Найти тему
Наталья Баева

"Нет таланта"? Было бы желание!

Каждого ли можно научить рисовать? Талант, говорите, нужен? А нужен ли талант для того чтобы начертить квадрат? Треугольник? Да не от руки, а по линейке? Чтобы изобразить циркулем круг? Достаточно навыка!

Так вот: всякий, кто способен овладеть этим навыком, рисовать МОЖЕТ! Это доказал Сапожников Андрей Петрович. В 1834 году он выпустил учебник рисования для СРЕДНЕЙ школы. То есть для такой школы, где рисовать "учат", как правило, формально, оправдываясь тем, что всё равно не научишь целый класс за ОДИН час в неделю.

Эта небольшая книжка пробудила столько талантов, что о Сапожникове русские художники вспоминали с благодарностью СТО лет!

Автора называют "художником-любителем", ведь он - плодовитый иллюстратор. Но по основной своей профессии Андрей Петрович был военным инженером. С 1811 года - подпоручик в сапёрном батальоне, а в 1844 году уже подполковник, инспектор, "наблюдающий за преподаванием в военноучебных заведениях". Карьера складывалась прекрасно, два ордена. И такой вот гос. заказ - альбом истории полка.

-2

Сапожников А.П.
Сапожников А.П.

Переносить на бумагу увиденное - навык профессиональный, необходимейший, но рисование "для себя" было увлечением сильнейшим. Стал вольнослушателем Академии художеств, и был поражён "непродуктивностью" преподавания: годами ученики срисовывали гипсы, добиваясь точности методом бесконечных проб и ошибок. Учились и по десять лет, и по пятнадцать. Но ведь жизнь у человека только одна! Нельзя ли скорее?

И собственную систему Сапожников опробовал на подростках, став преподавателем Инженерного училища. Для начала сделал модели из дерева и картона. Чтобы наглядно показать: законы зрительного восприятия - не выдумка зануд-преподавателей. Они действительно существуют!

"Точка зрения" - крошечная дырочка в картонке, позволяла наглядно убедиться, что ближняя рамка больше, а дальняя - меньше. Посмотришь сверху - одинаковые!

-4

Дальний край стола Уже ближнего. Не может быть? Но "точка зрения" показывает именно так! И дощечки, закреплённые под разными углами, оказываются разного цвета потому что по-разному освещены. И даже одна и та же дощечка, вращаясь в рамке, меняет цвет!

Увидишь - и совсем уже не сложно понять, как располагаются тени на пирамидке или шаре. Скучно? Но ведь это объяснялось ОДИН раз - и в дальнейшем довольно было взгляда на модель, оставшуюся в классе, чтобы вспомнить.

Не теряя времени, переходим к интересному: к фигуре человека. Возьмём циркуль и измеряем, сколько раз голова "поместится" в росте? Где середина фигуры? Что шире - плечи или бёдра? Что длиннее - рука или нога? Если ученик всё это измеряет сам - запоминает навсегда. Пока для него важны только размеры:

-5

Освоив пропорции, "одеваем" человечков плотью. Заодно обратим внимание на линию равновесия:

-6

Целый урок - рассматривание проволочной головы, похожей на прозрачный глобус. Что длиннее, нос или лоб? А если голову наклонить, рот будет виден? А если повернуть, один глаз увидим или два? А если запрокинуть - где подбородок?

-7

Задача предельно упрощается, если разбить любую сложную фигуру на простые квадраты, круги, треугольники. Соотношение частей найдём - и лишь после этого перейдём к деталям.

Для каждой задачи Сапожников искал и находил решение, самое простое. Чтобы сделать его посильным КАЖДОМУ. И путь от первых неуверенных линий до рисования гипсовой головы его ученики проходили за ПЯТЬДЕСЯТ уроков. ОДИН учебный год, при занятиях раз в неделю!

-8

Никакого творчества, голая схема? А это как раз тот случай, когда творчество возможно ТОЛЬКО после совершенного овладения схемой.

Учитель не ставил себе задачи сделать из каждого Рафаэля - отлично знал, что это недостижимо. Но научить каждого НЕ делать ошибок в рисунке - это можно и нужно. Путь один - помочь УВИДЕТЬ. Объяснить и наглядно показать.

Учебник был подарен Академии художеств, но консервативным преподавателям он не понравился. Зато был восторженно принят будущими передвижниками.

Сам же Андрей Петрович полагал, что для живописца его учебника совершенно недостаточно, но ведь и в основе живописи - рисунок, вот почему владение карандашом - основа основ. И для книжного иллюстратора этих навыков достаточно!

Сам он иллюстрировал прижизненные издания басен Крылова, был дружен с Далем, с Агиным.

Рассказ о книжке, выпущенной в "соавторстве" с Владимиром Далем, здесь:

Полистаем, посмотрим и убедимся: это просто... грамотно. При любви к рисованию - по силам каждому.

илл. к басне Крылова "Крестьянин и философ"
илл. к басне Крылова "Крестьянин и философ"
-10