легенда для разведчика по законам профессии – это главный залог его успеха.
Под персонажем Ковалевского в кино нетрудно угадать командующего Добровольческой армией, соратника Деникина Май-Маевского. Имя отчество “Владимир Зенонович” у генералов в кино и жизни одинаковые. Героизировать настоящую фамилию киношникам не хотелось. Итак, на вопрос генерала Ковалевского, - в каком полку служили? Кольцов отвечает - 42 Тенгринский полк. Командир - полковник Шевардин. - Знаю Шевардина. Далее Ковалевский уточняет - на Румынском фронте? Да. Для сведения 77 Тенгинский полк не воевал на Румынском фронте первой мировой войны. 42-ой Якутский полк, а также 42 Сибирский полк были на Румынский фронте, но и 42 Якутский, и 134 Феодосийский, в котором служил настоящий прапорщик или подпоручик Павел Макаров, были восстановлены в белой армии Деникина (ВСЮР). Советского зрителя не хотели грузить неприятными ассоциациями, поэтому для Кольцова выбрано в сценарии произвольное и нейтральное название полка.
Почему название полка для легенды очень важно? В армии Деникина собрались офицеры практически всех полков русской императорской армии. Какой бы полк не назвал чекист Кольцов, у него был нашлись однополчане, которые бы быстро разоблачили его, если бы он был самозванцем. Отсюда в сценарии возникает скользкий момент - вроде как Кольцов пробирается к белым под своей настоящей фамилией и биографией офицера в 1 мировую войну. Но Кольцов также хочет скрыть свое “невысокое” социальное происхождение. И поэтому он выдумывает, что он сын начальника Сызрано-Рязанской железной дороги (такой дороги не было – была Сызрано-Вяземская ж.д.). Не слишком ли большой риск в такой придумке? Она же проверяется в контр-разведке показаниями не только однополчан, но и беженцев!
Сюжет об отце-железнодорожном начальнике берется для сценария напрямую из рассказа Макарова. У последнего отец был кондуктором на Сызрано-Вяземской ж.д., но сын повысил отца в должности. Макаров пишет в книге об обстоятельствах этого приключения: “После смерти полковника Дроздовского (14.01.1919), Май-Маевский (знакомый уже с Макаровым - О.Д.) сделался начдивом (3-ей Дроздовской дивизии - О.Д.). Он сразу вызвал меня в кабинет и подробно расспросил о моем происхождении. Пришлось отлить пулю, что мой отец — начальник Сызрано-Вяземской железной дороги, что у Скопина расположено наше большое имение. Совсем неожиданно для меня Май-Маевский спросил: "Хотите быть моим личным адъютантом?” Это был старт мощной карьеры адъютанта. С 22 мая 1919г. Май-Маевский командовал уже Добровольческой армией Вооруженных сил Юга России (ВСЮР). Вместе с генералом возвысился и его адъютант.
Таким образом, в сценарии фильма в отношении версии о должности отца разведчика Кольцова, ставшей серьёзным аргументом для приближения к телу командующего, допущен некий плагиат. Должность отца механически перенесена из одной реальной ситуации в другую вымышленную.
"Легенда" Павла Макарова
Как известно, выдумкой более удобных биографий (только с понижением уровня социального происхождения) занимались и красные, как тот же К.К. Рокоссовский. Пулю пришлось отливать Макарову не только Май-Маевскому, но и советскому читателю. Во-первых, наш герой постарался не афишировать тот факт, что он являлся офицером, прапорщиком или подпоручиком, старой армии, хотя и пошел по офицерской стезе он в условиях военного времени. В 1917г. в составе 134 Феодосийского полка Павел успел повоевать на Румынском фронте.
Как в позитивном ключе объяснить читателю, ненавидящему золотопогонников, тот факт, что он у белых в 1919г. служил в чине уже капитана? Немного фантазии, и Макаров сам себе повышает звание в старой армии, заставляя при этом читателя гадать, был ли он на самом деле унтер-офицером, вольноопределяющимся или офицером в 1917г.. Повышение в чине то ли вольнопёра, то ли прапорщика для читателя происходит спонтанно. В книге рассказывается, что в Мелитополе, когда Макаров попал в руки дроздовцев 15 апреля 1918г., он сказал о себе "с испуга", что он – “Штабс-капитан, представленный в капитаны по румынскому фронту.” Понятно, что 21-летний Павел дроздовцам мог сказать о себе самое большое только то, что он прапорщик, представленный в подпоручики. Слишком молод был юноша для штабс-капитана. Но не матерым воякам он врал в книге. "Штабс-капитанством" Макаров скрывает тот факт перед советскими читателями, что именно за службу в рядах прославленных дроздовцев - лютых врагов большевиков, и в штабе Май-Маевского он получил повышение в чине, - а не на Румынском фронте. А то, что будущий чекист служил дроздам в стрелковых цепях честно, свидетельствует факт тяжелой контузии, полученной, очевидно, в боях с большевиками. Но Макаров гнет свою линию и рассказывает нам юмористично историю о своей малограмотности, проявляющуюся в его работе с Май-Маевским. Малограмотность подтверждает вроде как его низкое социальное происхождение. А с другой стороны, он сам признается, что у Дроздовского он через какое-то время стал шифровальщиком, и, что примечательно, шифровальщиком Павел был ещё на Румынском фронте.
Однако как Макаров оказался в Мелитополе в 1918г.? Эту тему стоило бы прояснить для современного читателя, во всех публикациях авторы этот вопрос старательно обходят. Макаров: “В начале 1918 года я и тов. Цаккер Иван, будучи организаторами и агитаторами Красной армии при Севастопольском Областном Революционном штабе, были командированы в район Евпатории, Перекопа и в Федоровку. Нашей задачей была организация частей Красной армии на местах и втягивание в ее ряды красногвардейских отрядов.” Информация о том, что немцы и гайдамаки (войска УНР) ведут наступление по Украине, заставила товарищей задуматься о том, как возвращаться обратно в Севастополь. Как можно уяснить из текста Макарова, прямой путь обратно лежал через кулацкие районы, где агитаторам было показываться опасно. Поэтому Павел отправился в Мелитополь, чтобы оттуда ехать по единственной железной дороге через Чонгарский полуостров в Джанкой и в Севастополь. Цаккер отправился в Бердянск, чтобы оттуда приплыть в Крым. Макаров: “Я не согласился и, в свою очередь, предложил отправиться к Мелитополю, так как немцы еще неизвестно где и нам всегда удастся проскочить в Крым.” В Мелитополе “я направился на вокзал, где по улице я был неожиданно захвачен дроздовцами. Помню, меня обступил конный отряд и пехота. Штабс-капитан грозно спросил: “Кто вы такой?” Колебаться было некогда: Штабс-капитан, представленный в капитаны по румынскому фронту.
— Кто командир полка? Какой полк? Вопросы частили, как из пулемета. Не отставал и я:— 134 Феодосийский полк. Командир полка Шевердин. Полк стоял по реке Серет.— Правильно!"
Так Павел Макаров стал участником знаменитого перехода Дроздовского “Яссы-Дон”, в составе одной из офицерских рот штурмовал Ростов 4-5 май 1918г., о чем, естественно, предпочел помалкивать. Мог ли он перейти обратно на сторону красных? - Наверно, мог попробовать перебежать к своим в бою или ночью. Только в те времена (1918) в плен офицеров-добровольцев красные если и брали, то зачастую тут же расстреливали. Поэтому Макаров оценил свои возможности и предпочел стать так называемым “спящим агентом” в рядах белых, сочувствующим большевикам.
Скажите теперь пожалуйста, как рассказывать всю эту историю советскому зрителю, если фильм посвящается первым чекистам? Как здесь показать большую роль товарища Лациса, помощника Дзержинского и председателя Украинского ВЧК? Вам не напоминает эта проблема историю с романом Фадеева “Молодая гвардия”, когда писателю строго указали, что он недостаточно хорошо показал роль партии в романе? Фадееву пришлось править Молодую гвардию для правильного видения читателями Отечественной войны. Без партии, конечно, войну бы не выиграли, но героические дела остаются делами вне зависимости от партийной принадлежности, поэтому продолжим говорить о подвигах Кольцова и делах Макарова в следующем очерке.
Очерк включен в подборку Советское кино.
Военная история на Друг Истории включает подборку гражданская война
Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и закрепляйте подписку на канал исторической аналитики.
Душин Олег, журнал №229, Друг Истории, следите за анонсами публикаций на Tелеграмм канале Друг Истории.