18 января 2024 года/
С открытием движения поездов по Московско-Смоленской железной дороге началось индустриальное освоение земель вдоль Грузинского и Пресненского валов. В 1871 году было основано паровозное депо, одновременно строился большой комплекс зданий железнодорожных мастерских. В советское время в мастерских разместился Московский электромашиностроительный завод «Памяти революции 1905 года», а на пересечении с Ходынской улицей открылись Хлебозавод имени Зотова и электродепо «Красная Пресня». Эти предприятия составили костяк промзоны № 18 «Грузинский Вал», которая прямо сейчас активно реконструируется.
Инженер Сергей Шестаков, возглавлявший в первые годы советской власти земельно-планировочный отдел Московского коммунального хозяйства и подготовивший концепцию «Большой Москвы», ещё сто лет назад предлагал выводить товарные станции и промпредприятия за Окружную железную дорогу, а на освободившихся землях в центральной части города строить жилые кварталы. Именно это сейчас и происходит на улицах Грузинский Вал и Пресненский Вал. Действующую транспортную инфраструктуру станции Москва-Товарная-Смоленская реконструкция вряд ли не затронет, а вот бывшие железнодорожные мастерские оказались под угрозой сноса. Лишь несколько старинных зданий охраняются государством, а остальные не входят в перечень архитектурных памятников. Их судьба зависит от доброй или злой воли девелоперов.
Площадь Тверская Застава, 3 – Техническое училище Московско-Брестской железной дороги (1878)
Прогулку можно начать от станции метро «Белорусская», где снесён корпус Московского технического железнодорожного училища Московско-Брестской железной дороги (1878). В советское время в здании квартировали институт, издательство и другие организации. В 1929-1930 годах архитектор Иван Струков придал фасадам конструктивистские черты. Кстати, Струков является автором проекта нынешнего здания Белорусского вокзала, Дома управления Московско-Брестской железной дороги и Тверского путепровода. За училищем находилось здание железнодорожного депо (1907), также снесённое. Вообще все разрушительные изменения вдоль железной дороги происходили буквально на наших глазах в период с 2018 по 2023 год.
Бизнес-центр AFI Square возводится на месте складов с ангарами и гаражами, а рядом на привокзальной служебной территории под новые пригородные платформы снесли железнодорожное депо 1907 года.
Первоначальное назначение всех краснокирпичных корпусов на Грузинском Валу установить затруднительно, здесь находились и производственные цеха, и конторы преимущественно дореволюционной постройки.
Пресненский Вал, 27с11 - административный корпус (заводоуправление) с проходной построен в 1932 году (снесён)
Электромашиностроительный завод обосновался в мастерских в 1926-1927 годах и получил название «Памяти революции 1905 года». Считается, что сигналом к началу вооружённого восстания послужил заводской гудок, который дал слесарь мастерских Г.Розанов. Местная боевая дружина участвовала в сражениях с царскими войсками на Пресне и потерпела поражение. Восстание было жестоко подавлено властями и в пресненской топонимике до сих пор сохраняется немало названий, связанных с кровавыми событиями 1905 года.
Энциклопедия «Москва» в 1980 году сообщала, что завод «входит в состав производственного электромашиностроительного объединения «Динамо». Выпускает электрооборудование прокатных станов, кислородных конвертеров, подъёмных кранов, транспортных машин (электровозов, поездов метро, троллейбусов, трамваев) и др. В 1941—1945 годах завод ремонтировал вагоны и танки, выпускал военную продукцию (мины). 400 работников завода сражались на фронте и в партизанских отрядах, многие из них погибли. В годы первых послевоенных пятилеток завод специализировался на ремонте пассажирских и специальных железнодорожных вагонов, с 1959 — на выпуске кранового и тягового электрооборудования. Проведены техническое перевооружение и механизация производства. Продукция экспортируется более чем в 30 стран».
Памятник рабочему утрачен
Пресненский Вал, 29 - Дом культуры «Красный Октябрь» занимал здание 1910-х годов (снесён)
На территории строящегося жилого квартала Republic высотные новостройки будут соседствовать с отреставрированными в стиле лофт историческими зданиями. Девелоперы обещают отнестись к ним бережно, сохранить старые кирпичи и обнаруженные в полах чугунные шестигранные плитки. По планам застройщиков, в четырёх корпусах мастерских разместятся детский сад, фитнес-клуб, бутики и гастрономический центр.
Пресненский Вал, 27с1 - мастерские (1900-е годы), сварочный цех завода
Пресненский Вал, 27с2 - мастерские (1903), сборочный цех завода
Пресненский Вал, 27с3 - инструментальный цех (1926)
Пресненский Вал, 27с4
Пресненский Вал, 27с6 - мастерские (1880-е годы), производственный корпус завода
Пресненский Вал, 27с7 - мастерские (1900-е годы), производственный корпус завода
Пресненский Вал, 27с8 - мастерские (1870-е годы)
Пресненский Вал, 27с9 - мастерские (1885)
Вход на территорию ограничен, но изредка в дизайн-пространстве Republic можно посетить публичные мероприятия. В мае 2023 года здесь прошёл семейный фестиваль MANKA FESTIVAL. Кстати, для тех, кому не нравятся иностранные названия, есть хорошие новости: в Госдуму внесен законопроект об ограничении использования заморских хаусов, шопов, форестов и прочих виладжей.
Пресненский Вал, 23 - жилой дом (1959) строился, вероятно, для сотрудников завода. Он примечателен большим ухоженным двором.
Пресненский Вал, 15с1 - Брестский ночлежный дом (1909, архитектор Иван Герман) основан Марией Морозовой, представительницей знаменитой купеческой династии. Здесь за пятачок могли переночевать люди, приезжающие в город на заработки. На первом этаже размещались столовые для мужчин и для женщин, прачечная и баня, дезинфекционная камера, медицинский кабинет и служебные помещения, на втором - женские спальни, на третьем, четвёртом и пятом - мужские спальни. Одновременно хостел мог принять до 800 постояльцев. После революции в доме открылась сначала тюремная больница и госпиталь для военнопленных, а затем - изолятор имени Дзержинского для беспризорных детей. В наши дни здесь размещаются образовательные учреждения.
Ходынская улица, 10Ас2 - Дом управления Московско-Брестской железной дороги (конец XIX века, архитектор Иван Струков), снесён. По соседству снесли ещё и дореволюционную водонапорную башню.
Ходынская улица, 2с1 - хлебозавод № 5 (1931), первый из пяти московских хлебозаводов-автоматов, построенных по кольцевой системе инженера Георгия Марсакова. Подробно об этой прогрессивной системе можно почитать в сюжете «Хлебозавод № 9».
Смотрите старые фотографии. Хлебозавод-автомат имени Н.С.Хрущёва. 1957 год:
В 1939 году предприятие носило длинное официальное название - Хлебозавод-автомат им.Н.С.Хрущева 1-го Московского государственного треста хлебопекарной промышленности Главхлеба Наркомата пищевой промышленности СССР. Периодически завод переходил в подчинение то к одной управляющей организации, то к другой, но имя Хрущёва сохранялось до 1957 года, что подтверждается публикациями в советской прессе.
Лишь в 1978 году хлебозаводу присвоили имя Василия Зотова, бывшего министра пищевой промышленности, не столь известного, как входивший в Политбюро Анастас Микоян, но тоже немало сделавшего для развития отечественного пищепрома. До начала 2000-х годов на хлебозаводе № 5 продолжали эксплуатировать кольцевой конвейер, но на реконструкцию, вероятно, не выделили средств и производство решили свернуть.
В рамках редевелопмента территорию зачистили под застройку тремя высотками ЖК «Пресня Сити», а в историческом корпусе открылся Центр «Зотов» - культурное пространство, которое знакомит горожан с искусством, архитектурой, кинематографом периода конструктивизма. Помимо выставочных залов в «Зотове» предусмотрен кинозал-лекторий, работает книжный магазин.
Ходынская улица, 3 - электродепо «Красная Пресня» (ТЧ-4) обслуживает Кольцевую линию Московского метрополитена, оно открылось в 1954 году вместе с участком «Белорусская»-«Парк культуры», замкнувшим кольцо. Прежде поезда на Кольцевую линию выходили из электродепо «Сокол». В разные годы здесь обслуживались вагоны типа «Г», «номерные» 81-717/714, «Русичи», а с 2020 года на Кольцевой эксплуатируются вагоны «Москва-2020».
Путеводитель - это алфавитный указатель с активными ссылками, по которым можно открыть любую публикацию канала «Город на память». Хотите побывать в Театре Вахтангова, на Московском ипподроме и спортивных объектах Олимпиады-80, в Архитектурном институте, на смотровой площадке телебашни, в старейших депо метрополитена, за кулисами Цирка Никулина, на Красной площади во время парада, посетить каждый из павильонов ВДНХ или совершить кругосветное путешествие по МКАД? В Путеводителе представлено свыше 800 столичных достопримечательностей.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #промзона #снос #редевелопмент