В наше время можно сколько угодно обсуждать: правы или нет были большевики, светом или тьмой стали их идеи и методы. Все равно простым фактом остается одна простая вещь: за ними пошли очень многие. Знаменитые. Популярные. Известные. Против тоже много кто вышел или просто предпочел убраться подальше от чересчур жестких правил этого огромного социального эксперимента. Первый русский летчик выбрал «За» большевиков. Собственно, вся его жизнь вела его именно к такому выбору.
21 марта 1910 года на Одесском ипподроме яблоку негде было упасть. Стотысячная толпа собралась на невиданное зрелище: человек должен был взлететь в небе на диковинной машине под названием аэроплан. И он не просто взлетел. Михаил Ефимов за день поднялся в небо пять раз, три раза сделал круги над ипподромом, а еще два раза даже посадил прокатиться по одному пассажиру. Это был первый полет аэроплана в России. А Михаил Ефимов, сын простого слесаря – первым российским авиатором.
Вот только слава славой, а долги долгами. Управлять аэропланом на тот момент можно было во Франции. Например, у Анри Фармана. И если вы думаете, что он это делал даром, из любви к технике, то вы глубоко ошибаетесь. Стать авиатором было не только очень рискованно, но еще и стоило денег. Довольно больших. Именно по этой причине среди первых авиаторов и любителей техники было столько князей и графов. Те у кого имелись средства и хватало храбрости, те и двигали вперед технику.
А как же сын простого слесаря и сам по профессии электромеханик-телеграфист Михаил Ефимов? У него откуда деньги? Что, заработал? Кое-что, конечно, заработал. Например, мотоцикл, чтобы принимать участие в соревнованиях, Ефимов смог себе справить на зарплату телеграфиста. А вот на учебу на авиатора и на покупку самолета деньги пришлось занимать. Одесский банкир Ксидиас дал Ефимову денег взаймы с условием, что он потом все отработает по контракту. И тот первый полет в марте 1910 года как раз и был исполнением условий контракта. Всю прибыль от полета получил Ксидиас, а Ефимову досталась слава первого и лавровый венок.
Только вот знаете, лавровый венок как-то не очень помогает покупать продукты, одежду, запчасти и бензин для самолета. Поначалу, когда аэропланы были в новинку и в диковинку Ефимов очень неплохо зарабатывал на показательных полетах. С помощью друзей во Франции он смог добыть денег и разорвать жесткий контракт с Ксидиасом, выплатив ему неустойку. Но Ефимов так в общем и целом и остался пролетарием авиационного труда. Авиатор, который первым в России совершил полет на аэроплане, первым выполнивший планирование с отключенным мотором, мастер, наглядно демонстрировавший, что самолеты отлично подходят для бомбометания, жил не очень богато.
А еще Ефимов наглядно испытал на себе все прелести сословного общества. Только что тебе рукоплескали за сложные виражи. Или хвалили за сложные виражи, причем не кто-нибудь а сам великий князь Александр Михайлович. А потом твой непосредственный начальник в звании ротмистра дает приказ первому авиатору идти заниматься работой рядового механика. С намеком, что ты же из слесарей – иди поработай, не дворянам же грязной работой заниматься. И первый летчик высказывает снобу-ротмистру все, что думает по этому поводу вообще и об нем в частности. А на дворе вообще-то 1916 год. И почти трибунал. Хорошо, что есть все тот же Александр Михайлович, который ценит и уважает безбашенных первых пилотов, он спас тогда Ефимова от трибунала. Качинские авиаторы потом, в 1918 году спасут Александра Михайловича и других Романовых от революционных толп, прислав охранять его комиссара Филиппа Задорожного.
В общем, ничего удивительного в том, что Михаил Ефимов выбрал большевиков – нет. Он был знаменитым, но при этом, фактически так и оставался «из мужиков», обычным воздушным трудягой, о чем ему регулярно напоминали те, кто по праву рождения стоял «выше по положению». Поэтому, когда грянул февраль и все, что случилось далее, первый российский летчик выбрал большевиков, за что и заплатил жизнью: в августе 1919 года белогвардейцы арестовали его в Одессе и расстреляли офицеры одного из миноносцев. И не посмотрели – что перед ними первый авиатор России, озлобление к тому моменту достигло самого высокого градуса.
------------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.