Мы продолжаем наше путешествие по одной из крупнейших в мире родовых усыпальниц – крипте белорусской жемчужины, Несвижского замка. Сегодня мы понаблюдаем за тем, как загадки радзивиловских саркофагов превратились в семейные легенды древнего рода
Как и раньше, в путешествии нас будет сопровождать настоящий эксперт, старший научный сотрудник ГУ НИКМЗ «Несвиж» Сергей ЧИСТЯКОВ
Традиционное предупреждение от главного редактора канала: По опыту предыдущих публикаций Сергея, предполагаю, что среди читателей найдётся немало людей, которые попытаются обвинить исследователей несвижской крипты в том, что они «тревожат покой умерших» из праздного любопытства. На самом деле, вряд ли можно найти людей, которые относятся к ним с большим уважением и пиететом. Вот что ответил сам автор одному из таких комментаторов: «Исследовательские работы предшествуют любой реставрации. На них основывается сам план реставрационных работ! Из любопытства никому не позволят прикасаться к захоронениям! Рассуждать в сети о моральных нормах у нас охотников хоть отбавляй, а вот тех, кто способен что-то сделать для сохранения этих уникальных объектов, дошедших до состояния "на грани", до обидного мало. И кстати, нового узнали много (во время исследования, В.Ч.)».
Легенды крипты Радзивиллов
Доброго времени суток, дорогие друзья!
Сегодня мы с вами вновь встретимся в загадочных подземельях несвижской крипты. Однако на этот раз мы не будем тревожить мумии и не станем использовать мудрёные научные термины. Мы поговорим о легендах!
Вряд ли на всём белом свете найдётся хоть один подобный несвижской крипте объект, с которым было бы связано такое множество тайн, загадок и легенд. Человека во все времена интересовало всё то, что необычно, непонятно, и уж тем более то, что запретно.
Конечно, развенчание легенд дело не очень-то благодарное, однако не стоит забывать, что существуя века, а порой и тысячелетия, легенды зачастую подменяют собой исторические факты, а это может привести к довольно печальным последствиям.
За четыре с лишним века существования несвижской усыпальницы вокруг неё родилось немало интересных легенд. Но, перед тем как обратиться непосредственно к ним, давайте попробуем понять, как же рождаются легенды.
Конечно, всё зависит от особенностей каждого конкретного случая, но есть в этом процессе и общие закономерности.
Итак! Первым делом у человека появляется интерес к какому-то событию или объекту. Потом он задаёт себе вопрос: «А почему?». Часто случается, что задокументированный ответ на этот вопрос попросту отсутствует, но природное человеческое любопытство всё равно не даёт покоя. Что тогда? Тогда человека, если это простой обыватель, а не учёный начинает раздирать то самое любопытство.
Он ищет всевозможные способы, чтобы найти ответы, но, убедившись, что это невозможно, заполняет пробелы между известными фактами выдуманными. Это создаёт иллюзию полноты картины, и наличия всех ответов на вопросы. Вот вам один из вариантов рождения легенды и теперь мы с вами уже можем проследить этот сценарий на конкретном примере из несвижской крипты.
А теперь Горбатый!
Долгое время населению Несвижа, да и его гостям заодно, не давал покоя тот факт, что в крипте под костёлом находится саркофаг, который очень сильно отличается от других по форме и размерам.
Почему он имеет такую необычную ромбообразную форму? Почему он в высоту превышает пото полтора метра? Зачем на его крышке лежит огромный крест из стекла, который, вдобавок ко всему, ещё и наполовину заполнен лепестками роз? И наконец, кто и когда там был похоронен?
Согласитесь, вопросов немало, а вот ответов на них не было. И в самом деле, не идти же со своим любопытством к князю! И началось рождение очередной легенды.
Человеку свойственно не только природное любопытство, ему присуща и такая черта, как воображение. А воображение – штука особенная, стоит лишь дать ему волю, как оно тут же находит множество вариантов ответов на мучающие вас вопросы. То же самое произошло и с легендой о знаменитом Горбатом саркофаге.
Что же представляет собой этот саркофаг? И почему он вызывает такое любопытство?
Действительно, среди множества саркофагов, наполняющих подземелье костёла, Горбатый саркофаг кажется чем-то чужеродным.
Каким бы не был декор находящихся в крипте объектов, большинство из них имеют более-менее узнаваемую форму, и не вызывают удивления. Представьте себе, что вы проходите по усыпальнице, и вдруг перед вами вырастает нечто, ставящее вас в тупик, как своим внешним видом, так и размерами. Огромный дубовый ящик, возвышающийся над полом крипты на 1 м 61 см, имеет очень нестандартную для саркофага форму ромба с усечёнными боковыми углами, и со стороны вообще не напоминает, так сказать, похоронный инвентарь.
Бедная Маруся
Легенда гласит, что в далёкие-далёкие времена, жила в Несвижском замке молодая княжна Мария. Поскольку это легенда, то вполне понятно, что княжна была не только молода и умна, но и безумно хороша собой. По той же причине понятно и то, что полюбила она не какого-то там принца или герцога, а самого обыкновенного простолюдина, который тоже был до безумия красив, благороден и честен.
Встречаясь тайком, влюблённые понимали, что ни о какой женитьбе и счастье вдвоём не может быть и речи. Слишком велика была между ними та самая пресловутая сословная пропасть. Но любовь, одно из самых сильных чувств на свете, и порой люди совершают ради этого великого чувства совершенно исключительные поступки.
И вот, от безысходности влюблённые решаются на крайнюю меру. Они планируют побег. Легенда повествует о некоторых подробностях этих событий. Например, в ней говорится, что побег должен был состояться во время Большого Рождественского бала, когда в суете и веселье отсутствие княжны какое-то время будет не так заметно.
Этот нюанс даёт нам с вами, дорогие друзья, возможность представить себе сколь неблагоприятны для осуществления такого побега могли быть погодные условия. Накануне католического Рождества, то есть в двадцатых числах декабря, погода на этих землях стоит такая, что нормальная собака хозяина на улицу не выгонит, куда уж тут думать о побеге! Но любовь не признаёт никаких правил, и тут, как говориться, уж, замуж, невтерпёж.
Влюблённые не просто так бросились в омут с головой. На своих редких тайных свиданиях они обсудили детали побега, и договорились о месте встречи. Те, кто бывал в Несвиже, обязательно вспомнят прекрасный огромный парк, который окружает замок, и располагается на двух берегах знаменитых несвижских прудов. Этот парк условно разделяют на несколько частей, в зависимости от времени закладки. Так вот, согласно легенде встреча влюблённых должна была состояться в той части парка, которую по сей день называют Марысиным парком, и которая расположена на северо-восток от замка, на восточном берегу Замкового пруда.
Юноша должен был ждать любимую в условленном месте на санях и с тёплой одеждой. Однако о заговоре узнал отец девушки, и юноша был схвачен. Ничего не подозревающая княжна, исполнив своё обещание, незаметно сбежала с бала, и прямо в бальном платье, сквозь ветер и вьюгу прибежала на место встречи. Но в тёмном и холодном парке никого не было…
Бедная девушка металась в поисках любимого, но вскоре силы покинули её. Она прислонилась к стволу большого дерева и зарыдала. Слезинки, сползая по бархатным щекам, превращались в хрустальные льдинки, и падали на землю. Сидя под деревом, и обхватив замёршими руками колени, она продолжала верить и ждать…
Её так и нашли, замёршей и окоченевшей, с хрустальными слезинками льда на больших ресницах прекрасных глаз.
Но легенда на этом не заканчивается. Она повествует нам о том, что тело несчастной окоченело до такой степени, что она была похоронена в той самой позе, в которой была найдена, и якобы именно поэтому пришлось изготовить для похорон гроб такой необычной формы.
Путь души усыпан розами
Что ж, легенда действительно прекрасная, от неё в жилах стынет кровь, а в душе вскипает праведный гнев, за судьбу влюблённых. Но происходили ли эти события на самом деле? Можем ли мы сейчас, исследуя это необычное захоронение, дать ответ на этот вопрос? Несмотря на то, что со времен, описанных в легенде, прошли века, мы смогли это сделать!
Итак, внешний осмотр таинственного Горбатого саркофага не дал нам абсолютно никаких зацепок. Очень добротно сделанный из дуба саркофаг продолжал хранить свою тайну. Правда, было обнаружено место крепления стандартной деревянной таблицы 1905 года с данными о захоронении. Это определили по контурам предмета. Дело в том, что в месте крепления таблицы краска оказалась более тёмной, вследствие отсутствия внешнего воздействия. Но самой таблицы не оказалось. Оставалась надежда, что исследовав содержимое саркофага, мы сможем получить хоть какие-то ответы.
Я всегда считал себя человеком весьма устойчивым к различным потрясениям, с прагматичным научным взглядом на мир, и скептическим отношением к различного рода вымыслам. Однако не стану скрывать, что как только крышка саркофага начала подниматься, я уже был почти готов увидеть внутри останки прекрасной княжны. Но, увы…
То, что мы увидели, действительно было прекрасным, но никак не походило на похороненную сидя молодую и прелестную княжну.
В свете мощных софитов перед нами предстал внутренний гроб. Он оказался изготовлен из цинка и расписан под чёрный мрамор. Элементы декора по периметру гроба украшены позолотой. В отличие от других гробов того же периода, где сохранность останков обеспечивается методом герметизации, гроб не имеет смотрового окна, и его крышка представляет собой цельный лист формованного металла. Центр этой крышки украшает металлическая литая золоченая урна с навершием в виде факельного огня. Именно наличие этого элемента декора, послужило причиной столь необычной формы внешнего саркофага.
Урну поддерживают хвосты экзотических рыб, вероятнее всего дельфинов. К этому выводу мы пришли позже, проанализировав подобную иконографию того периода, к которому относится захоронение. Композиция не только имеет декоративную функцию, но и является набором символических элементов.
Факельный огонь, венчающий урну – это древний символ. Он является персонификацией традиционных символов связанных с огнём лампады, свечи или светильника, и означает Вечную Жизнь души и скоротечность времени отпущенного человеку в мире людей. Изображение рыб указывает на веру.
Там же, на внутреннем саркофаге, мы обнаружили и высохший венок из органического материала (ветвей ивы или вербы), который размещён вокруг декоративной урны. Гроб, как и элементы его декора, оказались в очень хорошей для крипты сохранности. И теперь мы точно знали, что послужило причиной столь необычной формы саркофага!
Завершив осмотр внутреннего герметичного гроба, вскрывать который просто не имело смысла, мы вернулись к исследованию внешнего саркофага. На боковой стороне его крышки находится стеклянный крест, содержимое которого составляют засохшие лепестки роз. Этот элемент так же вызывал вопросы, и мы стали искать аналогии среди описанных захоронений в других криптах. Ничего подобного найти нам так и не удалось.
Единственной частью саркофага, которая осталась неизученной самым тщательным образом, оставалась его нижняя часть, которая отстояла от пола крипты всего на несколько сантиметров. Придумав хитроумное приспособление с использованием зеркала, и установив мощную подсветку, мы все как один распластались на полу усыпальницы. И наконец, вот оно! Под саркофагом оказался фрагмент таблицы с инскрипцией, сделанной в 1905 году. Несколько минут спустя, из пыли и паутины была извлечена и вторая часть таблицы!
Сложив найденные фрагменты, мы убедились, что таблица некогда крепилась именно на знаменитом Горбатом саркофаге. Настал момент истины, и мы смогли прочесть имя человека, давным-давно погребённого в этом необычном саркофаге.
Таблица гласила, что в январе 1883 года, в нём была похоронена умершая в декабре 1882 года, княгиня Аделла из рода Карницких, третья (!) жена князя Константина Николая Станислава Юлиуша Франтишка Радзивилла, шамбелян-камергера императорского двора в Санкт-Петербурге. Но самое интересное, что согласно данным инскрипции родилась княгиня Аделла, или Адель, как звали её в семье, аж в 1809 году!
Путём нехитрых расчётов выясняется, что «молодой и прекрасной» княжне из легенды на момент смерти шёл уже 74 год?! Даже если учесть, что данные на таблице несколько расходятся с данными родовода семьи Карницких, где указан 1811 год рождения, и 1883 год смерти княгини, возраст всё равно получается изрядно почтенный. Я конечно не сноб, и реально верю в то, что любви все возрасты покорны, но согласитесь, друзья мои, чтобы мать восьмерых детей, почтенная княгиня Радзивилл, пыталась сбежать с любимым простолюдином зимой на санях в таком возрасте, это уже перебор.
Ну что ж, подведём итоги! Правда ли, что в Горбатом саркофаге была похоронена молодая и прекрасная княжна? Нет, это чистой воды вымысел. Правда ли, что тело в саркофаге находится в сидячем положении, и поэтому саркофаг имеет столь необычную форму? Нет, и это тоже вымысел! Правда ли, что молодая и прекрасная девушка княжеских кровей хотела убежать с простолюдином, за что и поплатилась жизнью? Что ж, и эта, самая романтичная часть тоже оказалась вымыслом.
И в завершении хочется отметить ещё один немаловажный факт. Дело в том, что Марысиного парка, в котором по легенде была найдена несчастная замёрзшая княжна, в то время просто не существовало. Его закладка датируется 1898 годом, а название он получил по имени своей основательницы, княгини Марии де Кастелян де Талейран Радзивилл.
Как видите, из достоверных фактов в легенде фигурирует только один – сам Горбатый саркофаг. Справедливости ради заметим, всё это отнюдь не делает легенду о нём менее интересной и захватывающей, но считать её хотя бы основанной на реальных событиях мы, увы, не можем.
А что же за стеклянный крест с лепестками роз, что находится на крышке саркофага? Мы узнали ответ и на этот вопрос у священника. Оказывается, считалось, что душа умершей окончательно освободится лишь тогда, когда крест до краёв заполнится лепестками. Глядя на него теперь, мы думаем о том, что может быть, душа княгини всё ещё тоскует о своём возлюбленном, и тут уж возраст точно чувствам не помеха.
Двенадцать
Какие же ещё легенды связаны с усыпальницей в Несвижском костёле Божьего Тела? Легенду о появлении канопы, принадлежащей Констанции Радзивилл-Чудовской, я рассказывал в одной из предыдущих публикаций,
поэтому мы с вами обратимся к легенде о двенадцати детских саркофагах, которые расположены в одном из склепов крипты.
Сестра короля
Упомянутый мною выше небольшой склеп, действительно производит очень мрачное впечатление, поэтому немудрено, что его мрачность и необычное содержимое стали причиной появления очередной легенды.
Представьте себе, что проходя по тёмным коридорам крипты, вы вдруг попадаете в небольшой склеп, размерами всего 4х4 метра. Под самыми сводами, через небольшое зарешёченное окно внутрь скудно пробивается дневной свет, и, когда ваши глаза привыкают к этому скудному освещению, вы понимаете, что в этом весьма стеснённом пространстве находится сразу четырнадцать саркофагов. Больше всего поражает то, что лишь два из них являются захоронениями взрослых людей, а остальные двенадцать, это маленькие детские саркофаги…
Кто эти дети? Кем были их родители? Почему они умерли? И почему все двенадцать маленьких саркофагов находятся в одном месте?
В отличие от легенды о Горбатом саркофаге, в легенде о двенадцати детских захоронениях не только больше действующих лиц, но они ещё и являются историческими личностями!
Исследуя склеп, вы обнаружите на его северной стене две плиты 1749 года авторства резчика Андрея Залесского, с инскрипциями.
Одна из них повествует о том, что в 1694 году здесь был установлен саркофаг Екатерины Собесской, княгини Радзивилл (1654-1694), родной сестры короля Польского Яна III Собесского, жены князя Михаила I Казимира Радзивилла (1635-1680), воеводы виленского, подканцлера, гетмана польного, VI ордината несвижского.
На второй плите речь идёт о захоронении мужа Екатерины, Михаила I Казимира – сына Александра Людвига Радзивилла и Текли из Воловичей.
Плач совы
В принципе, всё естественно и разумно: мужа и жену похоронили рядом в одном склепе. Но кому тогда принадлежат двенадцать маленьких детских гробов? Неужели это их дети? Это первое что приходит на ум, и именно в этом нас убеждает легенда.
Она гласит, что Екатерина Собесская была глубоко несчастной женщиной. Множественные беременности и роды неприменно заканчивались трагически, и бедная мать вынуждена была часто хоронить своих детей. Это, несомненно, сформировало её образ в истории: женщина в траурном чёрном одеянии, в глазах которой таится вечная печаль.
Легенда не врёт. Екатерина Собесская действительно часто хоронила своих детей, и печаль в её глазах, и траур, всё это действительно было частью её жизни. Легенда рассказывает нам о том, что сердце матери было столь убито горем, что и её душа по ночам не знала покоя. Душа покидала тело несчастной княгини, превращалась в сову, и прилетала к храму.
Она проникала в склеп через зарешёченное окно, и всю ночь голосила над каждым маленьким саркофагом. И не приведи Бог кому-то было услышать эти душераздирающие звуки. Люди просто сходили с ума, от проникающей в их душу с криком совы печали.
Чьи дети?
Как и положено, легенда выдержана в лучших традициях жанра. Здесь вам и смерть, и любовь, и огромная трагедия. Душа княгини в образе совы вообще глубоко символичный элемент легенды. Тогда почему это легенда, раз всё так и было, спросите вы. Ну подумаешь, придумали сову, но в остальном-то правда!
На самом деле есть одно “но”. Дело в том, что у Екатерины Собесской в браке с Михаилом Кзимиром просто не было такого количества детей! И тут же возникает вполне законный вопрос, чьи это дети?
Для ответа на этот вопрос обратимся к генеалогии. Согласно фамильному древу, у Екатерины Собесской было семеро детей. Пятеро из них умерли в раннем детстве. Но детских саркофагов 12! Кто же похоронен в остальных семи гробах?
Одна из версий, которая часто упоминается на просторах сети гласит, что в двенадцати маленьких саркофагах были захоронены пять детей, и семь внуков Екатерины Собесской и Михаила Казимира. Но и у этой версии есть нестыковки. Согласно данным генеалогических таблиц, внуков, умерших в детстве, у этой пары было не семь, а шесть, и искомая цифра 12 снова не получается.
Есть несколько причин, которые могли бы объяснить подобные несовпадения, и одна из них, это перемещения саркофагов в разное время. Те, кто следит за моими публикациями уже в курсе того, что это явление отнюдь не исключительное.
Главная проблема состоит в том, что никаких таблиц с инскрипциями на маленьких саркофагах попросту нет, и точно установить их принадлежность путём визуального осмотра и обычных умозаключений не представляется возможным. Мало того, состояние детских гробов оставляет желать лучшего. Именно по этой причине, в начале двухтысячных годов для них были изготовлены новые защитные внешние саркофаги. Таким образом, теперь детские захоронения состоят уже не из двух, а из трёх элементов.
В данном склепе нет определённости даже с двумя саркофагами взрослых людей. Таблицы на стенах говорят о захоронении супружеской четы Екатерины Собесской и Михаила Казимира Радзивилла, однако деревянная таблица на одном из саркофагов убеждает нас в том, что рядом с саркофагом сестры короля стоит вовсе не гроб её мужа, а взрослого сына. Тогда где же саркофаг самого Михаила Казимира, совершенно обоснованно спросите вы.
А вот тут и начинается самое непонятное. На одном из саркофагов в центральной галерее крипты мы обнаружили деревянную таблицу 1905 года, текст на которой уверяет нас в том, что муж Екатерины Собесской, князь Михаил Казимир покоится именно там. Но кому, когда, а главное зачем могло понадобиться перемещать тяжёлый саркофаг так далеко от первоначального местонахождения? Или всё намного проще, и на саркофагах банально перепутаны таблицы? Вероятнее всего именно так и было, потому что таблица в стене над этим саркофагом утверждает, что взрослый сын Екатерины Собесской Юрий Иосиф в 1689 году был захоронен именно в Центральной галерее.
Что ж, как мы видим, для того чтобы найти ответы на эти вопросы, недостаточно просто знать историю, необходимы исследования непосредственно на объектах, которые смогут пролить свет на вопросы без ответов. Это лишний раз доказывает необходимость научных исследований в целях установления исторической действительности и восстановления первоначальной структуры крипты.
Ну а пока эти исследования ждут своего часа, мы с вами как раз и наблюдаем процесс, в котором легенда, объясняет те аспекты, в которых наука ещё не успела разобраться.
Подведём итоги. Является ли достоверным тот факт, что все двенадцать детских саркофагов принадлежать детям Екатерины Собесской и Михаила Казимира Радзивилла? На этот вопрос мы можем точно ответить только отрицательно. Нет, не являются! Захоронены ли в этих двенадцати детских саркофагах в крипте несвижского костёла пять детей и семеро внуков этой супружеской четы? Нет, утверждать это основываясь на достоверных фактах мы не можем. Знает ли вообще кто-либо из живущих ныне, кому на самом деле принадлежат все 12 маленьких детских саркофагов? Нет, на данный момент этого не знает никто!
Вот именно по этой причине, чтобы отделить правду от вымысла, зёрна от плевел, легенды от фактов, и работают в крипте специалисты. Для нас очень важно не просто сохранять историческое наследие, важно знать, что мы сохраняем, и рассказать об этом и современникам, и потомкам.
Как мы с вами видим, легенды на самом деле очень интересны. Являясь по сути составляющей частью истории крипты, они так же должны изучаться и бережно сохраняться в человеческой памяти, как нематериальная часть исторического наследия.
Предыдущие материалы об истории крипты Несвижского замка и о её "обитателях":
Сергей ЧИСТЯКОВ, старший научный сотрудник ГУ НИКМЗ «Несвиж»
Фото: автора, shagau.ru
© "Белорус и Я", 2024
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Хотите, чтобы мы и дальше радовали Вас интересными и важными материалами?