Живет в деревне Вахонино Тверской области фермер Геннадий Садыков. Мне этот человек очень симпатичен. Уважаю его. С нуля основал крестьянско-фермерское хозяйство «Белое озеро», главой которого доверил стать супруге Татьяне. Сам же он - крестьянин по призванию и мелиоратор по профессии. И родился как будто для того, чтобы «изменять лик родной земли».
- Немного биографии: Геннадий родился в Оренбургской области, когда ему было полтора года, семья переехала в д. Сергеевка под Юрьево-Девичьем. В школу он пошел уже в г. Конаково. Закончил конаковскую среднюю школу № 3 в 1981 году и поступил на гидротехнический факультет Калининского политехнического института, по окончанию которого в 1986 году пришел работать на Конаковскую ПМК-15, где и работал вплоть до ее ликвидации в 2004 году. Затем занялся фермерством. В 2010 году за участие в ликвидации пожаров был награжден медалью МЧС России. Тогда его тяжелая техника славно потрудилась на тушении моховских болот и проведении противопожарных опашек. С 2012 года занимает в КФХ «Белое озеро» должность исполнительного директора. В 2018 году был избран депутатом Собрания депутатов Конаковского района. От КПРФ. В 2023 году по истечению срока сложил полномочия. Теперь Конаковской район – муниципальный округ. И в нем – Дума. Ну а Геннадий продолжает заниматься своим делом. И за все это время вернул в сельхозоборот не один гектар земель, на которые до него все наши «профессиональные аграрии» махнули рукой, как на бросовые.
***
Его фермерское хозяйство «Белое озеро» - необычное. Про то, как к нему приезжали в свое время европейские фермеры, я писал еще в самом начале:
Имея не так много гектаров земли, из которых пригодных для земледелия - и того меньше, люди под руководством Геннадия Хамитовича смогли выжать из нее максимум, руководствуясь принципом «нехранения яиц в одной корзине». Где растут культуры – выращивают зерновые, овес на корма, картошку, свеклу, морковь и другие овощи, капусту и даже подсолнечник с кукурузой.
Богатый опыт в мелиорации Геннадий на полную катушку использует и в своей вотчине: осушает и удобряет землю, да так, что через пару лет такого ухода ее и не узнать, копает пруды, которых на его территории уже целая сеть. Причем, понимая тонкости гидрологии, пруды эти у него связаны друг с другом и вода в них есть всегда: в паводок излишки уходят, в засуху вода все равно откуда-то берется. Благодаря прудам, «введено в строй» 4 гектара бросовой земли, которые даже не были отмечены на агрохимических картах. Все это похоже на какое-то волшебство.
Еще одна тема - разведение калифорнийского червя. Эти беспозвоночные трудятся в компостных кучах, вырабатывая отличное сырье, идущее затем на производство садовой земли, торфонавозного компоста, кустарникового и навозного перегноя. Наряду с производством овощей и зерна, это – также хорошая статья дохода для КФХ.
Социальная составляющая хозяйства также важна. В свое время, когда экономическая ситуация в стране была получше, фермер активно помогал и сделал много чего хорошего в деревне Вахонино. Обладая тяжелой техникой, практически построил школьный стадион в д. Вахонино, обеспечивал овощами и картошкой Конаковский дом ребенка, помогал и помогает инвалидам и малоимущим. А главное - обеспечивает работой со стабильной зарплатой местных жителей, а в сезон, в уборочную страду - молодежь и пенсионеров. Вокруг своего хозяйства проложил грунтовки, регулярно за ними ухаживает.
Удивительно, но не всех устраивала деятельность фермера. В свое время (лет 10-12 назад) он просил отдать ему те земли сельхозназначения которые по всем параметрам считались заброшенными и выведенными из обслуживания сельскохозяйственными предприятиями в разряд резервного фонда. Но, видимо, чиновники ждали взяток. И землю не отдавали.
Более того, под всякими надуманными предлогами на «Белое озеро» обрушились многочисленные проверки. Кому-то помешала куча навоза (на земле, где планировалось выращивать овощи?!), кто-то пожалел сорный кустарник, который был вырублен, другому «проверяющему» не понравилась техника, стоящая якобы «на земле сельхозназначения и наносящая ущерб экологии» в виде капель масла, который из нее неизбежно вытекали. И т.д. и т.п. Изыскивался любой повод, чтобы игнорировать законное требование о выдаче градостроительного плана, который был нужен на тот момент для нормальной деятельности. Такое ощущение, что фермера хотели выжить даже с той земли, которая была у него по праву.
Причем, многочисленные проверки не выявили каких-либо серьезных нарушений, а вышестоящие инстанции, куда фермеры Садыковы обращались на проволочки со стороны местной администрации, неоднократно указывали на неправомерность действий чиновников. Это подтвердила и прокуратура и Тверской арбитражный суд.
Рано или поздно кончилось все хорошо. Если считать удачным исход дела, при котором администрация продала-таки Садыкову (о безвозмездной передаче, видимо, речи даже не шло) никому ненужные и неудобные земли, которые так были ему нужны. Для этого ему пришлось собрать все свои свободные средства и выплатить в местную казну немало миллионов. Которые ох как пригодились бы для развития дела. Но землю он получил. Просто, дорогая в этих местах земелька. Очень дорогая.
На момент этого конфликта газета, в которой я работал, неоднократно вставала на своих страницах на защиту Садыковых, с моей же подачи про ситуацию написала самая оппозиционная газета области «Караван», писали и другие региональные СМИ. В результате, я был удостоен части быть вызванным "на ковер", где меня долго пытались склонить к признанию в том, «сколько газета получила денег за эти заказные статьи в адрес неподкупной власти». Удивляет психология чиновничьего народца. Но, к остаткам их чести, все кровные Садыкова ушли в местный бюджет. К рукам не прилипло. Честными оказались, даже удивительно.
Ну да ладно, дело былое… в прошлой жизни.
***
…А я до сих пор с ностальгией вспоминаю, как, по пути из своего городка в Тверь, заезжал к нему «на базу», дабы обеспечить его небольшой коллектив свежим номером газеты, в которой работал. И каждый раз, заходя в фермерский домик, бывал встречен ароматами, доносящимися с кухни. Несмотря на вечную суету и торопливость, далеко не всегда удавалось избежать простого и сытного обеда. Вкус и запахи которого до боли напоминали деревенский обед у бабушки в детстве…
Наверно эти «взятки» журналисту имели в виду бдительные чиновники?
Стоит упомянуть, какая эпопея у него была с заброшенным аэродромом сельхозавиации. Долгое время там было кладбище брошенных и разукомплектованных (поскольку, угнанных) автомобилей. В окрестностях же этого места жители собирали грибы. У Геннадия в "лихие 90-е" тоже угнали машину. И тогда он поклялся, что эту свалку краденного железа он рано или поздно уничтожит.
Вселенная этому благоволила: в эти места пришла Федерация вертолетного спорта России и решила сделать из заброшенного аэродрома учебный центр (позже его назвали «Аэродром Конаково»). Во многом стараниями Садыкова эта свалка постепенно превратилась в современный вертолетный центр. И только самые близкие люди и единомышленники в курсе, сколько труда Геннадия Садыкова, его людей и техники было вложено в это очередное «неудобье».
А также, сколько он выкопал металлолома и сколько хлама зарыл неподалеку у бывшей ВПП! Теперь там большой холм, прекрасно вписавшийся в местный ландшафт, в который он сгреб все ненужное. Ниже фото моего авторства (как и практически все в этом материале) с вертолетных соревнований 2017 года, где его прекрасно видно.
Геннадий Садыков говорит, что в наше непростое время, доверять можно только собственным силам и тем, кто рядом. плечом к плечу делают такое же дело. Фермерское движение в нашей зоне рискованного земледелия – вещь тоже рискованная. Господдержка в этом плане, что называется, оставляет желать: государству выгоднее подогревать крупные агрохолдинги. Может, в чем-то оно и право, но фермерский продукт вкуснее промышленного, для этого и существуют фермеры - для того, чтобы мы не забыли вкус деревни, вкус детства...
Как-то я спросил у Геннадия, зачем ему все это, все проблемы в преодолении противодействия "дураков чиновников". Он ответил:
- Рано или поздно человек уходит в иной мир. И на смертном одре он вряд ли будет вспоминать – кого он в жизни обманул, где больше украл. Вспоминать он будет о тех добрых делах, которые он сделал для людей. Жить надо не по расчету – свыше это зачтется…
ЖУРНАЛИСТИКА:
***
ПОДДЕРЖАТЬ АВТОРА:
Перевод по СБП на карту "Почта банк" по номеру +79520655055 (Максим М.) или по номеру карты: 2200 7706 356 9206
СПАСИБО!!!