Найти тему
Всё k-pop

"Воспоминания об убийстве"- фильм Пон Джун Хо на реальных событиях

Оглавление

Говоря о новых фильмах и дорамах, не стоит забывать о классике корейского кино. Сегодня хочу рассказать про триллер о первых в истории современной Южной Кореи серийных убийствах.

"Воспоминания об убийстве" (Memories of Murder, 살인의 추억) - фильм 2003 года, основанный на реальной истории серии убийств 10 женщин в 1986-1991 годах. Он был признан одним из лучших южнокорейских фильмов всех времен.

Режиссёром стал легендарный Пон Джун Хо, который многим известен по работе "Паразиты" (2019). Данный фильм - это вторая работа режиссёра. Первая, принесшая ему успех в Корее, называлась "Лающие собаки не кусают"(Barking Dogs Never Bite, 2000).

Сюжет

Появляется серийный убийца, нападающий на женщин в ночное время в лесах и на пустырях в городе Хвасон провинции Кёнгидо. Первое убийство происходит на рисовом поле, в водогоне. С этого расследования и начинается повествование в фильме.

Детектив Пак Ду Ман и его помощник Чо Ён Гу проводят расследование, но следствие почти не движется, а криминалистическая экспертиза как таковая и вовсе отсутствует. К ним на помощь прибывает детектив Со Тэ Юн из Сеула.

Тем временем убийства продолжаются. Сам детектив Пак утверждает, что у него есть свой зрительный метод выискивания преступника, который на протяжении всего фильма ни разу не помогает, но (спойлер!) им и заканчивается фильм.

На самом деле, поскольку это расследование действительно важного и сложного дела, мне не хочется подробно рассказывать сюжет, потому что это тот фильм, который стоит посмотреть! Не хочу отбирать у вас наслаждение наблюдения за расследованием.

Приятного просмотра!

-2

Но немного (много) истории и фона

Хвасонские серийные убийства были совершены в период с 15 сентября 1986 года по 3 апреля 1991 года. Маньяк насиловал женщин, душил и связывал их с кляпом во рту.

Это крупнейшее уголовное дело Южной Кореи с более чем 2 миллионами человеко-часами, потраченных на расследование, и 21 000 подозреваемыми. Но всё же ощущалась нехватка технологического оборудования, например, не было возможности провести анализ найденного ДНК.

Над сценарием Пон Джун Хо работал год. Как сам указывал, за первые шесть месяцев он не написал ни строчки самого сценария, а лишь собирал факты и общался с реальными людьми, которые были вовлечены в дело.

Нужно отметить, что на момент выхода фильма убийца всё еще неизвестен, поэтому в конце уже бывший детектив всматривается в камеру, что наталкивает на то, что он продолжает искать убийцу и делает это уже среди зрителей.

При этом по мере того, как дело становилось все ближе к достижению срока давности, ведущая партия Южной Кореи "Ури" стремилась внести поправки в закон, чтобы у прокуроров было больше времени для поиска убийцы. Однако в 2006 году был достигнут срок давности последней известной жертвы.

Только 13 лет спустя, 18 сентября 2019 года, полиция объявила, что Ли Чун Чжэ стал новым подозреваемым в убийствах. Он был найден после того, как ДНК из нижнего белья одной из жертв была сопоставлена с его, и последующие доказательства связали его с четырьмя из десяти нераскрытых убийств. В то время, когда его опознали, он уже отбывал пожизненное заключение с 1994 года в тюрьме в Пусане за изнасилование и убийство своей невестки.

Фоторобот подозреваемого был составлен на основе показаний водителя автобуса и кондуктора, которые видели мужчину, садившегося в автобус после седьмого убийства 7 сентября 1987 года. Описание были схожи с показаниями других девушек, подвергшихся сексуальному насилию.

Интересно, что 27 июля 1989 года 22-летний Юн Сан Ё был арестован за убийство восьмой жертвы, 14-летней Пак Санг Хи. Он признал свою вину во время допроса, а судебно-медицинская экспертиза образцов лобковых волос, найденных на месте преступления, показала сходство с анализами подозреваемого. Полиция решила, что это дело не хвасонского убийцы, а подражателя, и Юн был приговорен к пожизненному заключению. Однако мужчина подавал апелляцию, утверждая, что полиция пытала его и вынудила дать ложные показания. Она была отклонена, и Юн отсидел 19,5 лет в тюрьме, прежде чем был освобожден условно-досрочно в 2009 году. В 2019 году после признания в убийстве Ли Чун Чжэ он повторно подал в суд, чтобы доказать свою невиновность.

Так, фильм отразил и самую главную проблему - некомпетентность полиции и их большое желание найти убийцу, что и приводило к жестоким допросам и ложным признаниям.

Но если чуть больше о настоящем маньяке, то изначально это обычный парень Ли Чун Чжэ, который вырос в хороших условиях, имел приличное образование, служил водителем танка до 1986 года, работал в компании по производству электрических запчастей, а после крановщиком.

Интересно, что в 1992 году он женился на бухгалтере и уволился с работы в марте 1993 года. По словам жены, он был алкоголиком и жестоким мужем и отцом, который часто прибегал к насилию по отношению к ней и к их сыну.

Но уже в этой "беззаботной" жизни были судебные обвинения:

1. Обвинение в ограблении в 1990 году

26 сентября 1989 года около 0:55 утра Ли Чун Чжэ ворвался в дом в Кванджу с оружием и перчатками и был обнаружен хозяином дома. В феврале 1990 года Ли был приговорен окружным судом Сувона к году и шести месяцам тюремного заключения по обвинению в грабеже и насилии. После первого судебного процесса Ли подал апелляцию, утверждая, что он был избит неизвестным и случайно ворвался в дом, когда за ним гнались. Суд назначил ему два года условно. Ли был освобожден в середине апреля 1990 года.

2. Убийство невестки и арест

В декабре 1993 года от него ушла жена. 13 января 1994 года Ли пригласил свою 18-летнюю невестку к себе, накачал наркотиками, изнасиловал и убил её. Более того, по словам детектива, который расследовал это дело, Ли даже пошёл к своему тестю, предлагая помощь в поисках пропавшей девушки.

Он был арестован 18 января, а в мае был осуждён и приговорён к смертной казни. Верховный Суд Южной Кореи пересмотрел это дело в 1995 году и сократил приговор до пожизненного заключения с возможностью условно-досрочного освобождения через 20 лет.

3. Опознание и признание в хвасонских убийствах

Как уже указывала выше, его нашли по ДНК. В начале он отрицал причастность к серийным убийствам, но 2 октября 2019 года полиция объявила, что Ли признался в убийстве 14 человек: 10 женщин в Хвасоне, включая дело, ранее считавшееся преступлением подражателя, и еще 4 человек (3 убийства произошли в Хвасоне, но ранее не были приписаны серийному убийце, и одно убийство в Чонджу). Ли Чун Чжэ также признался в более чем 30 изнасилованиях и попытках изнасилования.

Несмотря на доказательства ДНК и его признание, его не могли привлечь к ответственности, поскольку срок давности истек.

Ли остался в тюрьме отбывать свое пожизненное заключение. Единственное - он не намерен добиваться условно-досрочного освобождения, поскольку не хочет столкнуться с общественным осуждением за свое преступление.

-3

Мысли

Вообще в фильме показаны настроения Южной Кореи того времени: митинги, разлом общества, нищета, жестокость и некомпетентность полиции.

  • Пугают не убийства, а полицейские

Несмотря на то, что в фильме показана история ужасных убийств, центр повествования режиссёр переводит в другую плоскость: через трёх детективов и динамику их взаимоотношений Пон Джун Хо исследует границы полицейской морали и природу человека вообще. Так, главный парадокс картины - пугают не жестокие убийства, а сами полицейские, для которых сфабриковать улики или выбить показания из умственно отсталого свидетеля вполне нормально.

Полицейские в фильме действуют невероятно жестоко по отношению к простым людям. Хотя в моменте начинаешь им сильно сопереживать, видя их страдания. Как будто в таких условиях логично, что все человеческие пороки выходят наружу.

  • Трансформация через саморазрушение и одержимость

Несмотря на демонстрирующую жестокость полиции, мы понимаем, что они заложники ситуации. Даже самый светлый человек, желающий что-то изменить, но попадающий в болото, постепенно сам превращается в это самое болото.

Например, детектив Пак с напарником жестоко арестовывают местного умственно отсталого парня, которого видели подглядывающем за первой девушкой за несколько часов до ее убийства. Они силой заставляют его признаться в содеянном, а тот и не может выдержать этот напор. Пак подделывает улики, выдавая следы парня за следы убийцы.

Более того, на повышающуюся одержимость влияют и личные трагедии детективов, поэтому ты сам начинаешь всем сердцем болеть за них. Например, у меня разлетелась душа на сцене с маленьким пластырем девочки, который помогает выстроить эмоциональную связь между полицейским и будущей жертвой.

Интересно, что, чтобы показать, как сложное дело сказывается на его герое, актёр Ким Сан Гён стал меньше есть и спать. Это, разумеется, отразилось на его облике.

Детектив Пак Ду Ман сам по себе достаточно бездарный полицейский, который непонятно как туда устроился, поскольку даже бумажку из США прочитать не берется, потому что учился только 2 года, а не 4, как его напарник.

И ему в патовой ситуации остается только прибегнуть к шаманизму. Он обращается к гадалке и вместе с Ён Гу на месте преступления совершает обряд, по которому можно увидеть лицо убийцы. Это добавляет ироничности. Вообще много таких моментов, но об этом дальше.

  • Ирония и смех над глупостью

Казалось бы, как можно смеяться в такой картине, но Пон Джун Хо вставляет очень символичные сцены. Например, из-за большой шумихи в СМИ на месте второго убийства набегает огромное число зевак и репортёров, а по предполагаемым следам преступника проезжает трактор. Т.е. дело и без этого не движется с места, так еще и улик не остается.

Или то, что Пак в один момент считает, что убийца лысый, так как на телах жертв или на месте преступления не находят ни одного лобкового волоска. Целый день он ходит в сауны, но нужного ему подозреваемого не находит.

  • Глаза как зеркало души

Детектив Пак верит в свой зрительный метод выискивания преступника. В этом, с одной стороны, показана вся провинциальность полицейского, но с другой - как уже указывала, этим и заканчивается фильм: детектив всматривается с экрана, все еще пытаясь найти убийцу, которого еще не нашли.

Но со временем ты и сам начинаешь всматриваться в глаза других. Например, есть сцена, где глаза задержанного показывают крупным планом. Так, каждый может заглянуть в глаза и решить, кого ты видишь перед собой: убийцу или просто отчаянного человека, которого подвели обстоятельства.

Однако по фильму, Пак просто самоуверенный человек, который видит лишь то, что хочет. Да, по ходу расследования его мировоззрение поменялось, но в целом он совершил ошибку. Он долго смотрел в глаза Хен Гю, наверняка чувствуя, что они надели наручники на того человека. Однако его смутил тест ДНК, который это опроверг. В результате преступник остался на свободе.

Смысл концовки фильма сводится к тому, что убийцей был именно Хен Гю. Против него был только результат ДНК, но даже детектив Со, который всегда верил разным бумагам, сказал, что этот документ лжёт. Более того, он в принципе показан как опытный сеульский полицейский, который не совершал ошибок и мог точно найти подозреваемого. Так, можно сказать, что и в случае с Хен Гю он не ошибся.

Самое интересное, что реальная история это подтверждает. В жизни у преступника тоже не совпала группа крови и он вышел из числа подозреваемых. Разумеется, реальный убийца не мог прийти на место преступления, поскольку уже отбывал пожизненный срок. Этого нюанса режиссёр знать не мог, но очень интересно обыграл концовку.

  • Как сделано

Очень важен цвет. Картина показана в желтоватой и выцветшей палитре, чтобы больше погрузить зрителя в атмосферу и усилить драматизм. Костюмы и фон словно сливаются в одну гамму, но из-за этого особенно интересно наблюдать за появлением красного - цвета жертвы. А вот в белом словно показаны невиновные.

Первая и последняя сцены. В начале - идиллическая картина пшеничного поля под ярким солнцем, но оно одновременно место жуткого преступления. А в финале - вновь это поле, но мы уже с чувством безысходности, понимая, что события прошлого не оставляют в покое ни героя, ни все корейское общество.

Итог

Смотреть 100%

Но желательно не в дождливый день и потом не идти в чем-то красном через парк, как было у меня. Так быстро домой я еще не летела!