Найти в Дзене
CatGeek

Про выгорание в художественной литературе

Художественной литературы, посвящённой выгоранию, не так много. А ту, что есть, бывает трудно примерить на себя из-за различия в менталитете между автором и читателем.

Поэтому сегодня я хочу напомнить вам о Терри Пратчетте.

Конечно, можно рассматривать его книги просто как развесёлое юмористическое фэнтези, но сэр Терри Пратчетт был куда мудрее среднестатистического беллетриста.

Есть два подцикла серии романов о Плоском Мире, которые явно посвящены профессиональному выгоранию и утрате веры в людей: подцикл про стражу и подцикл про Тиффани Болен.

Со стражей всё понятно: образ спившегося и разочаровавшегося как в своей работе, так и в мире вокруг и даже в самом себе Сэма Ваймса, кажется, лёг в основу главного героя Disco Elysium. За смешными ситуациями, нелепостями, шутками кроется боль человека, который не понимает, зачем он продолжает делать то, что делает, и зачем вообще продолжает жить. Классические ответы, предлагаемые таким людям коучами или высказываемые героями популярных произведений, не проходят проверки на прочность. Всё, что предлагают окружающие, звучит банально и неприменимо к реальной жизни, а силы бороться с чем бы то ни было закончились много лет назад.

Это сложная тема. Но как нам показал в своё время великий Мольер, комедия может заглянуть в такую глубину человеческой души, какая и не снилась драме.

Арка Сэмюэля Ваймса - одна из лучших в цикле о Плоском Мире. Из книги в книгу он борется с обстоятельствами и с самим собой, меняется, становится мудрее. Однако даже этот страдающий от алкоголизма (и идиотизма окружающих) стражник уступает маленькой девочке, книгой о которой завершается весь цикл о Плоском Мире.

В первой книге о Тиффани Болен девочке всего девять лет. Казалось бы, как такой персонаж может раскрывать темы, которые понять может лишь взрослый человек, знакомый с грязной стороной жизни? Возможно, сказывается тот факт, что на момент написания "Маленького свободного народца" сам Терри Пратчетт был старше и мудрее, чем при написании "Стража! Стража!" А может, глазами ребёнка, ещё не одурманенного жизненными обстоятельствами, самообманом и прочими прелестями взросления, лицемерие, лживость и подлость людей увидеть проще, чем глазами смирившегося со своим поражением пьяницы.

Подцикл о Тиффани Болен вобрал в себя всё то, что Пратчетт куда более неуклюже пытался поведать в подцикле о ведьмах и то, что хорошо угадывается в книгах о страже. Истории о Тиффани - редкий пример того, как автор убедительно и твёрдо отвечает на вопрос "Зачем?" Ведь в реальной жизни, когда ты на грани физического истощения и нервного срыва, абстрактные понятия о добре и долге могут уступить нашей внутренней тёмной половине, которая хочет удовлетворять самые низменные наши желания. И не только хочет, но и может.

Я много раз видел людей, которые, проработав всю жизнь в той или иной сфере (правоохранительные органы, здравоохранение и т.д.), где им приходилось много общаться с людьми, незаметно для себя менялись, оскотинивались до крайности, теряли понимание того, что можно, а чего нельзя, и не понимали, почему нельзя, если они это могут. Ещё больше людей, выйдя на пенсию, не могли понять, зачем они делали то, чему посвятили свою жизнь, зачем это было нужно, не стоило ли пойти по другому, более простому пути. Ответы, которые находили эти люди, успокаивали их лишь на время, а потом они снова срывались в отчаяние. И этому отчаянию подвержены люди и в тридцать, и в пятьдесят, и в восемьдесят лет.

Понятно, что в таких случаях лучше всего обращаться к психологам или психотерапевтам, но бывает, что человек не может себе этого позволить. И тогда очень важно, чтобы рядом был мудрый друг, наставник, который подскажет, объяснит, поделиться своим опытом.
Именно таким другом становится Терри Пратчетт для всех, кто открывает его книги, чтобы отвлечься от проблем, а в итоге находит в них ответы на самые сокровенные свои вопросы.

-2

Автор текста: Михаил Гречанников. Написано специально для читателей Дзена и CatGeek.