Найти тему
АО СОЛИД МЕНЕДЖМЕНТ

Программа долгосрочных сбережений граждан

С января этого года граждане России получили возможность участвовать в «Программе долгосрочных сбережений». Суть программы в том, что гражданин получает возможность накапливать на свою будущую пенсию в негосударственном пенсионном фонде (оператор программы) и государство будет ему помогать. Ежемесячный взнос участника программы должен быть не менее 3 и не более 12 тысяч рублей, чтобы получить от государства дополнительные 108 тысяч за первые три года действия программы. Воспользоваться накопленными деньгами участник программы сможет не ранее, чем через 15 лет.

Звучит довольно заманчиво. Но есть нюансы. НПФ полученные деньги, безусловно, инвестирует в ценные бумаги российских эмитентов для извлечения инвестиционного дохода. Однако линейка инвестиционных инструментов у НПФ весьма консервативна (законодательно ограничена). Измерения показывают, что портфели пенсионных накоплений содержат всего 6,7% акций. Остальное – это государственные и корпоративные облигации высокого кредитного качества. Доходность таких инструментов в силу объективных причин заметно ниже именно на длительных временных отрезках, чем доходность акций, мы это показывали и доказывали тут.

Для примера, сравним доходность портфеля облигаций (Сбербанк российские облигации) и портфеля акций (Солид инвест). При этом условия задачи такие: в портфель облигаций вкладываем по 12 тысяч рублей в месяц и три добавляем от государства первые три года. В портфель акций просто вкладываем 12 тысяч рублей ежемесячно все 15 лет. Стартуем 15 лет назад – 17 января 2009 года.

Результаты следующие

В портфеле облигаций имеем 4 миллиона 187 тысяч рублей пенсионного капитала

В паях Солид-Инвест 6 миллионов 10 тысяч рублей пенсионного капитала.

Ву а ля, инвестирование в портфель акций заметно эффективнее портфеля облигаций, даже с господдержкой…

Что ещё хочется сказать по этой теме? Понятно, что эта программа нужна негосударственным пенсионным фондам для развития бизнеса добровольного пенсионного страхования в НПФ. Но жесткие инвестиционные декларации и другие нормативные ограничения не позволяют достичь высокой эффективности для участников программы. Государство, вроде, тоже хочет привлечь деньги граждан в экономику через фондовый рынок, но одновременно ограничивает линейку инвестиционных инструментов низкорискованными облигациями. Деньги из ФНБ, где они тоже лежат не в виде кэша, а в виде облигаций, перекачиваются в НПФ в качестве участия государства в индивидуальных накоплениях граждан, а оттуда снова в гособлигации. Из повседневного рыночного оборота (продукты питания, вещи, дорогостоящие приобретения и т.п.) изымаются ежемесячно 108 миллиардов рублей (это максимальная оценка, когда участников 9 млн, каждый вносит по 12 тысяч), то есть на эту сумму снижается спрос, именно производители товаров недополучают свою выручку.

Общий вывод – есть, есть эти самые нюансы в такой, казалось бы, богоугодной теме.