Найти тему

Попытка к бегству. Призрачный мир Демерджи

Тем утром мы вышли из дома затемно. Накануне вечером мы разведали расписание автобусов из Ялты до Алушты, нашли в Интернете телефоны алуштинских такси — в общем, как могли, подготовились. На троллейбус ведь, в связи с отключениями электричества, рассчитывать не стоило. И вот в семь утра мы уже сидим в автобусе, а в Алуште, на остановке, нас должна встречать машина такси, чтобы отвезти в Лучистое.

В Алуште днём обещали хорошую погоду, даже местами солнечную. Оказались мы там чуть раньше намеченного времени, и такси пришлось чуть-чуть подождать. Утреннее небо было серым и низким, но, в конце концов, мы ничего не теряли в этом путешествии — кроме гарантированного ялтинского дождя… Несмотря на заметный плюс на улице, утренний ветерок продирал до костей — хорошо, что ожидание было недолгим. А заодно и полезным — на новых информационных щитах мы нашли расписание автобуса, на котором нам надо будет вернуться сюда вечером…

-2

На машине повезло заехать чуть повыше автобусной остановки, сократив время на подъём по крутым улочкам прилепившегося к подножию гор посёлка. Более того, мы так удачно вышли, что очень точно попали на удобную тропу наверх — туристическую, ту самую, которой нас вела экскурсовод в первое наше знакомство с Демерджи. Редкое, надо сказать, везение. Вечно мы тут в кустах «буреломимся» по заячьим тропам. А сегодня широкая тропа аккуратно вознесла нас над грунтовкой, и вывела на площадку у Долины Привидений.

Было пасмурно, летали клочки облаков и тумана. В этом приглушённом свете Долина Привидений выглядела неожиданно фотогенично. Катя спустилась по крутому склону к каменным изваяниям — а мы поленились, сколько раз ходили мимо них в прежние разы!

Вместе мы продолжили подъём, а туман всё летал над пейзажем, создавая акварельную многоплановость, подчёркивая то одну, то другую каменную фигуру.

-5

Тропа нырнула в лес, запрыгала по фактурным каменным ступеням, меж узловатых корней, среди ковра опавшей листвы. Крутой, но удобный подъём, и очень нарядный — в любое время года. Даже в такой серой пасмурности. Знай иди себе, да любуйся. И не зевай, а то махануть мимо маркированной тропы тут ничего не стоит. А там — каменные карабки, штурм по скалам в лоб… Мы, наученные собственным опытом, были внимательны, и вовремя свернули вправо.

Выбрались сперва на траверс над Долиной — здесь было просторно, зеленели пушистые сосенки над обрывами, а скалы внизу то слизывал, то заново открывал туман.

А там и до Солнечной Поляны, которую мы когда-то узнали как Лунную, оставалось рукой подать. Андрей, правда, выбрался на неё раньше, и успел застать её без облаков. Но не надолго — приплыли туманные волны и укрыли от нас окружающий мир.

Немного отставшей на смотровых Кате достался лишь маленький кусочек ясной видимости. Но зато — каждый из нас увидел и снял что-то своё.

Погода сегодня меняла картины каждую минуту, и это было очень увлекательно — ловить ускользающие мгновения, мимолётные состояния, границу тумана, тени и света… Зелёная трава поляны, причудливые контуры выплывающих из тумана каменных фигур, причудливые силуэты сосен… Сияющий диск солнца в сиреневых облаках, ярко-синее небо над купами туч… Лунная Поляна (язык не поворачивается её в таком состоянии Солнечной называть) всегда дарит массу впечатлений, и сегодня здесь, как и всегда, возникло ощущение праздника, огромного насыщенного пространства, обещавшего массу сюрпризов. И мы, бегая с камерами от камня к камню, от обрыва к обрыву, успели ненадолго поверить, что будут ещё сегодня и ясные небеса, и солнечный свет, и все чудесные подарки, на которые так щедра переменная облачность.

А потом туманные волны решительно накатились на поляну — давая понять, что уж слишком мы размечтались. И огромные каменные стражи тропы быстро начали растворяться в сиреневой дымке.

-11

Когда туман окончательно восторжествовал, мы двинулись дальше по тропе. Панорам внизу уже не было видно.

Из молочного марева вдоль тропы выплывали то камни, то кусты, то вдруг пасущиеся на склоне мохнатые гнедые лошади. У тропы торчали из земли засохшие зонтики борщевика, и одна из лошадей, к нашему весёлому изумлению, с энтузиазмом хватала борщевик зубами и подкидывала его в воздух. То ли собиралась съесть, то ли забавлялась какой-то непонятной нам игрой…

Белые камни, устилавшие тропу, в тумане выглядели нарядно, и зелёные пятна мха на них сияли яркими всполохами цвета. Да и вообще тропа в облаках была очень колоритна — готовая натура для съёмки фильма. Хоть тебе исторического, хоть фантастического. Да и ужастик тут бы вполне состоялся…

-14

Показать Кате скалу-тёзку нам тоже не удалось — Екатерина помаячила наверху едва заметным тёмным пятном. Зато затяжной подъём наверх, к каменным «сфинксам» Южной Демерджи, Катя оценила по полной! Белые полосы снега потянулись вдоль тропы, внося приятное тональное разнообразие в пейзаж. Камни покрывал яркий жёлто-зелёный лишайник, и знакомые кустики, низкорослые и кривоватые, приветствовали нас на подъёме. Мы помнили их разными — и зелёными, и в жёлтой листве, и покрытыми белыми иглами инея. Сейчас кустики были темны и лысы, и их силуэты, навевавшие воспоминания о бонсаях, чётко выделялись на фоне рыжей прошлогодней травы.

В какую только погоду мы не поднимались этой тропой! Но не было случая, чтобы зимой окончание этого подъёма не встретило нас густым туманом. Так было и сегодня. Основательно попыхтев среди камней, обрамлявших верхнюю часть тропы, мы ввалились в серую мокрую мглу…

Огромные серые бока «сфинксов» таяли в сером мареве, а остатки снега, покрывавшего плато, выглядели совсем не обнадёживающе. Тепло основательно растопило их, и ходить следовало очень осторожно, чтобы не провалиться в мокрую жижу по щиколотку, а то и выше. Грунтовка вообще превратилась в сплошное длинное озеро, через которое приходилось переправляться, призвав на помощь всю свою ловкость. Но зато небо над плато начинало на глазах обретать структуру!..

Синие оттенки начинали появляться среди серости. Жёлтый диск солнца засиял в сделавшемся сиреневым мареве, заставляя пространство мерцать волшебным светом. И вот уже распахнулся широкий овальный колодец ясных небес. Так здесь тоже часто бывает — как видно, особенность ландшафта влияет на облачность. И на «сфинксов» посветило яркое солнышко, а скалы наверху проявились и поплыли среди облаков, словно сошедшие с китайской гравюры.

-18

Скалы Армиси-Хаялары эффектны с любого ракурса — и снизу, из Долины Привидений, и отсюда, издалека — с горы Аленга. А уж с жутких смотровых пятачков у вершины Южной Демерджи виды такие, что реально закачаешься. И невольно шагнёшь назад от края. Остроконечные, пугающе крутые, увенчанные причудливыми горными соснами скалы всегда вызывали ассоциации с китайскими акварелями. А уж теперь, когда облака отделяли одну скалу от другой, поминутно растворяя в себе кусочки пейзажа, зрелище сделалось и вовсе завораживающим.

Мы сидели у самой вершины Аленги, обедали и любовались игрой солнца и тумана. То и дело забывая о бутербродах и хватая фотоаппараты.

Так, жуя на ходу, все дружно бросились снимать вдруг освободившиеся от тумана фантастические каменные грибы под нами — местный фотобренд, скалы Чомачай! Увы, это было последнее солнышко, которое нам посчастливилось увидеть в этот день. Но мы ещё не знали об этом — и надеялись полюбоваться живописными обрывами скал Армиси-Хаялары…

Мы расстались с растаявшими в тумане «сфинксами». И по покрытому подтаявшим снегом склону поднялись к перекрёстку на вершине Южной Демерджи. Внизу остались жёлтая примятая трава со снежными дорожками — словно нарисованные чьей-то решительной рукой чёткие белые полосы. Под Аленгой клубилось море облаков, временно выпустивших вершину из своих мокрых объятий.

Снег под ногами временами превращался в лёд. А площадки над обрывами Южной — и без того неуютные — оказались сплошь покрыты льдом. Тем временем облака решили, что довольно этим горам высовываться над их царством. Видимость снова стремительно начала ничеветь. Схлопнувшийся туман лишил нас всяческой возможности посмаковать эффектные виды.

По дороге — украшенной белым снегом, царившим здесь в полном праве — лавируя между ледяными реками, в которые превратилась грунтовка, мы продолжили путь к Демерджийскому Седлу. Здесь буйствовали всегдашние холодные ветры, и была зона зимы, которая плевать хотела на оттепель и потепление, через которые мы путешествовали так недавно. Сосны стояли вдоль нашего пути неизменными часовыми, и мы вспоминали, как шли этой дорогой в густом снежном тумане с Димой и Львом. И отдельно поприветствовали нашу давнюю привалочную сосну…

Над Седлом тоже висел туман. И мы пожалели, что не можем показать Кате всей красоты распадка между Южной и Северной Демерджи. Здесь всегда бывает так замечательно!

-25

Словно в ответ на наши мысли стена тумана немного отступила, и забрезжил над прояснившимися горами слабый свет, открыл нам окружающую местность, раскрасил всё — но только на минуточку.

Мы вознамерились было спуститься через берёзовую рощу вниз, к водопаду Джурла. Не тут то было! Растаявший снег превратил обе ведущие вниз дорожки в непроходимое болото. В глубоких снежно-ледяных колеях плавала вода.

-27

Мы тихонько взвыли с досады — и повернули назад.

-28

Северную яйлу укрыла всё та же непроницаемая облачность. Нам оставался только один путь — собственно, как и было запланировано с самого начала. Вниз по грунтовке от Седла.

Но и здесь поджидал неприятный сюрприз. Привычно скользкая зимой, сейчас грунтовка оказалась сплошным зеркальным льдом. Да таким, что спуск оказался ещё тем экстримом. Часть дороги пришлось карабкаться по высоким склонам над дорогой.

Правда, дорога эта была скрашена встречами с могучими и причудливыми буками, так похожими на сказочных энтов. Но к роднику «Юбилейный» мы съехали уже изрядно запыхавшиеся, помятые, и потратившие к тому же уйму времени.

Естественно, ни о каком сократе по прямой дорожке к прудику у «кордона Сорокина» речь уже не шла. И всё очевидней становилась, что запланированный было подъём к перевалу Фуна через поляну МАН — мероприятие маловероятное.

Время категорически бежало к вечеру, мы уже устали бороться со льдом, а погода не обещала уже совсем ничего приятного. Лес вокруг был сер, небеса — беспросветны, холодный ветер то и дело приносил пригоршни снега. И всё же мы немного посовали носы в засыпанные бурой листвой дорожки вправо — в надежде найти нарисованную на старой генштабовской карте тропку-сокращёнку к Поляне МАН. Разумеется, всё это были обманки — то пожарная просека, то вообще случайный просвет в лесу…

Отказавшись от затеи с Поляной МАН, мы позволили себе задержаться у роскошных буков на другой турполяне — у источника Керечлер. И пока снимали огромные буки — с неба посыпал наконец снег.

Подниматься в такую погоду вверх, к перевалу Фуна, не было уже ни смысла — ни времени. И мы вышли из леса, решив пройти под Хаосом до Никулинского ореха. Дежурно плутанув по ведущей на обрывы грунтовке, мы опять же привычно спустились вдоль скал на дорогу, и — о чудо! — умудрились не прозевать нужный поворот в кусты. Там притаилась незаметная тропка через речку, ведущая мимо угрожающих масштабов каменного хаоса Демерджи. Снег всё сыпал, и мы видели, как далёкую Алушту, ещё недавно освещённую солнцем, постепенно затягивает тем же серым маревом, которым было укрыто всё вокруг.

Вскоре дорога вывела нас к туристическому входу в урочище Демерджи. Тут всё для туристов — вот вам и орех, на котором сидел герой Юрия Никулина, и камень, на котором танцевала героиня Варлей, распевая песенку про медведей…

И где-то, совсем рядом, на тропе в урочище, должен быть геокешерский тайник! То ли мы плохо искали, то ли уже устали, но тайник мы не нашли. К тому же, Катя осталась ждать нас в беседке, и надолго её бросать не хотелось. Да и на автобус из Лучистого следовало уже торопиться, как вдруг вовремя выяснилось.

Под укрытыми низкими облаками-туманом таинственными скалами Южной Демерджи мы спускались в посёлок.

На улочках Лучистого мы оказались уже в начинающихся сумерках. Посёлок в такую погоду выглядел серо и печально. Весной тут буйствуют сирень, миндаль и вишня, а теперь мы даже не притормозили, скатываясь вниз по крутым улочкам. Спустились к остановке даже чуть раньше автобусного времени и успели заглянуть в местный магазинчик. Надо было добавить в этот вечер немножко ярких красок — и мы купили мандаринов, и мороженого. Вовремя пришедший автобус благополучно доставил нас в Алушту, где на автостанции выяснилось, что последний автобус на Ялту уходит через пять минут, и в нём есть только одно свободное место! Неожиданная засада — шесть часов вечера и последний автобус! Но оказалось всё не так страшно — буквально через несколько минут мы погрузились в свободную транзитную маршрутку и в блаженном тепле полетели в Ялту…

8 января 2016 г.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...