Появления этой дороги через водную преграду ждут уже несколько лет. О ее необходимости заявляли еще в позапрошлом десятилетии, так как действующий переход через Каму в районе Перми давно не справляется с нагрузкой. А главное, объект, построенный в 1960-х, срочно нуждается в капремонте. Однако проведение работ возможно лишь при наличии альтернативной переправы.
Примечательно, что тогда, основываясь на результатах детального обследования Коммунального моста, эксперты пришли к выводу, что конструкция протянет максимум до 2018-го. В дальнейшем эксплуатировать ее будет попросту опасно. Тема в конце 2000-х вышла на повестку дня. Местные власти обещали ускорить процесс и начать проектные работы. Даже озвучивались ориентировочные сроки. Но все закончилось тем, что в 2012-м очередная комиссия заключила — нынешний мост сможет прослужить до 2027-го.
В 2017-м снова начались активные обсуждения данного проекта во властных кругах. Все упиралось в финансы. Пермь рассчитывала на поддержку федерального центра. Но проблема оставалась нерешенной. В 2021-м отмечалось, что к строительству приступят через два года. Однако впоследствии сроки перенесли на 2024-й.
Контракт на подготовку необходимой документации стоимостью свыше 600 млн руб. заключили с питерским Проектно-изыскательским институтом «Гео-Проект». Специалисты последнего направили проект на госэкспертизу в апреле 2023-го. В декабре того же года профильное учреждение выдало положительное заключение. Параллельно началось изъятие земельных участков, попадающих в зону строительства.
В целом, рассматривалось несколько вариантов трассировки, в том числе через ул. Восстания и ул. Крисанова. Последней раннее отдавали приоритет. Но в итоге проложить маршрут решили через ул. Окулова (пл. Гайдара) — см. карту. На правом берегу трасса пройдет от развязки на пересечении ул. Докучаева, дороги Дружбы, ул. Спешилова и ул. Якутской. В ходе кампании, помимо возведения основного сооружения, предусмотрена реконструкция дорог и развязок на подъездах к нему.
Что касается денег (по последним данным, необходимо 65,5 млрд руб.), то реализовывать эту масштабную инициативу намерены в формате государственно-частного партнерства. В текущем году планируется заключение договора с концессионером. Учитывая, что мост будут строить с привлечением частных инвестиций, проезд по нему сделают платным.
Относительно сроков есть некоторые расхождения. До недавнего времени власти уверяли, что в эксплуатацию переход введут в 2027-м. Однако в Адресной инвестиционной программе Пермского края (АИП) указана другая дата — 2030 год. Длина будущего объекта через Каму составит около 900 м. Предусмотрено четыре полосы для движения автомобилей, а также велодорожки и пешеходная зона.