1565 год... Фламандский художник Питер Бейгель пишет 6 (вроде бы) картин из цикла "Времена года". Строго говоря, картину называют по разному: "Пасмурный день", "Хмурый день", "Хмурое утро", "Хмурый день. Весна".
И вот тут возникают первые две загадки — а на картине изображено какое время суток? Утро, день, вечер?
Непонятно! Хотя... Мягкий золотистый свет на переднем плане, некоторые персонажи, основательно упраздновавшиеся... Ставлю на начало вечера.
А время года какое?
Сейчас принято говорить, что "Сумрачный день" это ранняя весна.
Почему?
Первый аргумент: видите крестьяне обрезают ветви деревьев? Это делается весной. Значит, весна.
А рядышком пьяные крестьяне с бумажными коронами на головах? Это ж празднование карнавала! Значит, еще одно подтверждение, что это весна.
И вот тут первая засада. В Германских землях, а Фландрия, Брабант и вообще Низинные земли тоже к ним относились (Germanie inferieure) празднование карнавала начиналось... 11 ноября! Потом праздновали в конце декабря и в январе. Так какое время года?
А ниже еще одно подтверждение, что это может быть поздняя осень. Вот смотрите — крестьянин чинит крышу. Мы что — должны поверить, что зиму крестьянин провел с дырой в крыше? И, кстати, там еще внизу 2 мешка с соломой. Для осени это нормально, а вот для весны — вряд ли. Солома просто не сохранится за зиму. Слишком много ситуаций, когда ее надо будет тратить, в том числе и жечь.
Значит, осень?
В общем, лет 35-40 назад искусствоведы частенько писали, что совершенно непонятно, происходит на картине действие поздней осенью, в начале зимы или в начале весны. А поскольку кое-где искусствоведы разглядели ошметки снега, то все эти предположения имеют право на существование.
Конечно, возникает вопрос "Неужели Брейгель не мог разобраться с временами года?!"
А кто сказал, что эти картины надо понимать буквально, а не аллегорически? Об этом, между прочим, тоже все давно спорят. Вот эти картины "Времена года" — реальное отображение того, что художник видел, или все же аллегория?
Что это не совсем реальная картина, говорят горные пики на заднем плане. Вот нет во Фландрии и Брабанте таких гор! Но Брейгелю довелось дважды пересекать Альпы, и он частенько изображал их на гравюрах и картинах.
Что же он этим хотел сказать?
Вот как раз этого мы и не знаем. Но картины Брейгеля всегда не просто изображение, не просто какой-то миг жизни людей и мира — это всегда еще какое-то послание зрителям.
Впрочем, есть одно предположение. Посмотрите на этот залив на заднем плане картины.
Там бушует шторм, и этот шторм губит корабли. Посмотрите, сколько их, терпящих бедствие. Одни тонут, другие выбросило на берег. А ведь там люди...
Но крестьяне на переднем плане не замечают ничего. Кто-то трудится, кто-то бредет домой после праздника и еле стоит на ногах. Им хорошо, им привольно, и они не замечают туч над головой и грозного шторма в заливе.
Люди слепы. Они не видят нависшей над головами опасности.
© Юлия Р. Белова
Подборка "Изобразительное искусство"
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки
Моя библиография на Фантлабе Смотрите, голосуйте