Найти тему
Горкина Авиация

Как в советской Москве работало вертолетное такси?

В 1960 году в Москве открылась Вертолетная станция, откуда и выполнялись полеты в аэропорты Москвы. Аэротакси было в несколько раз дешевле обычного!

Мещеряков/Sputnik
Мещеряков/Sputnik

Пилот первого класса Сергей Семёнычев сейчас работает в Центральном доме авиации и космонавтики ДОСААФ России. Как раз напротив здания музея некогда располагался Центральный аэровокзал, а левее его Вертолетная станция, с которой отправлялись воздушные такси до аэропортов Внуково и Шереметьево. В 1966 году Сергею Владимировичу довелось воспользоваться этой услугой.

Как это было?

"Я учился в 11 классе и мечтал о небе. Чтобы поступить в летное училище надо было подать заявление, пройти медкомиссию и сдать вступительные экзамены. Абитуриенты-москвичи все эти процедуры проходили в авиагородке Внуково. Вот я и решил туда съездить на разведку, но не на автобусе-экспрессе, а слетать на вертолете, заодно и проверить себя в полете.

На трамвае Nº23 от дома доехал до Академии Н.Е. Жуковского (Петровский дворец) и через 100 м оказался на Вертолетной станции, которая располагалась напротив Академии в маленьком двухэтажном здании, внутри которого была касса и зал ожидания. Кстати, этот домик сохранился до сих пор.

Билет до Внуково стоил 2 рубля, а на автобусе-экспрессе копеек 60. Дети до 5 лет перевозились бесплатно, а с 5–12 лет за них платили половину стоимости. Рейсы обслуживали вертолеты Ми-4П и Ми-8П, которые забирали пассажиров каждый час. "На мой рейс прилетел старенький Ми-4П, который вмещал 10 пассажиров. На этом вертолете кабина пилотов расположена наверху, выше пассажирского салона, и я помню, как в потолке открылся люк, и второй пилот посмотрел на нас и сказал: "Ну, поехали". Пассажирам разрешалось брать багаж до 20 кг, поэтому напротив меня сидела бабушка с несколькими сумками и корзинами. Багажа было много, пришлось подобрать ноги, хотя вертолет был заполнен не полностью. Скорость полета была небольшая, около 150 км в час. За 15 минут мы долетели до Внуково, заодно посмотрев Москву и Подмосковье с высоты 150–200 метров. В кабине было очень шумно и ощущалась тряска, но мне все равно понравилось. Так, я единственный раз в жизни слетал на вертолете", - вспоминает Сергей Владимирович.

Дешевле обычного такси

В ценах того времени вертолетное такси было относительно доступно для москвичей, ведь средняя зарплата составляла около 120 рублей. При этом обычное такси было намного дороже - проезд до того же аэропорта Внуково из района метро "Динамо" обошелся бы в 5–6 рублей. Несмотря на это, вертолетное такси было не очень популярно. Пробок в городе тогда не было, а летать многим было страшновато, да и специально надо было приехать на метро "Динамо", потом сесть в маршрутное такси, которое перевозило пассажиров на Вертолетную станцию. К тому же интервалы между полетами были довольно большие, да и погода вносила свои коррективы.

Почему закрыли вертолетное такси?

В связи с нерентабельностью и невостребованностью аэротакси прекратило работу в 1971 году. Пробовали устраивать туристические прогулки и обслуживание новобрачных в небе Москвы, но и это не прижилось.

"Вертолеты - дорогое удовольствие, особенно с точки зрения их обслуживания. Перевозка на вертолете обходится в 2–3 раза дороже, чем на самолете. А билет стоил всего 2 рубля, да и салоны вертолетов заполнялись не полностью. Скорее всего, аэротакси прибыли не давало и требовало больших дотаций. Летали, я думаю, скорее те, кому было просто интересно, как мне, а многие просто не знали о существовании вертолетного такси.

Стоит огромный аэровокзал, а перед ним автобусы-экспрессы, которые через 15–30 мин отправляются один за одним в 4 аэропорта Москвы, и тут не до вертолетов", - делится мнением Сергей Владимирович, а еще Москва в те годы начала быстро строиться вверх. Слишком много препятствий в виде высотных домов, различных вышек, антенн и других высоких сооружений. А это уже безопасность полетов, которая превыше всего. Полеты над Москвой были запрещены. Сейчас над Москвой иногда летают вертолеты МЧС и МВД, выполняя спецрейсы.

Аэропорт Шереметьево, 1960 год
Аэропорт Шереметьево, 1960 год

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!