Найти в Дзене
Белорус и Я

Тайна 17-го саркофага князей Радзивиллов

Оглавление
Мы продолжаем наше путешествие по одной из крупнейших в мире родовых усыпальниц – крипте белорусской жемчужины, Несвижского замка. Сегодня мы раскроем тайну самого красивого саркофага, обозначенного в описании номером 17

Как и раньше, в путешествии нас будет сопровождать настоящий эксперт, старший научный сотрудник ГУ НИКМЗ «Несвиж» Сергей ЧИСТЯКОВ

Предупреждение от главного редактора канала: По опыту предыдущих публикаций Сергея, предполагаю, что среди читателей найдётся немало людей, которые попытаются обвинить исследователей несвижской крипты в том, что они «тревожат покой умерших» из праздного любопытства. На самом деле, вряд ли можно найти людей, которые относятся к ним с большим уважением и пиететом. Вот что ответил сам автор одному из таких комментаторов: «Исследовательские работы предшествуют любой реставрации. На них основывается сам план реставрационных работ! Из любопытства никому не позволят прикасаться к захоронениям! Рассуждать в сети о моральных нормах у нас охотников хоть отбавляй, а вот тех, кто способен что-то сделать для сохранения этих уникальных объектов, дошедших до состояния "на грани", до обидного мало. И кстати, нового узнали много (во время исследования, В.Ч.)».

Первая среди равных

Дорогие друзья, вот и пришло нам время вновь встретиться под тёмными и таинственными сводами знаменитой крипты князей Радзивиллов.

Сегодня мы с вами узнаем о том, как происходили исследования захоронения одной из самых просвещённых и неординарных женщин своего времени.

13 февраля 1705 года, в древнем Чарторийске, появилась на свет девочка. Она была единственной дочерью великолепного Януша Антония Вишневецкого, каштеляна краковского, воеводы виленского и краковского, старосты пинского, и дочери Вацлава Лещинского Теофилы. Вацлав Лещинский был известный вельможа, который занимал должности королевского подчашего, коронного кравчего, воеводы подлясского, старосты ковельского и каменецкого. Одно только перечисление должностей отца и деда нашей героини внушает уважение.

Будущая поэтесса и драматург, вошедшая в историю под именем Урсулы Франциски Радзивилл из рода Корибут-Вишневецких, была с самого детства обласкана как судьбой, так и своими родителями.

Урсула Франциска Радзивилл из Вишневецких
Урсула Франциска Радзивилл из Вишневецких

Урсула, а именно это имя она первым получила при крещении, росла в атмосфере творчества и искусства, и впитывала их со страстью любознательного ребёнка, а затем и любознательного подростка. Родители приглашали в дом лучших учителей и гувернёров, и в благодарность за это, Урсула радовала их успехами в обучении.

К двадцати годам она превратилась в одну из самых завидных невест государства: мила, остроумна, прекрасно образована, а ещё и с огромным приданым! Разве мог пройти мимо такой девушки один из самых завидных женихов? Конечно же нет! И вот, 23 апреля 1725 года, Урсула Франциска Вишневецкая становится княгиней Радзивилл. Её муж IX ординат несвижский Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька души не чает в своей молодой жене, и всячески старается быть для неё, и защитой, и опорой.

Справедливости ради заметим, что такое желание присутствует почти у каждого новоявленного мужа, однако осуществить его удаётся далеко не всем. Рыбоньке это удалось, и удавалось на протяжении всей их совместной жизни.

Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька
Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька

Урсула оказалась женщиной необычайного природного дарования и таланта. Именно в замужестве её поэтический дар раскрылся наиболее полно и красочно. Став хозяйкой несвижского замка, она сначала помогала мужу восстанавливать его после ужасных последствий Северной войны, затем занялась замковой библиотекой, типографией… Любые преобразования, происходившие в середине XVIII в радзивилловской столице, нельзя считать заслугой одного лишь князя. Он часто отсутствовал в Несвиже, по долгу службы, и тогда весь груз забот ложился на её хрупкие женские плечи. И Урсула превосходно справлялась!

Не забывала она за грудой хозяйственных забот и о своей давней страсти, литературе. Она вела обширную переписку, сочиняла стихи, и даже начала подумывать о драматургических опытах.

В то время во всей просвещённой Европе главной аристократической забавой становился театр. Да-да, именно забавой, ибо слишком мало людей считали в то время театр настоящим искусством, да и от того что мы с вами привыкли называть театром эти действа сильно отличались. Это были многочасовые представления, включавшие в себя различные постановки, игры, развлечения, которые должны были тешить и развлекать богатую публику на протяжении целого дня, а то и нескольких суток. Представьте себе, что в число театральных действ в те далёкие времена входила даже конная карусель!

Праздничное представление. Гравюра Жака Калло. Флоренция, XVII век
Праздничное представление. Гравюра Жака Калло. Флоренция, XVII век

Понятно, что оплатить и осуществить подобные представления могли лишь представители высшей аристократии и монархи, ибо по затратам тогдашнее театральное представление можно сравнить разве что с организацией какого-нибудь грандиозного международного саммита. Основными площадками для проведения подобных представлений, конечно же, становились королевские резиденции.

Восемнадцатый век напротив, стал тем временем, когда театр по своему содержанию всё больше и больше стал напоминать нам знакомые всем и каждому подмостки, пьесы, постановки. Театром стали называть не только действо, но и здание и помещение в котором это действо происходило.

Героиня нашего рассказа вошла в историю как основательница первого профессионального придворного театра в Восточной Европе. И произошло это знаменательное событие именно в Несвиже, при дворе знаменитых князей Радзивиллов.

К 40-ым годам XVIII столетия театральные представления небыли для Несвижа чем-то уж совсем экзотическим. Небольшие пьесы ставились при участии так называемых школяров, воспитанников иезуитского коллегиума. Однако Урсула Радзивилл была как раз из числа тех, что считал театр не просто развлечением, но искусством, и своеобразным рупором эпохи. Недаром ведь здесь ставили Мольера и Вольтера.

Рыбонька всячески поддерживал увлечение своей супруги, и старался во всём помогать ей. Он оплачивал огромные расходы, приглашая от своего имени в Несвиж актёров, музыкантов, вокалистов, капельмейстеров и т.д. Не стоит забывать, что благодаря стараниям Урсулы в Несвиже в 1724 году появилась и знаменитая придворная музыкальная капелла.

Датой основания театра в Несвиже принято считать 1740 год, хотя сама Урсула Франциска стала руководить театром лишь с 1746 года. Период, когда во главе театральной жизни Несвижа стала сама княгиня Радзивилл, не без основания признан периодом расцвета культуры и искусства на этих землях. Только представьте себе, что в этом небольшом театре при дворе в Несвиже работали оперная, балетная и драматическая труппы. Здесь были свои реквизиционные и художественные мастерские, в которых создавались декорации будущих спектаклей, костюмы, реквизит. А автором большинства из них была сама княгиня! Мало того, она была так же автором многих пьес, переводов и их адаптаций для несвижской сцены. Здесь играли спектакли на польском, немецком, итальянском и французском языках.

Эскизы к спектаклям Урсулы Франциски Радзивилл
Эскизы к спектаклям Урсулы Франциски Радзивилл

Видя, что деятельность его супруги выходит за рамки обычного увлечения, Рыбонька заказывает проект театрального зала. Его возведут в центре города, как часть городского дома Радзивиллов. К сожалению, деревянная постройка не сохранилась до нашего времени, зато в экспозиции дворца каждый желающий может познакомиться с театральными машинами сцены, которые в театрах времён Урсулы Франциски создавали различные визуальные и шумовые эффекты. Просто потрясающе, насколько изобретательны были наши предки! Был небольшой театральный зал для представлений и в самом замке, он располагался на втором этаже так называемого корпуса «Арсенал». Сейчас это Большой выставочный зал музея-заповедника, где проходят разнообразные выставки и мероприятия, а в Малом выставочном зале когда-то находились гримёрные и костюмерные актёров театра.

Театр в Несвиже называют профессиональным не только потому что труппа состояла из профессиональных актёров. Само оснащения сцены по тем временам было передовым и инновационным. Три занавеса, автоматизированная смена декораций, использование огромного числа театральных машин, превращали постановки в великолепное и потрясающее зрелище.

Макет театра.
Макет театра.

В те времена Несвиж воистину был центром культуры на этих землях. Невозможно представить себе это местечко в середине восемнадцатого столетия, без многочисленных празднеств, охот, представлений и парадов. Сюда стремились все!

Однако праздник не мог быть бесконечным. Урсула Франциска никогда не славившаяся хорошим здоровьем, чувствовала себя всё хуже и хуже. Доподлинно известно, что уже в возрасте 26 лет она страдала от сильных приступов артрита. Многочисленные беременности, которых по утверждению самого Рыбоньки было более тридцати, лишь усугубили и без того плохое состояние её здоровья. В мае 1753 года её организм не вынес очередного приступа болезни, и она скончалась в Новогрудке по дороге в Гродно.

Вся важность деятельности Урсулы Франциски Радзивилл из рода Корибут-Вишневецких, так и осталась до конца недооцененной при её жизни. И это произошло лишь потому, что масштабы её вклада в культуру и искусство народа опередили своё время, и стали видны лишь спустя столетия.

Театральное закулисье
Театральное закулисье

Знакомство

И вот 29 июня 2017 года, мы стояли перед саркофагом этой удивительной женщины в крипте князей Радзивиллов в Несвиже и думали, сколь ответственная и сложная задача ложится на наши плечи. Все прекрасно понимали, что без исследований сохранить эту уникальную крипту не удастся, и это стало нашей главной задачей, а степень ответственности обуславливалась уважением к тем людям, которые давно стали частью великой истории.

Саркофаг, стоявший перед нами в то утро, можно смело отнести к категории «премиум». Изготовленный по утверждению Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки в Гданьске, он сделан из медного сплава, с многочисленными элементами декора, и явно предназначался для важной персоны. Утверждать, что в нём находятся останки именно Урсулы Франциски Радзивилл, не мог никто, особенно памятуя наши предыдущие исследования. Как часто оказывалось, что все инскрипции и таблицы не давали достоверной информации о содержимом саркофага.

Саркофаг Урсулы Франциски Радзивилл
Саркофаг Урсулы Франциски Радзивилл

В нумерации, которую использовали члены комиссии в 2017 году, данный саркофаг проходит под №17. Он имеет довольно внушительные размеры 208х70х78см.

Первыми подсказками о принадлежности самого саркофага стали элементы декора. Внимательно исследуя и измеряя объект, мы обратили внимание на наличие вензеля и геральдических элементов на чеканных накладных таблицах. Слева ложе саркофага украшает золочёная чеканка с изображением двух орлов в картуше и вензеля, состоящего из трёх латинских литер «F», «X» и «R», переплетённых между собой в замысловатый узор. Накладная чеканная таблица сохранилась с утратами. Верхняя часть, представлявшая собой княжескую корону, утеряна.

Торцевые стороны саркофага так же декорированы накладными чеканными золочёными таблицами с изображениями корон и геральдических элементов. Так в нижней торцевой части ложе саркофага декорировано золочёной чеканкой в виде спаренных в едином картуше гербов Радзивиллов (герб «Трубы» на фоне геральдического орла), и Вишневецких (герб «Корибут»), объединённых под княжеской короной.

Картуш с гербами Радзивиллов и Вишневецких
Картуш с гербами Радзивиллов и Вишневецких

Подобная же композиция украшает, и торец ложа головной части саркофага №17. Разница состоит в том, что в головной части использованы иные геральдические элементы, такие как «Корибут», герб Вишневецких, и «Венява», герб рода Лещинских.

Картуш с гербами Вишевецких и Лещинских
Картуш с гербами Вишевецких и Лещинских

Эти элементы декора саркофага дали возможность подтвердить, что сам саркофаг №17 имеет непосредственное отношение к захоронению Урсулы Франциски Вишневецкой. Так как она была единственной дочерью Януша Антония Вишневецкого и Теофилы Лещинской, понятно, что на чеканке в торце головной части саркофага изображены гербы её родителей, а в нижней части ложа саркофага её наследственный герб, и герб её мужа Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки.

С большим сожалением нам пришлось зафиксировать тот факт, что сохранность саркофага оставляет желать лучшего. Ранее, и это хорошо заметно при изучении под увеличением, большинство элементов декора саркофага были покрыты позолотой. Кое-где остатки этого покрытия сохранились превосходно, но в некоторых местах оно отсутствует практически полностью. Вполне естественно, что длительное время, находясь в столь неблагоприятной среде, многие элементы декора потеряли свой первоначальный вид.

Декор саркофага №17 в месте бывшего крепления ручек
Декор саркофага №17 в месте бывшего крепления ручек

На саркофаге отсутствуют ручки, однако сохранились декоративные чеканные накладки с позолотой. Лапы грифонов, в виде которых исполнены ножки саркофага, так же сохранились не все. Нарушено соединение литых лап-подставок с основными несущими элементами саркофага.

Ножка саркофага №17 в виде лапы грифона
Ножка саркофага №17 в виде лапы грифона

Места шовных соединений саркофага №17 искусно были скрыты при его изготовлении накладными золочёными «гребешками», части которых так же отсутствовали на момент нашего осмотра.

Как и в нескольких осмотренных нами ранее саркофагах, ложе саркофага имеет повреждения, причинённые намеренно, и связано это с попытками дополнительной фиксации крышки. Ложе и крышка саркофага дополнительно скреплены металлической стяжкой в более поздний период (возможно, во время комиссии 1905 года). При монтаже креплений были повреждены боковые панели ложа саркофага, так как возникла необходимость проделать в них сквозные отверстия. Эти действия нанесли серьёзный ущерб как сохранности объекта, так и изолированности его содержимого от внешней среды.

Следует отметить так же присутствие гербовой свинцовой пломбы с изображением радзивилловского орла и даты «1905». Однако внимательно изучив её, ваш покорный слуга обратил внимание на тот факт, что целостность соединительной проволоки была нарушена, и саркофаг явно подвергался вскрытию ранее.

Картуш с вензелем Урсулы Франциски Радзивилл
Картуш с вензелем Урсулы Франциски Радзивилл

Наконец, все протокольные мероприятия по исследованию и обмеру саркофага были закончены, а материалы исследований соответствующим образом зафиксированы. Пришло время открыть тяжёлую медную крышку, и узнать, что же находится внутри, и какую полезную и интересную информацию для сохранения этого уникального объекта мы сможем извлечь из дальнейших исследований.

Пломба на саркофаге №17
Пломба на саркофаге №17

Открыть крышку оказалось делом не столь простым, как это может показаться. Металл стяжки и висячего замка сильно коррозировал, что стало причиной применения дополнительных, но очень осторожных усилий. Наконец, с душераздирающим скрежетом, стяжка отошла в сторону, и крышка саркофага была поднята.

Сергей Чистяков проводит осмотр останков
Сергей Чистяков проводит осмотр останков

Нашим взорам открылся вид на внутреннее содержимое саркофага. Первое что привлекло наше внимание, это, конечно же, крышка внутреннего гроба. Дубовый гроб с высокой крышкой, без элементов декора и следов внешней обивки, производил впечатление очень добротно выполненного объекта. Прекрасно обработанные и покрашенные доски, хорошо подогнанные стыки, зашитые деревянными рейками.

Вид на внутренний гроб саркофага №17
Вид на внутренний гроб саркофага №17

Внутреннее устройство внешнего металлического саркофага так же вызвало значительный интерес. Впервые были обнаружены специальные пазы, являющиеся частью конструкции саркофага, предназначенные для крепления и фиксации крышки. Саркофаг изготовлен по каркасной технологии. То есть, основу саркофага составляет кованый формованный металлический каркас, на который наложены формованные листы из медного сплава. Крепление деталей производилось при помощи заклёпок.

Пазы для крепления крышек гроба и саркофага
Пазы для крепления крышек гроба и саркофага

Вскоре крышка внутреннего гроба так же покинула своё привычное место, и перед нашими глазами предстало захоронение. Ещё до начала исследований содержимого гроба, при поверхностном осмотре стало понятно, что останки сохранились плохо. Визуально прослеживалось множество повреждений но, обо всём подробнее.

Общий вид захоронения
Общий вид захоронения

Внутренний гроб саркофага №17, как оказалось, сохранил почти 90% оригинальной тканевой обивки, которая зафиксирована по краю лентой и декоративными гвоздями в большими шляпками. Никаких следов герметизирующего гипсового состава небыло обнаружено, что, без сомнения, стало одной из главных причин столь плохого состояния останков.

Состояние останков и обивки гроба
Состояние останков и обивки гроба

Многочисленные нагромождения беспорядочно расположенных в гробе фрагментов тканей, не давали возможности идентифицировать их назначение визуально. Единственным узнаваемым предметом оказалась подушка под головой трупа, которая, как оказалось впоследствии, была набита опилками.

Чепчик
Чепчик

Наличие большого количества мелкого мусора и плохое состояние останков послужили поводом для принятия коллегиального решения об изъятии останков из гроба, для удобства изучения, очистки, и документальной фиксации.

Перемещение останков из саркофага №17 для исследования
Перемещение останков из саркофага №17 для исследования

Останки были перенесены на специальный стол для исследования, однако предварительно было изучено содержимое самого гроба. Как уже упоминалось, там обнаружилось большое количество различного мусора, начиная от высохших трупов и скелетов грызунов, продуктов их жизнедеятельности, до полуистлевших фрагментов тканей и других материалов. Всё содержимое, изъятое со дна гроба, было просеяно и досконально изучено.

Останки грызунов изъятые из мумии и гроба №17
Останки грызунов изъятые из мумии и гроба №17

Само захоронение находится в анатомическом порядке: труп лежит на спине, ноги прямые, левая рука согнута и лежит на животе, правая рука прямая, запястье согнуто и размещено на бедрах. Длина тела – 155 см.

По заключению антропологов частично мумифицированные останки принадлежат взрослой женщине старше 40 лет. Передняя часть тела имеет множество механических повреждений, которые вызваны грызунами – вокруг повреждений видны зубные трассы. Таких механических повреждений всего зафиксировано 32. Это подтверждается и обнаруженными в грудной клетке и полости живота останками грызунов. Хуже всего сохранилась спинная часть, которая полностью скелетировалась.

Фильтровка мусора на дне саркофага №17
Фильтровка мусора на дне саркофага №17

При осмотре тела исследователями были выявлены следующие патологии трупа: прогрессирующий артрит коленного сустава, остеофиты тел грудных позвонков (отростки на поверхности костной ткани в процессе старения человека, из-за физической нагрузки и пр.) и артрит реберных ямок. Установлена 99% предсмертная потеря зубов. Все эти патологии характерны для описания состояния здоровья Урсулы Франциски в поздние годы жизни.

Стопа
Стопа

Очистка останков и осмотр предметов сопутствующих захоронению дал много интересных сведений. Груда тканей, после очистки и разбора была разделена на фрагменты отдельных предметов и идентифицирована. Из погребальной одежды следует выделить ряд предметов, такие как чепчик, чулки из шёлкового трикотажа с подвязками, туфли на каблуке с округлой пряжкой.

Чулки
Чулки

Туфли, обнаруженные нами в саркофаге №17 достойны отдельного описания. Это миниатюрные произведения скорняжного искусства, ни дать ни взять «черевички, что носит сама царица» из бессмертного произведения Н.В. Гоголя.

Туфли на каблуке
Туфли на каблуке

Кожаные туфли, на высоком, около 7 см каблуке, обшиты превосходного качества шёлковой тканью. Они украшены чудесной округлой формы пряжкой, которая декорирована полупрозрачными огранёнными камнями. И хотя обувь сильно деформирована, а так же имеет повреждения, это никоим образом не может снизить ценность и значение ювелирной работы мастера. Что же касается камней пряжки, то установить визуально их состав не представлялось возможным, так же как установить саму морфологию объектов. Являются ли данные элементы примерами минералов естественного происхождения, или искусственно созданной бижутерией, покажет узкопрофильная экспертиза.

Пряжка на туфле
Пряжка на туфле

Среди предметов, которые явно имели сакральное значение, следует выделить необычный ремень длиной около 180см с текстовым тиснением на польском языке. Он очень похож на вошедшие недавно в моду женские декоративные портупеи, однако надпись на ремне свидетельствует, что он имеет именно сакральное значение, что подтвердили и священнослужители, указав, что сохранившиеся фрагменты текста являются частью молитвы.

Кожаный ремень с молитвой
Кожаный ремень с молитвой

Ещё одним предметом религиозного значения, относящимся к категории обрядовых предметов, является обнаруженный на останках так называемый малый скапулярий. В предыдущих материалах о крипте я уже рассказывал о происхождении и предназначении этого предмета. В случае с захоронением №17 скапулярий представляет собой два мешочка, соединённые парной тесьмой. Общая длина предмета составляет 47,5 см.

Малый скапулярий
Малый скапулярий

В мешочках скапулярия были обнаружены фрагменты бумажной иконки с изображением святого Иакова из Маркии, ученика святого Бернардина Сиенского, небольшой шестиконечный крестик, а так же зашитый в кожаный чехол круглый медальон жёлтого металла.

Фрагмент иконки из скапулярия
Фрагмент иконки из скапулярия

Как это часто случалось в те далёкие времена, с момента смерти до момента погребения Урсулы Франциски Радзивилл-Вишневецкой, прошло довольно много времени.

Как известно, первая супруга Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки умерла в мае 1753 года в Новогрудке. Её тело было перевезено в приходской костёл в Мире. Там оно находилось на депонировании (сохранении) три месяца, пока в Несвиже готовилась траурная церемония, или pompa funebris, а так же дописывались знаменитые фрески костёла. Ежедневно возле гроба покойной читали молитвы и проводили богослужения монахи разных католических орденов: бернардинцы, доминиканцы, бенедиктинцы и т.д., которые менялись каждую неделю.

Сергей Чистяков в процессе изучения останков
Сергей Чистяков в процессе изучения останков

Наконец, 3 сентября 1753 года, тело Урсулы Франциски Радзивилл, урождённой Вишневецкой, нашло упокоение в фамильной крипте несвижского костёла отцов иезуитов, где покоится и по сию пору.

Уйдя в небытие, Урсула Франциска Радзивилл, оставила после себя великое творческое и историческое наследие, которое служит и будет служить примером беззаветного служения искусству для многих и многих поколений.

-33

Предыдущие материалы, об истории крипты Несвижского замка и о его "обитателях":

Сергей ЧИСТЯКОВ, старший научный сотрудник ГУ НИКМЗ «Несвиж»

Фото автора

© "Белорус и Я", 2023

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Хотите, чтобы мы и дальше радовали Вас интересными и важными материалами?

👉👉👉 Помогите каналу развиваться 👈👈👈

Другие материалы портала на тему История Союзного государства смотрите здесь:

История Союзного государства | Белорус и Я | Дзен

Топ-3