Вспоминаю невероятный чарующий Афганистан. Вспоминаю и Ахмад Шаха Масуда, губернатора Панджшера - нашего возможного союзника.
А вы бывали зимой на Панджшере, или вас и здесь неплохо кормят? Нет, конечно, не будем забегать вперед, тогда был июнь 1985 года. Давайте для начала заглянем в лето, жаркое лето Афганское, от которого хочется петь и смеяться, но при одном условии, что ты пришел с миром и нет на тебе оружия, тогда ты самый желанный гость в этих садах Эдема. Среди ярких птиц, невиданных любопытных зверей и доброжелательных мудрых людей, веселой детворы и задумчивых старцев.
На входе в долину Панджшер, в вечно зеленых рощах грецкого ореха, где бурлит быстрыми и прозрачными водами непокорный и незамерзающий поток ледяной голубой воды, кишащий в ней радужной форелью, стояли мы тогда лагерем с белыми палатками. Это была и есть великая река Панджшер. Кто бывал на Северном Кавказе, а еще точнее на реке Мзымта, той что выше, над Адлером и кто служил в Афганистане и побывал на Нижнем Панджшере в благодатных оазисах реки Панджшер, тот человек, если он конечно имеет талант наблюдать за живой природой, к своему счастью скажет вам, что долина реки Мзымта и такая же долина реки Панджшер это близнецы и сестры. Словно две сестры близняшки, но в разных координатах планеты Земля и везде повсюду умопомрачительная, величественная природа древних гор покрытых тропическими зарослями и фруктовыми садами. Еще Панджшер можно сравнить с гордой рекой - Чусовая, такой же холодной, бурной, закованной в высокие Уральские горы. Там тоже жили когда-то непокорные северные племена, но потом они куда-то исчезли?
Нужно сразу понять, что кто не был в долине реки Панджшер, тот конечно много упустил в своей жизни, эту красоту невозможно описать человеческими словами. Этот белый песок на пляже, эту ярко зеленую траву нужно ощущать и чувствовать и тогда ты понимаешь, что все это создано для людей мирных, благоговейно попавших в рай и изобильные сады и пастбища, упав в траву которого, можно плакать и желать остаться здесь, хоть пастушком среди тучных отар коз или барашков. Как можно представить и увидеть, рай земной. Караваны величественных верблюдов и осликов прилегли у самой кромки воды и смотрели они большими карими глазами на наши зеленые горячие танки, шумные ужасные вертолеты-крокодилы, приземляющиеся один за другим на оконечность пляжа и забирающие в свое жерло людей с рюкзаками в широкополых шляпах. Ляг, отдохни человече, зачем тебе улетать с пляжа, куда-то в далекие кишлаки. Все это было жарким летом и я приехал на этот пляж, спрыгнул с брони перегретого бэтэра и пошел по песку посмотреть на реку. Автомат, тяжелый бронежилет, каска и рация, давили на меня и на мой мозг. Очень хотелось пить. Просто воды и больше ничего. На пляж нельзя, резко заругался на меня офицер: "Все в минах солдат! Вернулся живо на свое место! Жить надоело? Наберут долбоebов!"
Пойду в тень орешника, мин растяжек не видно. Скину все, посижу как свободный пастух. Какая же благодать, опустился телом на теплый песок в тени. Снял броник и каску. Пить не дают, говорят, что река может быть отравлена. Нас отравить хотят? Да ну, на, не будут они травить свою реку, там же деревни ниже, все воду берут. Поднял голову к небу, орел парит. "Господи, Великий отец наш! Спасибо Те!" Зачем я здесь в этой великой красоте с оружием и в каске. Может затем, чтобы погубить себя, коли я зашел в райский сад с оружием? Не знаю, хотя зачем уходить от явного ответа, что мой путь на этот пляж был возможен только в таком странном облачении. Словно я астронавт, что прибыл на другую планету, где прекрасно и чудно, но где этим астронавтам уготована участь непрошеных и нежеланных вооруженных до зубов, пришельцев, не гостей, врагов поневоле.
Сам воздух, вода бурной реки, много солнечного света, все это располагает к тому, чтобы здесь росли величественные гранатовые сады и даже рощи. А нам говорили, что местным людям нечего есть, нечего делать и им одна дорога в коммунизм. Лгали, как лгут всегда безбожники.
Для нас новый приказ: "От палаток не отходить, в кусты не заходить, в сады не ходить, вмиг отрежут голову. Повсюду духи, они же душманы!" Зачем тогда мы приехали на этот берег и в эти сады, если здесь каждому из нас отрежут голову? А если мы приедем на осликах как Иисус, разве бы нам тоже отрезали головы? Нет, не может такого быть? Но лучше не ходить, с автоматом нельзя, мы чужие.
Нам шептали в самое ухо, что эти люди в садах, ни кто иные как злые дядьки басмачи или еще страшнее душманы. Надо пойти в сад и уничтожить их всех. Для этого высылали разведывательную группу, которая и вступала в героический бой с мирными возделывавшими сады и виноградники дехканами. И погибала группа, разрывая себе гранатами, но другими, ручными бомбами - эфками. Потом этот сад накрывали арт огнем и не оставалась ничего. Приказывали - "Слушай меня. Уничтожить зеленку. Огонь!". Просто зеленку, какое кощунство. Кровь гранатов текла по земле и затекала красной кровью на ордена - алых звезд. Все это было, словно в сказке про битву одноглазых великанов с маленькими пигмеями-садоводами. "Душманы" убегали и плакали, уводили с собой ослов, верблюдов, жен и детей. Кишлаки - их деревни смотрели на нас скорбной пустотой. Нет ничего, как будто и не было. Только лаяла и выла где-то одинокая израненная собака, что еще пару дней назад была счастливым алабаем и охраняла отару овец. Даже не возникало вопроса за что? Просто немая скорбь, слов не было, слов неверные не внемлют слезам, им дали приказ и они его выполнят, не щадя своей и чужой жизни. Пролетят в небе крокодилы, зорко осматривая догорающий пепел, вдруг кто-то остался еще в живых, палец не спит на гашетке.
Утюжка провинции стальным огнем длилась обычно две, три недели. Потом огнедышащий дракон уползал обратно в Кабул, зализывать раны и готовить новые планы по уничтожению плодоносящих садов. Не будет, садов, арыков, кишлаков, исчезнут и "душманы", как биологический вид, как классовый враг. Уничтожили крестьян своих, уничтожим и этих. Подожжем костер пролетарской революции. Все сады, горы и реки, вода, воздух, все будет принадлежать "дракону". Это немыслимо и непостижимо для нормального человеческого разума. Но когда северной страной управляли злые карлики, это стало возможным и свершилось. Прошло.
Карликам нужны были не только сады, им нужны были древние горы, таившие в себе миллиарды тонн самоцветов и сокровищ. Вот и послали они витязей-великанов творить "Интернациональный долг", приказали им и повели в Чудесные сады Панджшера.
Нам безбожно врали, что в Афганистане феодализм и нищета. Нет это был рай и земледельческие общины, а каждый в Раю счастлив, даже если он беден. Почему говорят, что Афганский народ непобедим? Это верно. Афганцы просто любят свою землю, они связаны с ней миллионами нитей, и в каждом афганце живет душман, басмач, называйте как вам угодно, но вы не поймете их душу. Не будите лихо, пока оно тихо. Ни дна ни покрышки тем, кто принял решение и приказал ввести войска в свободный Афган.
Теперь все вернулось на круги свои. И идут пилигримы с посохом по Афгану и заходят умыться в реку Панджшер. И встречают их, как дорогих гостей. Горы стоят, сады цветут и плодоносят. Слава Создателю и Благодетелю нашему, аминь...
© Александр Елизарэ
Роман >>> "РЯДОВОЙ для АФГАНИСТАНА"
Благодарю за 👍 ! Подписывайтесь на канал Елизарэ-Фильм