Найти тему
Целлулоид

"Зона" без Тарковского: советские и российские фильмы об аномальных территориях

Оглавление
Да, пикника здесь не устроишь
Да, пикника здесь не устроишь

Культовый в определенных кругах фильм "Сталкер" стал настоящим откровением для поклонников творчества Андрея Тарковского и настоящим ужасом для всех знакомых с первоисточником - книгой братьев Стругацких "Пикник на обочине". История про отчаянного сталкера Рэдрика Шухарта, готового ради семьи раз за разом рисковать шкурой в непонятной и крайне опасной Зоне посещения - то ли складу артефактов пришельцев, то ли банальной помойке намного более высокоразвитой цивилизации, закончившаяся душераздирающим катарсисом "Счастья для всех даром, и пусть никто не уйдет обиженным!", превратилась в тягучий и по мнению многих откровенно нудный фильм о поиске смысла жизни, Вселенной и всего такого, с философскими беседами и юродивым главным героем.

Золотой Шар-исполнитель желаний, нейрофантазия на тему
Золотой Шар-исполнитель желаний, нейрофантазия на тему

Впрочем, фильм и правда красивый. А еще Зона оказалась опасной и в реальной жизни - съемки шли в окрестностях реальной промзоны, возле целлюлозно-бумажного комбината и в некоторых других местах, и съемочная группа изрядно подпортило здоровье - что, возможно, и стало причиной скорой смерти самого Тарковского и некоторых других участников съемок. Но, помимо ядреного, как носки бывалых сталкеров, советского артхауса, были и другие фильмы на эту тему - не столь известные, но заслуживающие внимания.

Таинственная стена (1967)

Ровесник лемовского "Соляриса", "Таинственная стена" наполнена схожими мотивами, а при желании здесь можно найти параллели с "Забытым экспериментом" Стругацких и даже "Прибытием" Вильнева. Монохромные шестидесятые, извечный конфликт физиков и лириков - а точнее, физиков, которые выступают заодно и за лириков, и военных, которым тоже ничего человеческое не чуждо. А еще инопланетяне. А может и не инопланетяне, а какая-нибудь там ноосфера. В общем, неясное явление в виде некоего туманного купола, который появляется посреди тайги по определенному графику и наводит на контактирующих с ним галлюцинации-флешбеки. Такой вот привет "Солярису" (который тоже творчески осмыслил Тарковский к лютому негодованию Лема).

-3

Ученый Ломов изучает неясное явление до потери пульса и разных интересных видений, а в процессе просмотра галлюцинаций еще и ломается военный локатор. Ничего этим умникам доверить нельзя, решают военные, и высылают для разбирательств Андрея Миронова в нетипичной для него роли старшего сержанта Карпухина, а ученые решают что Ломов переутомился, и, в свою очередь, направляют на смену коллегу Андрея.

-4

Каждый из контактировавших со Стеной видит что-то свое, встречаясь с отражением своего внутреннего мира. Однозначного ответа о природе явления нам не дадут, да и нужен ли он? Фильм делает акцент о людях, а не то ли марсианах, то ли гостях из параллельных измерений, и в этом плане воспринимается куда лучше, чем тот же обласканный кинокритикой "Сталкер".

-5

Третья планета (1991)

Виктор Рогожкин, режиссер народных шедевров "Особенности национальной охоты/рыбалки", "Улицы разбитых фонарей" (несколько серий из первого сезона", душераздирающих военных драм "Кукушка" и "Блокпост" забрался и на территорию фантастики и снял фильм, подозрительно похожий на тот, что должен был получиться у Тарковского - даже имя главного героя, Антона, фигурировало в ранних сценариях к "Сталкеру".

-6

Так или иначе, получилось куда ближе и к первоисточнику, и к куда более позднему шутеру, по которому многие составили свое представление о Зоне и сталкерах. Здесь есть зараженная территория после техногенной катастрофы, мутанты-телепаты, аномалии, сорвиголовы в костюмах химзащиты и военные, рьяно охраняющие границы запретной местности. Антон отправляется в Зону, чтобы спасти смертельно больную дочь (отсылка к Рэду Шухарту и его Марте-Мартышке?) и встречается с местными жителями, то ли неоязычниками, то ли хиппи, наделенными сверхспособностями, а зритель со всеми проблемами перестроечного кино - некачественная картинка, обнаженка, философический угар - но все же любопытно взглянуть на альтернативную версию знакомой истории.

-7

"Я тоже хочу", 2012

Последний фильм Алексея Балабанова обошелся без чернухи, бандитских разборок (кроме короткой сцены в начале), зато наполнен меланхолией и какой-то бесконечной усталостью. Краткая предыстория: в неком храме происходит инцидент, как водится, неясной природы. То ли Божий промысел, то ли инопланетяне, в общем, некая сила переносит часть прихожан в лучший, вроде бы, мир, а остальные, включая ведущего службу священника, погибают от сильной радиации или еще какого-то неблагоприятного воздействия. Зону ЧС, в которой вдобавок наступила перманентная зима, оцепляют войска, а в колокольню разрушившегося храма тянутся паломники, которым не особо препятствуют.

-8

Отправиться в лучший мир возжелали Бандит и Музыкант (не кто иной, как Олег Гаркуша из "АукцЫона ", играющий почти что себя), а по пути к ним присоединяются друг-алкоголик Бандита Матвей, выкраденный из наркологии, старик-отец Матвея, попутчица-молодая проститутка и парнишка-экстрасенс. ходячий спойлер к финалу. Засветился в фильме даже сам режиссер, как будто подводящий итоги своей жизни. но так и не нашедший в ней чего-то важного. Кто не хочет счастья? Да все хотят. А кто его заслуживает и кто назначает достойных? "Папа умер, а счастья так и не увидел." Роет мерзлую землю Матвей, кричит потерявший все напускное достоинство Бандит. А ждет ли тех, кого забрала часовня, счастье? И если ты не нашел его здесь - можно ли найти его в другом мире?

Понравился материал? Подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии, будьте осторожны в аномальных местах и смотрите хорошее кино!