Часто поднимается тема ,, А как в школе происходит общение между неговорящим или плохо говорящим учеником и учителями, тьюторами и другими детьми?,,
Для тех, кто впервые на канале:
Пишу о моём сыне Антоше.
Антоше 11 лет , аутизм- РДА,
невербален и бегунок.
Для уточнения:
Антоша посещает коррекционную школу, где у многих детей есть сложности с общением.
Подчёркиваю- с общением, с коммуникацией. Не всегда с самой речью. Далеко не всегда так, когда есть какая-то речь, то и общение автоматически есть..
Сюда относятся не только совсем неговорящие дети, а и остальные : малоговорящие, плохо говорящие, а также и не маленькая группа, которая может говорить предложениями, но не всегда ответит на вопрос или не способны что-то рассказать о себе и вести обычный диалог.
В антошином классе есть и дети с аутизмом и с синдромом Дауна и с другими диагнозами. В классе только 3 ребёнка могут неплохо говорить и в состоянии рассказать о себе либо о чём-то ТАК, чтобы стал возможен диалог.
Школа эта, в силу своей специфики и профиля уделяет большое внимание коммуникации.
Первостепенная задача- научить ребёнка общаться, коммуницировать. Эта задача конечно, не только школы, но и родителей и логопеда.
На тему альтернативных методов коммуникации у меня выходила статья:
Каким именно образом учат общению в школе?
Когда ребёнок приходит в эту школу и происходит знакомство с учеником, сразу учителя выясняют какой метод альтернативной коммуникации выбрал сам ребёнок, то есть какой метод ,,функционирует,, с этим конкретным учеником.
Изучают письма от логопедов, так как практически все ученики проходят вне школы ещё и терапии у логопеда.
Есть несколько способов/ видов альтернативных методов коммуникации, которые чаще всего используют :
- Карточки ПЕКС ( PECS):
Хотя метод PECS в первую очередь используется с невербальными людьми, он также может быть полезен для тех людей, чья речь состоит главным образом из эхолалий, а также для людей с нечленораздельной речью или с очень ограниченным запасом слов и жестов.
Конечно же, школа, даже коррекционная, это не центр логопедии, тем не менее это очень важный аспект и не только учителя, но и социальные педагоги, работающие в этой школе, должны владеть хотя бы минимальными навыками альтернативных методов коммуникации. Вовлекают и тьюторов в это. Он же в любом случае взаимодействует со своим подопечным.
2. Коммуникатор.
Они бывают разных типов. У Антоши скачено приложение для альтернативной коммуникации в его Talker. Это IPad по своей сути, где есть специальная программа.
Ни сам IPad ни программу- приложение мы не покупали. Это оплачивает медицинская страховка.
Для этого нужен рецепт от врача и заключение логопеда.
Потом это идёт на рассмотрение в страховку и если одобрено-на дом потом высылается Talker, сумка для транспортировки и ношения с собой.
Ни сам IPad- Talker ни всё, что к нему прилагается не является нашей собственностью! То есть мы пользуемся этим прибором и программой , но не являемся собственниками.
Сам прибор нужно время от времени отправлять на проверку, что-то типо техосмотра.
Если что-то сломалось, отправлять на ремонт тоже в фирму, которая продаёт коммуникаторы, между ней и страховкой заключён договор на обслуживание прибора.
В школе у Антошки 1 час в неделю есть дополнительный урок: Альтернативные методы коммуникации.
Там уже занимается специалист- логопед с детьми. Помогает составить рассказ или историю с помощью символов ПЕКС ( Metacom), либо что-то ,,рассказать,, о себе.
3. Общение жестами.
Этот метод используется дополнительно к первым двум. То есть всё, что говорит учитель, она подкрепляет жестами.
Овладение жестами не является целью , это всего лишь дополнительная возможность выразить себя.
А у некоторых детей это и главный метод коммуникации.
Как общаются в классе дети между собой?
В основном с поддержкой взрослого, но по возможности минимальной. Если есть сложности, то взрослый направляет, подсказывает и помогает.
Насколько нужна помощь? Это зависит от того, насколько хорошо дети владеют не только самой речью, но и альтернативными методами общения.
Те дети , у кого есть собственный коммуникатор, как у Антошки, возят его каждый день в школу.
Мы пользуемся программой GoTalkNow и там сделали мы страничку, посредством которой идёт общение между школой и домом. К примеру- что мы делали дома в выходные , а школа в свою очередь ,,сообщает,, нам каждый день через фото и голосовое сопровождение, что и как было на уроках.
У всех детей в этой школе разный уровень развития и способности к коммуникации. Кто-то находится к примеру ещё на уровне ,,Покажи с помощью картинки день недели и какая сегодня погода,, , а кто-то уже на таком уровне, что способен вести с помощью коммуникатора целый живой диалог.
Такие дети и дома с родителями живо общаются при помощи коммуникатора.
Никто не говорит, что эта полная замена речи и речь не нужно развивать.
Разумеется- нужно! И к логопеду ходить и задания дома логопедические выполнять.
Одно не отменяет другое. И от того, что ребёнок освоит альтернативное общение, его речь не перестанет развиваться ( если конечно она развивается вообще).
Знаю одного уже взрослого человека с аутизмом, он долго общался языком жестов , потом освоил коммуникатор, а первые слова стал произносить только в 15 лет. У него и сейчас мало слов , но благодаря альтернативным методам его понимают довольно неплохо даже незнакомые люди.
А это уже многого стоит!