Найти тему
Кинопоиск

«Месье Спейд» — фанфик-продолжение «Мальтийского сокола». В послевоенной Европе и с Клайвом Оуэном

В Амедиатеке начался показ детективного мини-сериала Скотта Фрэнка («Ход королевы»). Клайв Оуэн играет Сэма Спейда — легендарного американского сыщика из эпохи нуара, в конце 1950-х осевшего во Франции и нашедшего там и драму, и приключения. За Спейдом проследил Станислав Зельвенский.

-2

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

В 1955 году американский частный сыщик Сэм Спейд (Клайв Оуэн) оказывается в деревеньке Бозуль на юге Франции. Знакомая авантюристка Бриджид О’Шоннесси, погибшая в железнодорожной катастрофе в Стамбуле, оставила ему деньги, чтобы он отвез ее маленькую дочь Терезу к отцу. Отца, мужчину с дурной репутацией по имени Филип Сент-Андре (Жонатан Заккаи), нигде не видно. Зато на проселочной дороге провидение посылает навстречу Спейду, въехавшему в упавшее дерево, «роллс-ройс» с элегантной дамой (Кьярра Мастроянни) за рулем.

Восемь лет спустя дама покоится на кладбище, Спейд — вдовец, тоскующий в ее обширном поместье, 15-летняя Тереза (Кара Боссом) живет в монастыре, а Сент-Андре, воевавший в Алжире, по слухам, возвращается домой. Пока Спейд думает, что с этим делать, кто-то жестоко убивает нескольких монахинь.

Шерлок Холмс, отойдя от дел, уехал, как известно, в Сассекс разводить пчел. Сэмюэлю Спейду достались виноградники и более мягкий климат. Спейд — один из самых известных героев классического нуара, детектив из Сан-Франциско, придуманный великим Дэшилом Хэмметом. Он появился всего лишь в одном романе и нескольких рассказах, но этот роман назывался «Мальтийский сокол», и популярность его и особенно его безупречной экранизации с Хамфри Богартом обеспечили Спейду вечную жизнь и большое влияние на жанр. Его главный конкурент Филипп Марлоу раскрыл куда больше дел, но взялся за них на десятилетие позже.

   Клайв Оуэн
Клайв Оуэн

Среди горячих поклонников Хэммета — автор «Месье Спейда» Скотт Фрэнк, постановщик пары неплохих неонуаров, уважаемый сценарист («Достать коротышку», «Вне поля зрения», «Особое мнение») и едва ли не ведущий в Голливуде анонимный рерайтер чужих сценариев. Фрэнк заставил всех выучить свое имя несколько лет назад, когда он написал и снял сенсационно успешный мини-сериал «Ход королевы» про Аню Тейлор-Джой в мире шахмат, аддикций и холодной войны. Сейчас он готовит киноадаптацию своего любимого романа Хэммета «Кровавая жатва» и разминается этим шестисерийным фан-фикшеном про Спейда, написанным в соавторстве с еще одним ветераном триллера — Томом Фонтаной («Тюрьма OZ», «Город на холме»). Фан-фикшен сделан по всем правилам: скажем, Бриджид О’Шоннесси, о которой много говорят в первой серии, — фам фаталь из «Мальтийского сокола».

Концепция сериала (соблазнительно перевести его «Пиковый господин») вроде бы настраивает на приключения «рыбы, выброшенной на берег», и действительно, когда в прологе Спейд в своем плаще и федоре колесит по зеленым холмам Окситании под печальную трубу в духе «Китайского квартала», он определенно выглядит чужаком. Но проходит 15 минут (или восемь лет) — и вот он уже вполне свободно, хоть и с акцентом, изъясняется по-французски, носит пенсионерские поло, заказывает в кафе «как обычно» и глубоко погружен в сельскую жизнь. Под угрозой даже фирменная сигарета — доктор обнаружил ранние стадии эмфиземы, и Спейду приходится выбирать между жизнью более привычной и более долгой. Дилемма непраздная: огонь в глазах бывшего сыщика горит не слишком ярко, он явно не отошел от смерти жены, и в новом таймлайне мы первым делом видим его на «прогулке среди могил» (как называлась одна из двух режиссерских киноработ Скотта Фрэнка).

Действию придется развиваться в обе стороны, вперед и назад, поскольку без обширных флешбэков не понятно будет ничего. За восемь лет американец успел полюбить, похоронить, отослать кого-то в монастырь, а кого-то на фронт, вступить в какие-то отношения с местными жителями — проницательным жандармом (Дени Меноше), приветливой хозяйкой бара (Луиз Бургуэн), ее ревнивым мужем-ветераном (Стэнли Уэбер) и другими. Все это требует расшифровки, в то время как в настоящем вокруг Спейда уже вьются подозрительные британцы и зловещие монахи, не говоря уже про полдюжины трупов.

Параллельно с «Месье Спейдом» стартовал «Настоящий детектив» с Джоди Фостер (которая когда-то дебютировала в режиссуре фильмом по сценарию Фрэнка). Там тоже маленький городок с секретами и дикое массовое убийство, и интересно будет понаблюдать, как по-разному авторы распоряжаются своими шестью сериями. «Детектив» водит зрителя за руку, иногда толкая в бок: смотри, здесь тайна, потом объясню. «Спейд» бросает его одного в сложный, давно живущий своей жизнью мир, заставляя прислушиваться к разговорам, приглядываться к лицам, делать предположения: отвлекся, чего-то не понял — сам виноват. Такой подход больше требует, но и куда больше вознаграждает; это отличие по-настоящему взрослого телевидения от того, которое притворяется взрослым с помощью общественно важных ключевых слов.

Уже понятно, что громким эхом в сериале будет звучать война, даже две — Вторая мировая, поделившая французов на комбатантов и коллаборантов, и обреченная алжирская, морально добившая республику. Из важных тем на более персональном уровне намечена перемена участи, излюбленный мотив Фрэнка. Почти 60-летний Оуэн выразительно сочетает насмешливую брутальность героя с меланхоличным сожалением. Не так много современных актеров могли бы справиться с энергичными нуаровыми диалогами без риска показаться более смешными, чем это задумано, но Оуэну вдобавок удается и уставший, потерянный Спейд, раненный осколками с чужих сражений.

Смотрите сериал «Месье Спейд» в Амедиатеке и в Плюсе с Амедиатекой на Кинопоиске.