Главная для меня образовательная новость этой недели - в ГД снова заявлен проект антибуллингового закона. Теперь не от Яны Лантратовой, для которой проект готовили мы. Рабочая группа другая и лоббирующий депутат тоже другой – Артём Метелин, Председатель комитета ГД по молодёжной политике.
Напомню, за последние два года это уже третья инициатива. Законопроект нашей рабочей группы (авторы Моторина, Дергунова, Копылова, Макаров, депутат Лантратова) широко обсуждался в СМИ в октябре 2022 года. Обсуждался преимущественно без прочтения кем-либо. Основные идеи, которые мы выдвигали, были: 1) закрепить понятие травли, так как в правовом поле его до сих пор нет, 2) зафиксировать ответственность образовательного учреждения за антибуллинговые меры, 3) обязать Министерство просвещения разработать федеральную государственную антибуллинговую программу, направленную в первую очередь на профилактику травли, обучить сотрудников школ реальным инструментам предотвращения и остановки травли.
Затем в конце 2023 года была заявлена ещё одна инициатива от Тюменского депутата, Ксении Горячевой, которая предложила ввести в школах индекс дружелюбия. Измерять данный индекс предлагалось с помощью опросов.
И вот на днях новая инициатива от депутата Метелина, которая, как я понимаю, появилась в связи с декабрьским поручением Комитету по просвещению разработать антибуллинговый закон на фоне событий в Брянске. Документ мне найти не удалось, только разъяснения в СМИ, которые заявляют, что основные идеи - ввести понятие «травля», как это было у нас, а также штрафы школе и семье агрессора.
Я хочу прокомментировать именно часть, связанную со штрафами. В самой-самой первой версии закона, которую мы принесли Яне в 2022 году, штрафы тоже были. Однако лишь как одна из мер. Для нас важнее было закрепить необходимость разработки федеральной антибуллинговой программы. Дело в том, что при разработке законопроекта мы анализировали опыт других стран. Аналитика показывает, что количество травли всё-таки уменьшается в тех странах, где есть антибуллинговая программа, то есть профилактика, а не штрафы. Или хотя бы и то и другое. Сами по себе штрафы особо на наличие травли не влияют, возможно, потому, что они в большинстве стран незначительные.
К слову, юристы нашей рабочей группы анализировали возможные размеры штрафов в РФ. Ты ведь не можешь от балды их назначить в размере любой суммы, штрафы должны быть сравнимы с другими подобными. Так вот, получалось, что, например, размер штрафа на семью виновника травли может быть установлен в размере от 100 до 500 рублей. Почему? Потому что именно столько составляет размер штрафа за «неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению» согласно статье 5.35 КоАП РФ. А размер штрафа, который можно установить на школу, может составить от 50 до 100 тысяч рублей за непринятие организацией, осуществляющей образовательную деятельность, локальных нормативных актов, направленных на профилактику травли в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и эффективное применение мер реагирования на травлю, и от 100 до 150 тысяч рублей за неприменение мер реагирования на установленную травлю. Эти суммы тоже не с потолка, а в соответствии с другими подобными нарушениями, закреплёнными законом.
Как вам эти суммы? Да никак. Тот, что на школу, ещё куда ни шло. А штраф семье вообще не имеет значения. К сожалению, ты не можешь суммы назначать волюнтаристски, они должны соответствовать уже имеющимся за сходные нарушения.
К слову, на тот момент Яна сказала чётко, что идея со штрафами не пройдёт. В том числе потому, что сначала надо школы научить, а уж потом можно думать о штрафах. А что касается штрафов семье, Яна сказала, что это воспримут как пресловутое «вмешательство в дела семьи» и тоже забанят. Мы с ней согласились и, чтобы законом не рисковать, совсем выкинули штрафы из законопроекта, понимая, что в последущие годы всё равно закон нужно будет докручивать. В нашей финальной версии штрафов не было. Хотя, когда на нас обрушилась критика о том, что закон не нужен, некоторые СМИ упоминали как раз штрафы, а фундаменталисты в итоге именно из-за штрафов (которых в законе уже не было, но они не читали), усмотрели вмешательство в дела семьи, как Яна и прогнозировала. Интересно, как им в руки попала самая-самая сырая версия, которую мы вроде бы даже отправили в шредер прямо там в ГД. Видимо, из почты и явно, из администрации самой Яны кто-то и слил, не вглядываясь в даты внесения последних изменений.
Интересно, пройдёт ли новая версия законопроекта от Артёма Метелина. Интересно, как теперь по прошествии полутора лет примет общество идею со штрафами. Что скажут фундаменталисты теперь про вмешательство в дела семьи? Интересно, возьмут ли из нашего проекта всё-таки идею с обязательной федеральной программой, направленной на профилактику. К слову, я не против самой идеи штрафов, но не верю в их эффективность при тех суммах, которые я выше указала и не верю в их влияние при отсутствии системы профилактики.
А что вы думаете про штрафы?
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.