Найти тему
2,7K подписчиков

Чем заняться садоводу-огороднику в январе? Планы на дачный сезон и их реализация

2,1K прочитали

Знаете, для чего мы сняли с окон гирлянды и отклеили снежинки? Потому что подоконники наши пора освобождать для рассады! Знаете, почему тему рассады я начала с разбора елки? Потому что любое дело, особенно такое большое, долгое и радостно-полезное, как выращивание красоты и пользы с нуля, должно начинаться с планирования. А планирование предстоящего дачного сезона нужно начинать уже в январе, чтобы с чувством, с толком и с расстановкой успеть все и наслаждаться цветущим благоухающим садом или урожайным огородом, а, может быть, и всем вместе!

Я люблю планировать и составлять списки дел, как напланирую - сразу такой продуктивной кажусь самой себе, ух! Потом расскажу вам, как моя продуктивность покидает чат в течение года, у меня есть уже пара историй о том, как я налажала получила опыт, и им необходимо поделиться)

Определяет горизонт планирования
Определяет горизонт планирования

Итак, присоединяйтесь, делаем главное дело января в календаре садовода или огородника или цветовода или …

1. Цель. Начинаем с конца. да-да, сначала нужно понять - чего вы хотите добиться. Потому что у кого-то цель- идеальный газон, две туи у ворот и бокал просекко в выходной на даче, а у кого-то - 20 соток отборной картошки и полный погреб заготовок на всех детей и внуков. И даже такой, казалось бы, простой вариант с газоном требует планирования: кто когда и почем будет этот газон укладывать, кто и чем косить и в каком углу гармоничнее будет смотреться туя?

Пример моей цели - розмарин. Поясняю: у меня в аптекарском огороде (а об этом уже готова отдельная статья) есть все ингредиенты для смеси трав “а-ля Прованс”, а розмарина не хватает. Да и вообще, отличная он приправа, надо мне его вырастить. Это не единственное, что меня интересует во саду ли в огороде на этот год, я привожу специально нестандартный пример, чтобы вы понимали - цели ваши и представления о своем приусадебном участке могут быть абсолютно разными и даже самыми безумными) А помидоры я тоже обязательно планирую, помидоры мы любим)

А вы свои цели запишите, вспомните, что принесет вам пользу и удовольствие!

2. Вот от цели и прописываем или продумываем (может, вы повнимательнее меня, и в голове все носить можете) шаги.

Мой розмарин

  • Обрести семена розмарина. В моем случае - купить.
  • Приобрести подходящий грунт для проращивания семян именно розмарина. И это беспочвенные грунты: вермикулит, торф, песчаные смеси.
  • Подобрать тару для того, чтобы соорудить рассаду розмарина. Горшочки для рассады и грунты продаются в разных подходящих и не очень местах. Что касается зимы, то на рынках и в гипермаркетах еще выбора нет, поэтому удобнее заказать на маркетплейсах. Или поискать в кладовке;)
  • И все это нужно делать до середины февраля, потому что семена розмарина на рассаду высевают уже в конце февраля - начале марта, так что нужно подготовиться к этому сроку. Соответственно шаг 4 - высевание в ячейки для рассады.
  • Выбор места для высадке розмарина в грунт в саду или в горшок (если планирую заносить на зиму, я не планирую). При выборе места учитываю, что растение многолетнее, насматриваюсь картинок, чтобы учитывая высоту, внешний вид и благоприятное соседство наслаждаться растением годами! В целом, я считаю, создание композиций с правильным соседством, которые будут вас радовать своей эстетикой и пользой, - это тоже большая цель, требующая много внимания и сил.
  • В мае рассаду высаживаем в грунт или горшок и дальше ухаживаем за нашим растением поливом, подкормкой (если требуется, я не люблю, когда требуется)), укрываем, если это необходимо.
  • Радуемся, что своими руками из маленького семечка создали красивое растение. Радуемся, если это растение приносит нам плоды для создания вкусных блюд, полезных чаев, настоек и заготовок.
  • Вписывайте в свой план и примерное время и этапы сбора урожая и заготовки, так вы сможете равномерно распределить время и силы на этих этапах.
  • Собрали, заготовили, опять радуемся и наслаждаемся, иначе для чего мы все это затевали!
  • Начинаем подготовку к зиме))

Если честно, в личном моем примере с розмарином можно было пропустить высевку семян и купить сразу рассаду или взять у соседки черенок, но я специально привела сложный путь, чтобы можно было увидеть как заранее нужно готовиться к сезону. И это еще в моем примере не понадобился такой этап как

Стратификация

Если кто не знает, то за этим практически ругательным словом скрывается имитация условий, в которых семена прорастают в природе. Выдерживание семян некоторых (не всех, мой розмарин тому пример, ему не надо!) растений при определенной температуре и влажности необходимо для того, чтобы семена взошли. Стратификация, как правило, нужна семенам тех растений, которые зимуют в открытом грунте при низких температурах. Перечислить все такие растения я, конечно, не смогу, но вот распространенные примеры: хвойные (можжевельник, кедровая сосна), пион, незабудки, примулы, дельфиниум, плодовые деревья средней полосы (яблоня, слива, вишня).

Из наиболее интересующих меня растений я выращивала из семян лаванду (не получилось, но я не сдаюсь), а семена в таком случае нужно закладывать на стратификацию в декабре-январе!

Именно поэтому уже сейчас необходимо планировать и начинать подготовку к активному и продуктивному садово-огородному сезону. Спохватитесь уже сейчас, тогда результат вас порадует!

3. После детально разработанного плана начинайте пошагово его выполнять. Даже если ваш план не предполагает рассады, выгонки и тому подобной засадки, задумайтесь над покупкой инвентаря, удобрений, грунта, семян и поздней рассады для удачного начала сезона.

Сбор урожая и заготовки также вписываю в планировщик
Сбор урожая и заготовки также вписываю в планировщик

И опять с чего начать

Кстати, лично моя история - когда мы выбираем с мамой сорта плодово-овощных и ягодных культур для посадки, мы заранее учитываем сезон созревания для того, чтобы заготовка всего сразу не превратилась в месяц на огороде и у плиты 24/7, а проходила в удобном и комфортном для нас постепенном ритме. Также, мы учитываем, что нужны и ранние сорта томатов, чтобы закрыть их в баночки вместе с огурчиками, и более поздние для приготовления кабачковой икры.

Так, планирование существенно облегчит вашу садово-огородную жизнь на весь год, а мою нет, я опять забыла про лаванду)

Мало лаванды, надо больше, надо много, ооочень много лаванды
Мало лаванды, надо больше, надо много, ооочень много лаванды

Напишите о своих целях в комментариях, давайте вдохновлять друг друга!

А пока можно помочь вашим растениям и почистить снег на вашем приусадебном участке! Куда и как? - Здесь!