По мотивам вопроса о том, что делать, если вам досталась земля с домиком, домик этот в плохом состоянии, и жить в нем некомфортно: нужно ли сносить дом и на его месте строить новый или строить новый дом по соседству. И еще заявляется, что старый дом починить нельзя.
Очевидно, рассуждать мы будем мифо-поэтически и рассматривать дом как личность, а все непригодные для жилья условия — как травмы, деструктивные паттерны и прочие хромоногие системы, определяющие наше существование. Здесь не будет герметики (почти), но будет аналитическая психология.
Оригинал взят из статьи телеграм-канала Алхимики, поэты и лжецы.
Чтобы вспомнить, что такое алхимия, освежите в памяти ликбез «Алхимия это про самость. Что нужно знать об алхимии и герметике» и методичку «Алхимия, психология, Эго и Тень: зачем айтишнику бессознательное».
Перед началом работы
Есть шутка про то, как программисты строят дом, кривой, косой, и каждый раз это чудовище Франкенштейна — потому что не знают алхимии.
Один вы или с семьей, одинаково важно сделать добротный устойчивый дом, в котором не протекает крыша, который не развалится от того, что серый волк подует, и где ничего не гниет в подвалах, заколоченных досками. Материалы для домика: кирпичи, наделенные смыслом, дерево, происхождение которого вам известно, предметы интерьера — то, во что вы, действительно, верите, что вы выбрали самостоятельно, а не по совету соседа.
Как экзистенциальный психоаналитик и как аналитический психолог скажу, что если после проведенной диагностики будет выявлено, что дом надо к чертовой матери сносить и перестраивать, и это займет годы или десятилетия, пусть так, вперед и с песней. Зато потом на века.
Вопрос в том, что покажет диагностика. На практике, даже если у вас напрочь переломаны кости — все, что есть, — это не говорит о необходимости разрушать старый дом вместе с основанием. Только вдумайтесь: сменить имя, отказаться от своей личности и забыть, как держать кружку, как дышать и как сидеть — потому что позиционированием тела в пространстве некогда управляло сознание, это не базовые функции, встроенные в нас, ибо разные люди держат кружки, сидят и дышат по-разному — и по определенным причинам. Тело помнит все, в ваши 30-40-50 лет вы опытный блокчейн, из песни слов не выкинуть. Я уже не говорю об опыте отношений, профессиональных навыках, предпочтениях и талантах — все, что остается с вами, даже если вы начинаете жизнь, как говорится, с чистого листа, с новым именем, в новом месте. Это даже не фундамент, а целый каркас стен.
Итак, у вас старый дом, в котором жить уже нельзя, а жить где-то хочется. Мастер мейсон (главный зодчий) точно знает, когда запущена алхимическая реакция — и обратного пути нет: то чувство, когда как прежде, вы уже не можете, а как иначе, еще понятия не имеете. И все горит.
Нигредо
В алхимии есть глобально четыре этапа великого делания (нигредо, альбедо, цитринитас, рубедо), начинается все с нигредо. Рушится то, что и так должно было умереть, что неустойчиво. В частности эго-конструкция, наше представление о себе. А вообще это и круг общения, и профессия, и все на свете, что было не про человека, а про его способ адаптироваться к миру, но было сделано без осознания смыслов этих действий.
Из наблюдений: в нигредо чаще велико искушение не бежать спасать старый дом, а сломать все напрочь, но не надо торопиться и усугублять. Наблюдайте со стороны, как ураган добивает разруху, прощайтесь и горюйте, но не помогайте: все произойдет само, вам останется только следовать за порывом — и убирать мусор.
После того как из дома — без фанатизма и без насилия разграбления, а с уважением и бережливостью, чтобы самого не прибило от усилий, — будет вынесен хлам, будет проветрено и промыто, что уцелеет, станет основой, фундаментом для нового дома.
Альбедо
И тогда будет альбедо, строительство дома. С обучением строительству, с воспитанием новых ценностей, с вырабатыванием новых полезных паттернов. Как знать, как лучше? Наши авторы, поэты и лжецы, поющие об утопии, философы и алхимики, говорящие истину как рефрен, чтобы те, кто решил строить домик, знали, как быть: слушать себя — а этому тоже учишься — и терпеливо трудиться. Растворяй и сгущай, и так далее.
Домик в стороне, новый рядом со старым и криповым, строить не стоит. Домик строить на гнилом фундаменте, красить его так, чтоб никто не заметил, что это старый дом, это опасно в первую очередь для себя же самого. Если что-то для нас естественно, это устойчиво и созидательно, что бы это ни было. Если верно найти это естественное для себя, вопросов с подвохом и сомнений будет намного меньше.
Я по себе скажу, когда у меня было нигредо, я оставил все и пошел учиться заново ходить. Я не жалею. И с каждым днем меня все меньше трогают слова кого-то со стороны — что мне надо было свой домик как-то иначе строить, — потому что с каждым днем я вижу, что никогда не напрасно.
Поскольку у большинства нигредо и альбедо в жизни случаются естественно, и домики нужны всем, на них выходит наглядно — что не скажешь про следующие этапы.
Цитринитас
Альбедо может длиться долго и так и не перейти в цитринитас — потому что мы попадаем в ловушку ума: искушаемся ролью мастера и профессионала, развиваемся донельзя в ремесле строительства домика и порой не можем поверить, что есть что-то, что мы не знаем. Все легко и в некоторой мере скучно, все испробовано, домик идеален, наступает стагнация.
Цитринитас это про роль ученика и учителя, единомышленника, и то самое знание, которое нас трансформирует. В строительстве домика это будет проявляться в опыте обучения строительству и передаче знаний и умений, в обретении учителя, который учит даже нас, профи и мастеров, а также в принятии, что даже от ученика мы можем научиться. В нас дитя и старик, учитель и ученик, и развитие алхимика постоянное, потому что он не запирает свой ум, а делится и хочет учиться дальше.
Рубедо
Рубедо описывается как нахождение рецепта трансмутации свинца в золото, рубедо это вступление в высшую ступень исполнения своей миссии. Для того, кто строит, оно проявляется, когда всякий, кто вхож в домик, получает что-то полезное и уходит развиваться дальше, когда всякое, сотворенное в домике, превращается в золото алхимика. Золото алхимика это любовь, это тепло, это принятие и доверие жизни, это понимание, как устроен мир.
Вывод: чтобы построить дом, надо прибраться на месте, выкинуть хлам, оставить полезное. Из любых руин можно возвести замок, трудиться и учиться и учить. Цель — сделать домик уютным для себя и других. И оставить наследникам домик и знание, как его строить.