Если вы относитесь к тем людям, которые хотя бы время от времени поднимают свои глаза вверх – в сторону звездного неба, то наверняка уже не раз задавались вопросом о том, нет ли в тех бескрайних высях – посреди всех этих мерцающих, светящихся точек, – жизни. Если отталкиваться от того, что простым смертным ретранслирует ученый мир, то однозначных свидетельств, указывающих на наличие внеземной жизни в каких бы то ни было формах и проявлениях, на сегодняшний день нет. Но так ли безжизненно пространство у нас над головами, как это видится ученым, и если внеземная жизнь все-таки существует, то чем объясняется неспособность ученых обнаружить ее? Попробуем сформулировать максимально сжатый, но при этом максимально информативный ответ на поставленный вопрос.
С учетом того, как обстоит дело с жизнью в нашей Вселенной в действительности, неспособность ученых зафиксировать жизнь за пределами нашей планеты удивлять не может, а именно в свете того фатального для ученого мира обстоятельства, что он зациклен на поисках биологической жизни, которая идентична земной. Если вы читали мой очерк «Где край Вселенной?» и приняли к сведению то немалое, что было сказано в том очерке относительно жизни во Вселенной, то уже имеете представление относительно разноплотности живых форм в материальном мире, где под разноплотностью подразумевается не что иное, как различная субстанциальная структура, присущая материальным формам жизни в нашем мироздании. Для не читавших упомянутый очерк отмечу, что существует две бытийные реальности – духовная и материальная. Если объекты духовной реальности или же духовного мира выстраиваются из так называемых духовных субстанций и эфира, то объекты материального мира – это, в сущности, те же духовные объекты, однако облаченные в разноплотную материю. Чтобы понять, как именно увязываются между собой духовные субстанции, эфир и материя, возьмем для наглядности человека. Если обрисовать человека с позиции его устройства на микро- и макроуровне, а именно упрощенно, то окажется, что человек – объект, представляющий собой троякое образование: его тело, имеющее всем известную форму, – это упорядоченный конгломерат разнообразных материальных частиц; его душа, в точности повторяющая форму и физиологию его тела, – это опять-таки упорядоченный конгломерат разнообразных эфирных субстанций; а его дух – это опять же упорядоченный конгломерат так называемых духовных субстанций, заполняющий собой душу как форму и оттого обнаруживающий такую же форму, какую обнаруживают душа и тело человека. Таким образом, человек – это, по сути, три разносубстанциальных человека, образующих одно единое целое, где наиболее грубая микроструктура присуща человеческому телу, невероятно более утонченная и не фиксируемая никакими материальными инструментами – душе человека, наконец, еще более утонченная и оттого в еще большей степени не подлежащая наблюдению при помощи материального инструментария – человеческому духу. Схожим образом обстоит дело в масштабе всех прочих живых и так называемых неживых форм на нашей планете, с той существенной разницей, что такой компонент как дух им не свойственен в принципе. Дух – всенепременный атрибут человека. Иными словами, абсолютно все объекты окружающего нас материального мира – это эфирные объекты, облаченные в материю той или иной плотности. Сказанное не теряет своей значимости не только в отношении объектов, существующих на поверхности Земли, но и в отношении самой нашей планеты, а вместе с тем в отношении абсолютно всех материальных небесных тел и всех объектов, что существуют на них. Важно лишь учитывать то ключевое для всего последующего повествования обстоятельство, что материальная составляющая всех сущих материальных небесных тел и всех материальных объектов на их поверхности может кардинально разниться. В очерке «Где край Вселенной?» достаточно подробно обрисована звездно-планетарная иерархия нашей Вселенной. В ней, в частности, упомянуто о существовании пяти звездных классов и о том, что планеты и звезды имеют многосферную структуру. Чем более высок класс того или иного небесного тела, тем большее количество сфер, заключенных друг в друге как матрешки и разделенных внушительными пустотами, образуют его (скажем, наша Земля – это трехсферный объект, в то время как наше Солнце имеет семисферную структуру). В том же очерке упомянуто о том, что чем выше класс небесного объекта, тем он субстанциально утонченнее, и что более внутренние его сферы всегда имеют более плотную субстанциальную структуру, нежели сферы, облекающие их самих. Там же сказано о том, что внутреннейшая сфера при этом не только самая плотная, но еще и цельная, т.е. она не полая, как внешние сферы, облекающие ее и друг друга, а монолитная. Опять же в очерке «Где край Вселенной?» говорится о том, что все сферы, образующие отдельно взятое небесное тело, населены: внутренние – несовершенной духовной жизнью, которая тем несовершеннее и тем субстанциально плотнее, чем более внутренней является сфера; внешние (за рядом исключений) – материальной; а множественные тонкосубстанциальные сферы, располагающиеся над поверхностью небесного тела и не являющиеся непосредственной частью соответствующего небесного объекта, – совершенной духовной жизнью, которая тем совершеннее и тем субстанциально утонченнее, чем в более высоких атмосферных слоях располагается конкретная сфера. Больше того: совершенство форм жизни коррелирует не только со сферами, из которых выстраивается небесный объект, но и с классом последнего. Выражаясь яснее, чем выше в звездно-планетарной иерархии стоит небесное тело, тем совершеннее все формы жизни, обитающие на (в) нем, – как духовные, так и материальные. Скажем, самые грубоматериальные и самые грубые духовные формы жизни населяют лунные объекты, а плотность материальной и духовной жизни на планетах и звездах тем ниже, чем к более крупному классу они причисляются. К примеру, материальные формы жизни на небольших планетах вроде Меркурия, Венеры и Марса ощутимо грубее материальных форм жизни на таких планетах как Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Если в первом случае мы говорим о грубой материи – пусть и не такой грубой, как материя, присущая лунным формам жизни, – то во втором случае речь ведется уже о тонкой материи. Еще более тонкоматериальны все формы жизни на светилах 1-го порядка, т.е. на звездах вроде нашего Солнца; еще утонченнее – на светилах 2-го порядка, т.е. на центральных галактических звездах; еще утонченнее – на светилах 3-го порядка и так вплоть до светил крупнейшего или же 5-го порядка, все тонкоматериальные формы жизни на которых являются самыми утонченными в нашем материальном мире. При всем при этом хотелось бы подчеркнуть особо, что по ряду причин (объяснение которых требует отдельного, продолжительного разговора) степень плотности материальных форм жизни на Земле наивысшая среди всех планет в нашем материальном мире. Вместе с тем она уступает плотности материальных форм на нашей Луне. Ну и для наглядности и лучшего понимания: наша с вами телесная материя невыразимо грубее материи самых твердых камней на Солнце.
Если все вышесказанное обобщить, сделав ряд промежуточных выводов, то придется отметить следующее:
- Формы жизни во Вселенной неимоверно разнятся в субстанциальном отношении: от грубоматериальных до наитончайших духовных.
- Формы жизни во Вселенной коррелируют с классом небесного объекта: чем выше соответствующий класс, т.е. чем совершеннее небесное тело, тем совершеннее и субстанциально утонченнее формы жизни на (в) нем.
Исходя из озвученных выводов, несложно понять причину того, почему сведение поисков жизни во Вселенной к формам жизни, которые биологически родственны встречающимся на Земле, обречены на провал. Все просто – идентичные земным формы жизни более нигде не встречаются. Да, внешне формы жизни могут иметь что-то общее на разных небесных объектах, однако их субстанциальная структура или же строение на микроуровне может чрезвычайно разниться. Одним словом, запуск разного рода космических аппаратов, с помощью которых ученые надеются идентифицировать микроорганизмы и другие признаки жизни на тех или иных небесных телах в нашей Солнечной системе, – пустопорожняя деятельность. Впрочем, отличия в субстанциальном строении материальных форм жизни на разных небесных объектах лишь одна из причин, по которой обнаружение иноземных форм жизни затруднено. Имеются и другие факторы, препятствующие соответствующему обнаружению, – скажем, ареал распространения жизни. Зачастую он бывает весьма ограниченным. Возьмем в качестве примера такой небесный объект как Сатурн. В общем и целом его поверхность представляет собой гигантскую водную гладь, а в качестве твердых поверхностей посреди этой необъятной для нас водной глади выступают образованные ледниками полярные области с гораздо более низкими температурами, чем на земных полюсах, а вместе с тем множественные и по масштабам самого Сатурна не такие большие острова и островки суши, располагающиеся преимущественно в экваториальной области данной планеты. В этой же области планеты Сатурн, а точнее, чуть ниже экватора, собственно, и рассредотачивается вся материальная жизнь, поскольку только там наблюдаются благоприятные для жизни условия, в том числе температурные, практически ничем не отличающиеся от умеренных климатических зон на Земле. Вместе с тем только в этой области над поверхностью Сатурна формируются устойчивые просветы в его атмосфере, обыкновенно затянутой густыми облаками и туманами. Благодаря этим устойчивым просветам у живущих на планете Сатурн имеются в достатке солнечные свет и тепло. А все оттого, что чем больше размер небесного тела и, соответственно, его атмосферы, тем больше приходящего извне света его атмосфера улавливает и пропускает через себя. Последнее проявляется не только в том, что, невзирая на внушительную удаленность Сатурна от Солнца, изрядные объемы солнечного света беспрепятственно достигают его поверхности, но и в том, что оные объемы несут с собой такое количество тепла, которое достаточно для существования жизни. А теперь рассудите сами, к каким результатам приведут потенциальные поиски жизни на том же Сатурне, если ученым абсолютно неведомо, как эта планета устроена в принципе, что скрывается под ее густым облачным покровом и где именно на этой планете следует искать жизнь. Помножьте все это на то обстоятельство, что материальная жизнь на данном гиганте имеет тонкоматериальную природу, и итог соответствующих поисков окажется еще более удручающим. Или возьмем в качестве другого характерного примера такое небесное тело как Луна. Казалось бы, откуда на этом пустынном небесном теле может взяться жизнь. Но так рассуждает слепой и ограниченный человеческий ум. Божьей же мудрости нет дела до человеческих суждений, а потому при должной физической сформированности небесного тела она населяет его – сперва духовной, а затем материальной жизнью. Не является исключением и наша Луна. Правда, материальная жизнь на естественном спутнике Земли чрезвычайно далека от привычной нам. Наличествует она лишь на обратной, т.е. на невидимой нам стороне Луны, а точнее, на дне лишь некоторых кратеров, где образуется и скапливается подобие нашего воздуха. Отличительной особенностью лунной жизни является ее невысокое разнообразие и карликовость, а вместе с тем ее постоянная борьба с большим холодом, сменяющимся невыносимым зноем, и с мраком. Жители Луны, как, впрочем, и все остальные органические лунные создания, обитают под землей. В своих подземных жилищах они вынуждены проводить половину лунного дня и половину лунной ночи, которые, говоря округленно, длятся по четырнадцать полных земных дней. Там нет привычных нам домов и городов, а все жилища располагаются либо глубоко под землей, либо в горных расселинах и пещерах. Когда лунная ночь приближается к своему концу, там воцаряется невыносимый холод, в середине же лунного дня и перед его окончанием устанавливается настолько сильный зной, что ни одно живое существо не способно находиться на поверхности Луны. Там нет деревьев, которые бы плодоносили, а встречаются лишь корнеплоды, под стать нашим картофелю, свекле, моркови и им подобным. Корнеплоды эти высаживаются в начале лунного дня и уже к его окончанию полностью вызревают. Когда начинают опускаться ночные сумерки, люди выходят из своих жилищ, собирают созревшие плоды и переносят их в свои подземные укрытия. Эти корнеплоды служат им пищей в течение наступившей лунной ночи, а вместе с тем в течение всего следующего лунного дня. Также важно отметить, что в некоторых лунных кратерах встречаются очень неглубокие озера и речушки, поднимающиеся над поверхностью кратеров не более чем на несколько пядей [1 пядь = 15-28 см]. В них обитает множество водных животных. Есть там и некоторые виды маленьких птиц, не так уж сильно отличающихся от наших воробьев, а также целые полчища насекомых и небольших земляных животных. За время лунного дня все неглубокие лунные водоемы пересыхают где-то полностью, а где-то большей частью. Сами водоемы появляются при этом в результате дневного таяния снега, выпадающего в воздухоносных кратерах в период лунной ночи. Жителям Луны, являющимся чрезвычайно простыми и погруженными в себя людьми, свойственен дар ясновидения, особенно сильно проявляющийся во время их лунной ночи, которую они проводят по большей части во сне в своих подземных жилищах и пещерах. Будучи во сне, они тем не менее бодрствуют своей душой и видят все вокруг себя, в том числе Землю, которую в силу своего физического нахождения на обратной стороне Луны они не могут зреть во время лунного дня, приходящегося на период их бодрствования. Таковы, если говорить предельно кратко и тезисно, условия жизни на естественном спутнике Земли, чья невероятная для нас суровость объясняется не тем, что у Господа не хватило мудрости и любви для того, чтобы сделать этот маленький мир более красочным и жизнерадостным, а исключительно контингентом проживающих на нем (жители Луны – это отдельная и очень многогранная тема). А теперь рассудите еще раз, к чему приведут поиски органической жизни на Луне, если вести их в тот период, когда все живое пребывает под лунной поверхностью (т.е. в разгар лунного дня или лунной ночи), если область поисков свести к обращенной к Земле стороне Луны, на которой органической жизни нет в принципе, или если сфокусировать поиски на тех кратерах на обратной стороне Луны, в которых нет воздуха, а значит, и жизни? Ведь органическая жизнь как таковая встречается на Луне только в некоторых кратерах, а точнее, в тех из них, на дне которых образуется подобие нашего земного воздуха. Если вы задаетесь тем вопросом, почему же органической жизни нет на обращенной к Земле стороне Луны, то дать на него односложный ответ не получится. А потому упомяну лишь о том, что данная сторона Луны, а вернее, ее множественные кратеры призваны служить посмертным чистилищем для нерадивых жителей нашей планеты, а точнее, для всех тех, кто за время жизни на Земле прикипел своим сердцем ко всему мирскому и плотскому и кто ни во что не ставил предметы и вещи духовного порядка, т.е. взрастил в себе сильнейшую привязанность к влечениям и благам мирского толка, а именно к вещизму, карьеризму, обогащению, утехам, распутству, пьянству, чревоугодию и т.п. Именно для исцеления подобного рода душ, без остатка погрязших в мирском при их жизни на Земле, собственно, и предназначена соответствующая сторона Луны, становящаяся их домом на многие тысячелетия. Впрочем, поскольку данная тематика не является предметом настоящего очерка, обратимся в двух словах к другим типам небесных объектов, которые, по представлениям астробиологов, могут быть потенциальными носителями жизни, а именно к метеоритам и астероидам. На данных объектах и в самом деле могут быть обнаружены следы иноземной жизни, поскольку соответствующие объекты представляют собой по большей части остатки планеты, располагавшейся когда-то между орбитами Марса и Юпитера и по ряду причин разрушившейся около шести тысячелетий тому назад. Из одной части остатков данной планеты, чья величина была сопоставима с размером всем известного Юпитера, сформировался так называемый пояс астероидов, а другая их часть разлетелась практически по всей нашей Солнечной системе. Часть остатков погибшей планеты и по сей день кружит в космическом пространстве в виде астероидов и метеоритов, то и дело бомбардируя планеты нашей Солнечной системы, в том числе Землю. А потому вполне реально, что на некоторой части из них в том или ином виде могли сохраниться следы прежней жизни. Подлежат ли они потенциальному обнаружению? Подлежат, поскольку жизнь на обозначенной планете, невзирая на большую величину последней, по целому ряду причин была не тонкоматериальной, как на том же Юпитере, Сатурне, Уране и Нептуне, а походящей на земную. Еще одним классом объектов, просто изобилующих самой разнообразной жизнью, но искать жизнь на которых ни одна ученая голова не додумается вовек, предстают звезды. Если вы потрудитесь прочесть мой очерк «Где край Вселенной?», то узнаете о том, что звезды – это не газовые объекты, как полагают ученые, а многосферные объекты планетарного типа, т.е. небесные тела, имеющие твердую поверхность. Вы узнаете о том, что температура на поверхности звезд абсолютно комфортна для тонкоматериальной жизни и что звездный свет – производная сразу нескольких слагаемых, не имеющих ничего общего с современными представлениями относительно того, как звездный свет зарождается и как его генерация поддерживается на протяжении длительных промежутков времени. Правда, даже если бы ученый мир загорелся совершенно искренним желанием изучить звезды на предмет наличия на них жизни, то, по вполне понятным причинам, дальше самого желания дело бы не продвинулось. Ведь в этом случае ученые столкнулись бы с очередным неустранимым препятствием, которое поставило бы крест на успешных поисках внеземной жизни, – абсолютной неприступностью и недосягаемостью светил в силу колоссальной раскаленности верхних слоев их атмосферы и из-за их громадной удаленности от Земли. Однако данным фактором, как и ранее перечисленными, непреодолимые сложности при поисках внеземной жизни не исчерпываются. Имеется еще один чрезвычайно весомый фактор, о который человеческие чаяния, связанные с обнаружением жизни за пределами нашей планеты, разбиваются в том числе. Начнем чуточку издалека, прежде чем раскроем собственно сам фактор. Возможно, вы наслышаны о том, что еще в 1950 году физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии по физике Энрико Ферми, известный главным образом благодаря созданию первого в мире ядерного реактора, высказался в том ключе, что если бы Вселенная была заполнена существами, подобными нам, людям, то мы бы уже давно встретили их. Как говорится, где же они все, если существуют, и почему не выходят на связь? Наверняка вам известно, что учеными и энтузиастами неоднократно предпринимались и предпринимаются по сей день абсолютно безрезультатные попытки уловить хоть какие-то сигналы, которые бы шли из космических глубин в направлении нашей планеты и за которыми читался бы иноземный разум. Попытки действовать от обратного, т.е. самим отправлять те или иные сигналы с Земли в направлении космоса, также предпринимались. Однако что при первом, что при втором подходе результат был и остается одним – Вселенная как молчала, так и продолжает хранить молчание. Но отчего она такая неразговорчивая? В целом, ответ на этот небезынтересный вопрос был дан в очерке «Бога нет? Доводы атеистов и контраргументы (1)» и «Бога нет? Доводы атеистов и контраргументы (2)». Если вы его не читали, то рекомендовал бы вам познакомиться с ним, поскольку в нем наряду с прочим содержится информация о том, кем в сущности являются живущие на Земле; каково наше с вами прошлое, берущее свое начало в ту пору, когда мира материального еще не существовало; как появился наш материальный мир и в чем его предназначение; почему существующие на Земле условия и порядки именно такие, какими мы их знаем, и пр. Если вы прочтете указанный очерк, то узнаете также о том, что у нашей планеты специфическая роль в мироздании и что одной из отличительных особенностей проживающих на ней является их полная изолированность от духовного мира. Чуть дополняя сказанное в упомянутом очерке, замечу, что мы земляне, изолированы не только от духовного мира, но и от живущих в материальном мире. По ряду причин, о которых рассказывает все тот же очерк, нам, землянам, предписано вариться в собственном соку, т.е. жить без каких бы то ни было явных подтверждений существования Бога и высшей духовной реальности. Мы призваны взрастить в себе любовь к Господу и духовному самостоятельно и по собственной воле, другими словами, без принуждения со стороны кого бы то ни было. Поразмыслите сами, могло ли быть выполнено это ключевое условие, если бы перед нами неожиданно раскрылся духовный мир или если бы перед нами предстали жители других материальных небесных объектов? Что первое, что второе полностью переформатировало бы сознание и волю даже самых отъявленных атеистов, по сути, принудив их стать непоколебимо верующими. В первом случае посланники Бога служили бы доказательством существования духовного мира, а стало быть, Самого Бога и жизни в посмертии, во втором же случае наличие в других уголках Вселенной людей, подобных нам с вами (о них мы поговорим предметно в одном из следующих очерков), на корню развенчало бы миф о том, что человек – это продукт неких случайных эволюционных метаморфоз. Рассудите сами, о каком случайном появлении человека на нашей планете можно было бы говорить, если бы выяснилось, что подобные нам люди населяют всю Вселенную? Слепую атеистическую паству еще можно как-то окормлять скудоумными суждениями о случайном зарождении человека на одном единственном небесном теле, однако наличие аналогичных нам существ одновременно на огромнейшем множестве небесных тел во Вселенной за игру слепого случая уже не продашь даже прирученной публике. Впрочем, поскольку со стороны Господа действует прямой запрет на установление контакта между нами и представителями иноземных цивилизаций, любые попытки землян этот запрет обойти обречены на провал. Но даже если бы соответствующего запрета не существовало, итог в любом случае был бы одинаковым. А все оттого, что в дело вступили бы еще два фактора, о которых мы упомянем напоследок и которые, как и факторы предыдущие, свели бы на нет любые усилия людей по установлению контакта с внеземными цивилизациями. Вы спрашиваете, что это за факторы? Во-первых, отсутствие у живущих в других мирах необходимости в прямом физическом контакте с землянами, поскольку сообщение между жителями других миров происходит исключительно на уровне их душ, т.е. без реального телесного перемещения в пространстве (механизм опускаю). Одним словом, никто из иных миров на Землю никогда не прилетит и не летает в принципе, так как необходимости в обременительном и продолжительном физическом перемещении с одного небесного тела на другое нет (подобными вещами страдают исключительно живущие без Бога люди на нашей планете). Во-вторых, разница – и порой просто колоссальнейшая, – на уровне субстанциального строения тел землян и иноземцев, которая не позволит нам взаимодействовать с представителями других миров на физическом уровне. В очерке «Где край Вселенной?» уже упоминалось о том, что, к примеру, тела людей на Сатурне тонкоматериальны, отчего предстанут нашему взгляду как что-то прозрачное, или что к жителям Солнца мы не сможем даже просто приблизиться, поскольку сильнейшее свечение и тепло, источаемые их еще более тонкоматериальными телами, испепелят нашу плоть уже на расстоянии в несколько километров. Про жителей светил 2-го порядка здесь можно даже не вспоминать, а про живущих на еще более крупных светилах – так и подавно.
Таковы центральные факторы, делающие обнаружение внеземной жизни со стороны людей на Земле либо полностью невозможным, либо существенно затрудняющим его. А поскольку разговор о жизни во Вселенной будет неполноценным, если взглянуть на ее только с общих позиций, т.е. если ограничиться жизнью в нашем мироздании как таковой и рассмотреть ее как феномен, не подлежащий обнаружению при помощи современного научного инструментария, в одном из следующих очерков поговорим о конкретных проявлениях и формах жизни в разных уголках Вселенной.