Легендарный захват Ростова 21-22 апреля/4-5 мая 1918 года отрядом добровольцев полковника М.Г.Дроздовского является фантастическим примером сочетания дерзости и удачи. В это даже трудно проверить, - офицерский отряд и немного казаков и вольноопределяющихся, 1000 бойцов с учетом штаба, артиллерии и обоза, вероятно, около 1100-1200 человек, сражается с красной группировкой численностью более 12000 чел. Пусть на краткое время, но они овладевают большим городом! Почему это удалось, попробуем разобраться в этом очерке на основе рукописи (ГА РФ) участника дроздовского похода из Ясс на Дон П.В.Колтышева (1894-1988), первого летописца Дроздовской дивизии.
Будь белых в два – три раза больше, красные бы обратили внимание на этот отряд, проявили бы бдительность и не отдали бы Ростов так просто, защитив его, как тремя неделями ранее Екатеринодар от маленькой армии генерала Корнилова. А так – они и помыслить не могли о такой дерзости. Гений парадоксу друг – лучше не скажешь.
Итак, горстка офицеров-добровольцев под командой М.Г.Дроздовского пришла в апреле 1918 года с Румынского фронта на Дон и решает вступить в бой с красной громадой. Поскольку Ростов в результате схватки пришлось оставить, так зачем его было брать?
П.В.Колтышев: “Только внимательное ознакомление с обстановкой бывшей в Донской области в эти дни, даёт вполне определенный и положительный ответ. Этот бой был действительно необходим. Тяжелый по своим временным переживаниям, он имел крайне важное значение в конечных результатах. Как в дальнейшем оказалось, неожиданным для большевиков захватом 21 апреля города Ростова, мы поставили в крайне тяжелое положение хрупкие большевистские силы, которые занимали Новочеркасск и вели бои с наступающими донскими казаками под начальством генерала атамана Попова и добровольцами Семилетова.”
Но почему Дроздовский решился на это громкое дело, которое иные назовут авантюрой?
Колтышев: “Общую радость вызвала весть о совпавшем с приходом отряда на землю Донского войска восстании казаков Таганрогского, Ростовского, 1 Донского, В.Донского и Сальского округов против опознанной ими теперь советской власти (казачество поначалу пыталось держать нейтралитет – О.Д.). Восставшие казаки вели бои в районе своей столицы, города Новочеркасска. Ещё большую радость вызвали сведения о том, что Добровольческая Армия не умерла, что она ещё живёт и, что пройдя через горнило тяжких испытаний (боев на Кубани – О.Д.), она с честью вынесла на своих плечах светлое знамя любви к Родине и верности ей до конца. Эти вести говорили о том, что Добровольческая армия, благодаря доблести её чинов и искусству её нового вождя генерала Деникина, прорвалась из сплошного кольца большевистских войск и из района Тихорецкой движется к Батайску (на помощь восставшим казакам – О.Д.).
Перехваченная большевистская панически составленная телеграмма (из района Таганрога – О.Д.) также говорила о том, что они, отрезанные от Ростова, должны спешно уходить в море. Всё это бодрило добровольцев Дроздовского и вселяло в них уверенность в скором осуществлении задуманного плана на соединение с Добровольческой армией. Но помимо добрых хороших вестей, мы получили и неприятные сведения. К последним относились полученные нами телеграфные извещения о подходе к Ростову немцев и слухи о намерении их занять Ростов, куда якобы они приглашены на помощь Донскому казачеству (По Брестскому миру с большевиками немцам “отдавалась” только Украина – О.Д.) Дроздовский сознавал трудности для нас взятия Ростова, а особенно его удержания, но он вместо с тем отлично учитывал психологическое и моральное значение занятия нами первыми столь крупного и важного центра, как город Ростов. Он думал также о тех последствиях, которые ожидают Донское войско, если оно, не выдержав ниспосланных ему испытаний, вынуждено будет просить руки помощи у немцев..”
18 апреля/1 мая 1918 после короткого и ожесточенного боя с красной гвардией немцы заняли Таганрог. Делегации Донской советской республики во главе с С.К.Орджоникидзе на следующий день было заявлено, что немецкие войска действовали по приглашению украинского правительства (УНР) с целью восстановления границ Украинской Республики. Генерал фон Кнерцер также заявил о намерении занять Ростов 6 мая, ссылаясь на приказ высшего руководства. Очень “вовремя” немецкие офицеры из штаба главнокомандующего дислоцированными на Украине войсками фон Эйхгорна обнаружили в Киеве русскую карту, изданную ранее 1888 года. А на ней Таганрог и Ростов с 1802 по 1887 год включительно входили в состав Екатеринославской губернии.
В Брестском соглашении советской России с немцами 3 марта 1918 границы была установлены по другим картам. Однако в том же соглашении была статья 6, согласно которой “Россия обязывается немедленно заключить мир с Украинской Народной Республикой и признать мирный договор между этим государством и державами Четверного Союза. “ Следующее требование - ”Территория Украины незамедлительно очищается от российских войск и российской Красной Гвардии.” Прелиминарный мир России с УНР был подписан только 12 июня 1918г., а пока он не был подписан, Украина активно упражнялась в территориальных претензиях, подразумевающих, между прочим, и захват Крыма.
Колтышев: “Принимая во внимание всё вышеизложенное, Дроздовский решил идти на пролом. Но прежде чем двинуться дальше, он счёл необходимым и вполне возможным значительно пополнить ряды отряда добровольцами, приток которых был значителен. Он собрал казаков (в ст. Новониколаевской - О.Д.), объяснил им обстановку в России и в Донской области в частности, рассказал, какие задачи мы поставили себе, напомнил казакам об их прежних славных делах на пользу Родины и закончил свою речь уверенностью, что в нынешние тяжкие дни, выпавшие на долю России, казаки, испытавшие уже на своей спине всю прелесть советского рая, как один поднимутся на борьбу с общим врагом во имя спасения России. Его призыв нашёл полный отзвук в сердцах казаков, и они все предложили свои услуги и себя в полное распоряжение Дроздовского. В тот же день было сформировано два отряда – один из стариков, а другой из молодёжи. 18 апреля вместе с нами они двинулись в поход.
Вечером 17 апреля были получены сведения, присланные с нарочным из ст. Платовской о движении 2 х колонн большевиков: одной от переправы через р. Миус у Мелентьева – вдоль правого его берега (на север – О.Д.), а другой – вдоль моря (на восток – О.Д.). Численность этих колонн сообщалась столь значительной (600 и 400 штыков – О.Д. ), что вызывала сомнения в правдивости вообще полученных сведений. Но не обратить внимания на эти направления было нельзя. Одновременно было получено официальное донесение агента-разведчика о занятии германскими передовыми частями города Таганрога и об их желании в ближайшие дни двигаться к Ростову с целью его занятия и полного очищения Таганрогского округа.
Итак, обстановка вынуждала Дроздовского спешить, ибо помощь нашей стороны донцам могла пригодиться в любой момент; к тому же для осуществления нашей главной задачи, необходимо было опередить германцев и постараться занять Ростов раньше их, ибо только через него мы могли войти в непосредственную связь с Добровольческой армией и фактически присоединиться к ней. Расстояние, отделявшее нас от Ростова, было около 180 вёрст. С целью избежать встречи с немцами, Дроздовский решает обойти Таганрог с севера и форсированным маршем, двигаясь через сл. Фёдоровку, Николаевку и Недвиговку в три-четыре перехода подойти к Ростову и атаковать большевиков, занимающих город с запада. Одновременно, принимая во внимание наличие в Таганрогском округе большевистских банд, угрожающих колонне в любой момент с флангов, Дроздовский решает двигаться первоначально несколькими колоннами, привлекая для этой цели и донских казаков.
В 8 час. 18 апреля все колонны вступают в указанных им направлениях, при чём: правая колонна под начальством полковника Максимова ( 3-я рота со своими пулеметами, взвод лёгкой артиллерии, взвод конницы и вспомогательная сотня стариков-казаков Н.Николаевской станицы, к которым в Платовской (Весело-Вознесенка – О.Д.) должны были присоединиться ещё 1 или 2 сотни казачьи сотни) следует через ст. Весело-Вознесенскую-Натальевской и переходит в сл. Николаевку; средняя колонна под начальством генерала Семенова (все остальные части отряда) двигается на большевистскую слободу Фёдоровку, где по имевшимся сведениям, находились штабы и какие-то большевистские отряды; левая колонна (отряд донских казаков вспомогательного назначения) двигалась по реке Еланчик – вверх по течению. Задачей колонны ген. Семенова, которая имела впереди себя особый авангард из конного отряда, было поставлено занятие Фёдоровки и ликвидация в ней большевистских отрядов. На правую колонну возлагалась задача по обеспечению с востока колонны главных сил и прикрытие направления на Н.Николаевку вдоль моря и далее со стороны Миуса. Левой колонне Дроздовским задача не ставилась, ибо она выступила по указанию атамана станицы для выполнения какой-то частной задачи."
Продолжение о походе на Ростов следует
Признателен за лайки и подписку) Душин Олег (с), Друг Истории №200, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канал Друг Истории
Очерк включен в Подборку Революция и гражданская война