Найти в Дзене
Елизарэ-Фильм

Как я на первую классность в Афгане сдавал

Привет, парни, всем бывшим солдатам и сержантам. Вспомним наши знаки классного специалиста. Почти все мы были такими. Мало быть рядовым, надо обладать военной специальностью, иначе только на свинарник.

Курсанты военных училищ на протяжении 4-5 лет почему-то не защищают свою классность по освоению какой-либо воинской профессии. Солдаты каждые полгода защищали очередную классность, а курсанты военных училищ нет?

Фото автора.
Фото автора.

Советская армия, 80-е годы прошлого века, это мой знак классности, еще латунный, тяжелый, потом они стали уже совершенно другие, алюминиевые как толстая фольга. И вот про этот знак я хочу рассказать очень интересную историю.

Когда мы прилетели в Афганистан, в основном у нас был третий класс в военном билете — радиотелеграфист, радиотелефонист третьего класса. Решили мы сдавать на второй класс. Но чтобы на второй класс сдать, нужен определенный экзамен, командир взвода принимает, наиболее опытные сержанты наблюдают как мы работаем с радиостанциями переносными, как мы устанавливаем связь с другими рациями. Там и скорость важна и переходы на другую частоту, правильность ведения переговоров. Получил я заветный второй класс. Купил значок, не для кого не секрет, что знаки мы покупали в Афгане. Это неправильно и не честно, но так было. Первый кто разлагался от подпольного бизнеса — торговля солдатским обмундированием, это была наша армия.

Проходит еще полгода, и командир роты предлагает тому, кто хочет, улучшить еще свою классность, снова сдавать экзамены, чтобы уже получить первую классность. Мне было интересно, и я решил попробовать сдать на первую классность. Но тут подходит ко мне мой сержант, такой заслуженный дембель, веселый, здоровый, боксом занимался, на боевые всегда ходил, и говорит мне, а звали его Саня Лисицин:

— Шурентий, вы сейчас все тут черпаки хотите получить первый класс, но смотри, если сгущенки мне не будет, я не подпишу, что ты сдал. Усек? А мы скоро улетим, хрен вы потом кому сдадите на первый.

— Усек, так точно! Две банки хватит на бакшиш?

— Ладно, хватит…

Побежали мы в магазин военторг, по две банки сгущенки каждому деду-сержанту своему купили, ну, захотелось сгущенки дедам, святое дело. Хотя мне кажется, им просто уже скучно было.

Сдал я на первую классность экзамен, подписал документ о сдаче сержант, потом командир взвода и папа ротный. В военный билет «специалист первого класса» — штампанули. Ну просто блеск. Но значок первого класса я на тот момент не смог найти.

На фото - автор.
На фото - автор.

Отпустили меня с Афгана поступать в военное училище. Прилетели мы с ребятами в Самарканд, со мной вылетели пять или шесть человек с дивизии. Комдив Павел Грачев отпустил тогда поступать семи солдатам. В Самарканде жили мы в палатках в Самаркандском автомобильном училище, где сдавали экзамены. И там произошла такая ситуация. У нас десантники были — ребята борзые, двое или трое из разведроты полтинника, и они что-то такое устроили и решили всю пехоту, летчиков, проверять, у кого знаки не соответствуют и все в том же направлении, устроили шмон, в общем. Вообще-то это было запрещено, но втихомолку и, конечно, солдатики побаивались, что разборки будут с десантурой, поэтому никто не сопротивлялся особо. И вот смотрю я, один высокий солдатик стоит, расстроенный такой, но здоровый боров, с туркестанского округа прилетел, я у него спрашиваю:

— Что случилось? Что смурной, пехота? В Афган не берут?

Он меня немного шуганулся, все-таки десантник подошел.

— Да вот, — говорит он. — сейчас десантники пойду к ним в палатку, все знаки у меня отнимут…

Я ему говорю:

— Ну ка покажи свой военный билет, чего ты боишься?

А у него был знак первой классности на кителе, а в военном билете написано: «специалист второго класса».

Я ему говорю:

— А почему у тебя несоответствие?

— Ну, другого не было, — говорит он. — Да, я понимаю, что это — залет, знак не соответствует.

— Давай сделаем так, — говорю я ему, — у меня на х/б — новенький знак второго класса, меняемся с тобой.

— Да, я согласен, — обрадовался он.

Мы быстро поменялись с ним. Он был очень доволен, что у него появился знак «второй класс».

— Все иди, для тебя шмона не будет. Я сказал! Кто тебя тронет, сразу иди ко мне.

— Здорово, — обрадовался молодой мотострелок.

Так мой знак из Афганистана — «специалист второго класса» — перекочевал на х/б солдатику, который служил в Туркестане. А я получил наконец-то свой первый класс Латунный и тяжелый. Кстати, и второй класс у меня был настоящий латунный, но «кол» выглядел солиднее, чем «пара».

На мастера обычно сдавали только сержанты, но там экзамен был очень строгий, комбат принимал, а командир соединения подписывал. Мастер — это очень серьезный знак. В каждой роте связи было обычно не больше трех «Мастеров» из призыва.

Вскоре разъехались мы по военным училищам и этот знак я уже не носил. Носил на парадке — «Гвардию», и всегда — «Парашютист», но это уже совсем другая история.

© Александр Елизарэ

Купить роман >>> "РЯДОВОЙ для АФГАНИСТАНА"

Вам может быть интересно:

Благодарю за 👍 ! Подписывайтесь на канал Елизарэ-Фильм

Делитесь в Соц.Сетях! Комментируйте, буду рад ответить на ваши вопросы.