Найти в Дзене

Алхимия, психология, Эго и Тень: зачем айтишнику бессознательное

Оглавление
Перед началом работы освежите в памяти ликбез Алхимия это про самость. Что нужно знать об алхимии и герметике.

Представьте, что у вас есть компуктер, у компуктера есть два типа памяти с разными способами чтения/записи, с разными скоростями работы, и между ними информация не перекидывается. Ваша задача — сделать так, чтобы перекидывалась, чтобы был доступ, чтобы данные были обратно совместимы, и компуктер жил долго и счастливо, в гармонии с собой.

В аналитической психологии Юнга есть два раздела нашей психики: сознание и бессознательное, они же далее будут называться рациональное мышление и иррациональное мышление, Эго и Тень.

Рациональное (Эго)

Рациональное квадратное, строгое, требует понятийной четкости, оно нам нужно в повседневной жизни, чтобы надевать штаны на ноги, а не на голову, чтобы ориентироваться на новой местности, чтобы принимать решения и решать математические задачки.

Рациональное очень любит отбрасывать то, что не понятно; рациональное очень любит упрощать, предугадывать, оно любит предзагрузку, использует уже имеющиеся схемы и вообще себя грузить не любит — потому что объемы ресурсов и памяти у него маленькие.

Рациональное помешано на экономии и оптимизации. Рациональное очень легко скатывается в когнитивные искажения, достраивает то, чего нет — именно поэтому мы иногда не видим опечатки в собственных текстах, но помним наше имя и адрес, узнаем предметы по очертаниям, а карту метро мы помним схематически, пусть и точные названия станций не помним, и приходится сверяться.

Ментальная модель стремится сохранить целостность.

Ментальная модель соткана из рациональных нитей причинно-следственных связей, ее задача — не развалиться и найти объяснение тому, что должно иметь объяснение. Что объяснения не имеет, она отбрасывает или заменяет по собственному усмотрению.

В аналитической психологии Юнга рациональное принято называть Эго. Эго — наша оперативная память, наше самосознание, наше представление о том, кто мы есть, кто вокруг, где мы и что сейчас происходит. Эго это система ценностей, мораль, хорошо и плохо, черное и белое, система координат и законы жанра.

Эго ригидно и строится на протяжении жизни — как дом, который строил программист. Иногда (часто) Эго строится криво — потому что нет навыков, потому что Рим не сразу строился.

Программист строит дом. Рациональное мышление (Эго) может заблуждаться
Программист строит дом. Рациональное мышление (Эго) может заблуждаться

Про айтишников и их мышление есть эпизод подкаста «Есть что сказать с Александрой Undead» — s01e07 - Мужчины в айти. Невроз, сколиоз.

Про то, как профайлера Уилла Грэма из сериала «Ганнибал» разорвало, как тунца в микроволновке от разваливающегося Эго под влиянием доктора Ганнибала Лектера, есть эпизод s02e07 - Ганнибал и Уилл Грэм, Тень и Эго, Алхимия и Самость, Юнг и аналитическая психология.

Очень важно понимать, что нормально отказываться от своих убеждений, учиться чему-то новому, переосмыслять свое прошлое и свой опыт, принимать свои ошибки. Эго любит дурить нас, находя миллионы оправданий и аргументов в собственную правоту, но мы развиваемся только тогда, когда созидаем. Какая польза от упрямства, если можно улучшить, построить новое, лучшее?

Иными словами, если ваш дом построен, как у программиста — криво, косо, неустойчиво, — не надо за него цепляться, он когда-нибудь рухнет и вас погребет под собой. Если не получается его чинить, стройте новый. Это больно, это долго и сложно — но, камон, оно того стоит.

Как строить новый дом, если у вас только кривое чудовище Франкенштейна и инструменты из каменного века? Как вы вообще поймете, что дом разваливается, и что с ним реально что-то не так?

На примере Уилла Грэма видно, что его начинает колбасить. Он перестает доверять себе, у него соматические проявления стресса, болезни, бессонницы, у него болят лапы и хвост отваливается. В вашей жизни может быть что-то подобное, старые паттерны не работают, старые убеждения не помогают, все по звезде и все разваливается.

Рациональное не справляется. Ему не хватает предзагруженных установок, ментальная модель уже не может сшивать разъезжающие лоскуты, парадоксов и противоречий слишком много, она не успевает их решать.

Вы путаетесь, Эго путается… Как там говорят: «В голове не укладывается»?

Ага, точно. Не укладывается в голове — потому что голова это только рациональное, оно хочет объять необъятное, впихнуть в себя необъятное, но давится и ломается.

Гештальтисты очень любят оперировать над высокоуровневыми объектами типа стульев и ролей, обращаться с ними, тыкая наугад, как на кнопки панели управления космического корабля — и они правы на 50%. Они видят сверху рациональным — и надеются на то, что они угадают, как то или иное действие/танец/фраза попадут в цель. Чаще всего это голубиное суеверие и генерализация, но подход с образами и метафорами очень близок к алхимикам.

Аналитическая психология и алхимия дают эффективные и обоснованные инструменты для взаимодействия с бессознательным. Они помогают программистам строить дом не из грязи и палок с костылями, а из дерева, камня и чего угодно другого, в зависимости от запроса программиста — потому что в бессознательном есть то, чего не достает ментальной модели, чтобы сохранить целостность.

Бессознательное (Тень)

Бессознательное аморфно, оно не имеет у себя ни терминов, ни названий, ни четких формулировок и установок. Там, как в котле, варятся образы, символы, все вперемешку, все тягучее, переплетенное, как в психоделическом видении.

Когда у нас случается психоделическое видение, мы видим поток информации из бессознательного — а причудлив он, потому что наше рациональное Эго пытается это трактовать, понять, дать этому названия — и, естественно, терпит неудачу.

Нет у этих хтонических штуковин названия. Нет — пока мы их не дадим сами.

Эго дает вещам имена. Эго не любит тратиться на бесполезное и дорогостоящее — а называть незнакомые вещи новыми именами, давать этому описание и ставить на нужную полку в нашем рациональном мышлении — затратно. Эго скорее отбросит эти психоделические видения и тут же о них забудет.

Сны мы не запоминаем по той же причине. Запоминаем мы то, что удалось привести к рациональным конструкциям с помощью Эго — когда мы проснулись и попытались объяснить себе, что мы видели.

Тапка на нас летела или крокодил, мы решаем с помощью Эго; какого цвета и формы были предметы, какие именно действия мы совершали и почему, мы тоже определяем уже постфактум, когда это осознаем.

Если вдруг нам приснилась какая-то непотребщина, нам лучше этого не помнить — или помнить и стыдиться. Только имейте в виду, оценку этому и те самые непотребные формы мы дали сну рациональным умом — который понятия не имеет, что это было на самом деле.

Система символов и Красная книга

У алхимиков есть понятие системы символов. Система символов — алфавит, ключи образов, которые имеют определенное значение, они для каждого индивидуальны.

Алхимик на протяжении всей своей работы составляет свою систему символов, Красную книгу.

Юнг делал это в «Красной книге», он записывал сновидения, образы, давал им названия, описывал их взаимосвязи, на основании этого трактовал еще дальше и дальше. Прикладное применение системы символов — верное описание того, что творится в бессознательном. Не додумывание, а знание.

Когда вы отлавливаете элемент из системы символов, у вас мурашки. Когда вы понимаете, о чем была та или иная кракозябра из видения, у вас слезы на глазах. Это называется инсайт, это офигенно и это и есть то, зачем мы здесь собрались.

Алхимик строит Замок, заполняет его предметами из системы символов, он упорядочивает пространство вокруг — в окружающей действительности и в ментальной модели — потому что имеет инструменты для познания себя и мира вокруг.

У Юнга, например — в его личной истории и в строительстве его Замка — очень много связано с рыбой. Рыба и в воде, и в еде, и Иисус (то есть христианские символы), и семья и детство.

У кого-то из вас рыбы нет вовсе, ну рыба и рыба, ничего особенного…

Само слово Замок для каждого из вас будет иметь индивидуальный смысл. У кого-то это что-то из австрийской архитектуры, у кого-то из сказки Диснея, у кого-то из стекла и бетона… А у Ганнибала Лектера это называется Дворец Памяти — в котором много залов, есть сад, есть кладбище, есть места, где все прибрано и упорядочено, а есть чуланы с секретами и скелетами, и в своем Дворце Памяти он может жить.

Бессознательное это сгусток, дикая мощь, бесконечный потенциал. Эго боится его, Эго туда даже не заглядывает — потому что будет как в Заратустре у Ницще — когда ты открываешь ворота, а оттуда визги, крики, ураган, дверь с петель сносит, тебя сдувает, и всем от этого страшно.

Немало дискомфорта для рационального мышления представляет аксиома, что все уже произошло, а для бессознательного нет понятия времени. Оно не мыслит категориями прошлого и будущего, оно знает все — именно поэтому предчувствие обоснованно, оно дает ответ, но не показывает процесс получения вывода. Эго это отбрасывает, ему такое непостижимо.

У Эго есть идея-фикс контролировать бессознательное. Оно даже — с подачи аналитической психологии Юнга — его называет Тенью. Якобы Тень страшная и темная и с ней дружить опасно.

Конечно, опасно, если вы в подвале голодным зверя держите, периодически его палкой тыкаете и еще и неправильно его понимаете. К сожалению, очень много примеров — и в истории, и в художественных книгах/фильмах, и в жизни, — когда бессознательное вырывалось из подвала и разрывало Эго, как тузик грелку.

Поэтому, что? Система символов, дневник сновидений, метод активного воображения и доверие собственной интуиции.

Уилл Грэм умел трактовать бессознательное с помощью системы символов — и ловил преступников в два счета (ценой своего Эго, которое перегревалось от нагрузки).

Об уникальном детективном методе по методу активного воображения из аналитической психологии Юнга есть романы Стеллы Фракта «Кошки не пьют вино» и «Рыцарь, красавица, чудовище, шут».

Лос, олицетворяющий творческое Воображение, и его Призрак, разрушительная часть, в кузнице (Уильям Блейк)
Лос, олицетворяющий творческое Воображение, и его Призрак, разрушительная часть, в кузнице (Уильям Блейк)

Как подружить Эго и Тень. Алхимический словарь

Рациональное любит все понятное, у него силенок мало, одно ядро, один гигабайт оперативки (если не меньше). Бессознательное это ЦОД с кучей вычислительных машин на суперскоростях, с которыми интерфейс взаимодействия не настроен. Как только начинаем подключаться, свет моргает, все коротит; в лучшем случае просто ничего не понятно, в худшем — демоны вылезают из подвала и становится очень страшно.

Задача Эго — интерпретировать вырывающиеся наружу символы. Задача Эго — сохранить целостность ментальной модели. Задача Эго — выстоять и не развалиться под разрушительной силой бессознательного.

У нас есть костюм пасечника и книжка с системой символов, по-айтишному, индексом с ключами и значениями — по которой происходит расшифровка. Расшифровка трудоемкая, она будет отбирать большое количество ресурсов ЦП рационального мышления — но сорян, иначе никак.

Это как в видеоиграх. Видеокарта нужна мощная, она считает и рисует в момент времени, она считает и рисует заранее, чтобы сделать предзагрузку локаций и объектов.

Если вы алхимик, то у вас в книжке как минимум есть алхимическая матчасть:

  • Великое делание, оно же magnum opus, оно же дело вашей жизни, ваше ремесло, занятие, которым вы оставляете свое наследие. Оно же процесс развития и пути (лестница философов) к Воплощению (Рубедо), ибо цель алхимика — познать и развить себя.
  • Синхронистичность — аксиома, допускающая связь между несвязанными рационально объектами, в пространстве, времени, логически и как угодно еще. Так сошлось, и это важно и имеет право на существование.
  • Нигредо (черный) — первый этап великого делания, когда старое и ненужное разрушается, когда очищается пространство. Часто это период, когда Эго рушится под действием Тени, когда кривой домик рационального программиста с грохотом обваливается.

Музыкальный трек INFERNO | ONREFNI про нигредо из романа «Невероятный шпионский детектив» (Стелла Фракта) можно послушать здесь.

  • Альбедо (белый) — второй этап великого делания, строительство Замка, созидание, трудоемкий и увлекательный процесс. Здесь алхимик и дитя, и взрослый, и ученик, и учитель. Он учится и применяет знания на практике. Альбедо можно заниматься всю жизнь — и так и не воплотиться.
  • Цитринитас (золотой) — третий этап великого делания, когда на пути алхимика появляется мудрец. Алхимик уже построил замок, он, конечно же, этот замок холит и лелеет, гордится и вряд ли этим замком хочет делиться, потому что замок замечательный. Золото рождено солнцем, сокровище мудреца в знании, и знание должно быть на виду.
  • Рубедо (красный) — четвертый этап великого делания, финал, Воплощение, раскрытие своего потенциала, исполнение своей миссии. Очень часто рубедо алхимика и Поэта наступает уже после его смерти, когда его magnum opus окончен, он передал знание дальше, он прославил взошедшее алое солнце. Алхимики и Поэты живут вечно — потому что живет их дело в следующих поколениях их учеников.
  • Уроборос — змей, кусающий себя за хвост, без начала и конца, вечный цикл перерождений, аксиома передачи знаний.
  • Ртуть — женское начало, анима, аморфное, жидкое, плодородное, очень близко по свойствам к Тени.
  • Сера — мужское начало, анимус, твердое, сильное, действенное, очень близко по свойству к Эго.
  • Соль — слияние ртути и серы, алхимическая свадьба, киноварь, единение двух начал, дружба противоборствующих понятий. Здесь же случайность, та самая неидеальная красота, нарушение порядка, хаос, дающий возможность для перехода на новый уровень.
  • Растворяй и сгущай — solve et coagula, метафора калибровки, ученика и учителя, не прекращаемого химического процесса, чтобы, как Плотин, неустанно лепить свою статую.
  • Архетипы коллективного бессознательного: хтоническая мать, бабка, отец, дед; хтонические звери: драконы, тигры, змеи, рыбы, кошки, собаки, волки, мыши, летучие и не очень; здесь же цветы и явления природы, метафоры, объекты, что-то, что я забыла.
  • И, самое главное, ваши личные символы из Красной книги, имеющие особенное индивидуальное значение.

Чтение данных и контекст

Чтение потока данных из бессознательного похоже на бэд-трип — особенно, когда ты мало что успеваешь сообразить.

Какие риски у чтения потока данных? Правильно, потеря информации.

Если не успел что-то считать, пропустил, упустил. Не эффективно, Эго негодует, ему и напряжно, и хлопотно, и не понятно — а напрягаться, не понимать и ошибаться Эго не любит.

Можно не читать на горячую, можно попрогрузить в оперативную память рационального мышления часть бессознательного, сделать контекст. Как? Метод активного воображения Карла Юнга.

Фантазирование, daydreaming, осознанные сновидения сюда же. Юнг воображал себя своим дедом, алхимиком 17-го века — и так очень эффективно решал головоломки бессознательного, обогащал свою систему символов, писал Красную книгу и очень продуктивно работал.

Нагрузка в этом случае на ЦП у Эго меньше, меньше в моменте тратится на обработку и интерпретацию — потому что предварительно вы что-то простроили, прогрузили, воссоздали. На это нужен навык, навык вырабатывается практикой, подкрепляется широким кругозором и насмотренностью. Читайте книги и смотрите фильмы, стройте в воображении уже увиденное, ходите там, играйте сюжетами.

Преимущество предзагруженного контекста бессознательного в том, что это управляемая фантазия, вы навигируетесь в ней, вы как в иммерсивном театре, со страховкой, и вам все равно интересно и любопытно — потому что в какой-то момент ваши фантазии начинают отзываться на ваши действия и развивать сюжет.

Недостатки — долгий прогруз и долгий выход из контекста, потому что рациональное занято вашей фантазией, вы, с точки зрения Эго, которое пыхтит и держит в оперативной памяти картинки, находитесь в той субъективной реальности.

Эго спросит, зачем это вообще нужно? И правильно сделает.

У меня есть понятие «продуктивный контекст» — это вгруженное в рациональное мышление фантазийное пространство, которое я использую для писательства. Для меня, как для автора, быть в сюжете — не фигура речи. Поэтому у меня в книгах все такое правдоподобное и как настоящее. Для вас, как для начинающих алхимиков, это игра в разгадывание головоломок вашего бессознательного, заштопывание дыр, проигрывание в песочнице прошлого и будущего, а также инструмент для локализации проблем.

Зачем вам парень-суперзлодей? Зачем вам большая машина? Зачем вам кошка без волос? Зачем вам дом на берегу океана, но обязательно, чтобы там жило привидение?

Психоаналитик вам бы дал шаблонные ответы про фиксации, гиперкомпенсации, а сверху посыпал бы гороскопом и сонником из книжки с гаданиями. Алхимик скажет, что только вы знаете ответ — и будет прав.

Внутри вас — целая Вселенная. Каждый из вас индивидуален. Алхимия — путь к себе, построение себя, искусство созидания пространства внутри своей души и вокруг себя.

В буктрейлере к роману «Невероятный шпионский детектив» есть и про алхимиков, и про Поэтов, и про силу искусства и поиск истинного предназначения.

Дополнительное чтение для более полного погружения:

Аудиоверсия статьи в подкасте «Голос писателя»