Предыдущая часть:
Россия (1795–1801 гг.)
По пути в Санкт-Петербург Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрён остановилась в Дрездене, где обнаружила богатства того, что она называла "той знаменитой галереей".
Принц-курфюрст Фридрих Август III пригласил ее представить там «Сивиллу», считая, что данная композиция заслуживает того, чтобы ассоциироваться с уроками истории искусств, которые были проиллюстрированы его потрясающими коллекциями.
Как и в Парме и Венеции, решение выставить картину было вызвано желанием получить официальное одобрение, а не попыткой получить заказ.
Переезд Виже-Лебрен в царскую столицу в июле 1795 года был связан с большим количеством культурных связей между Францией и Россией.
Кроме того, художница часто посещала русскую общину в Париже и уже была хорошо известна на берегах Невы благодаря рассказам корреспондента императрицы Мельхиора Гримма.
Помимо проблемы безразличия Екатерины II к её живописи, Виже-Лебрён уже спустя пару месяца после приезда в столицу боролась со злыми сплетнями (о чем свидетельствует письмо графа Федора Ростопчина), которые осуждали заоблачные цены на её работы.
Работа, которую она проводила со своими покровителями, также воспринималась как чужеродная.
Столкнувшись с соперничеством русских художников — Дмитрий Левицкий (1735–1822) и Владимир Боровиковский (1757–1825) претендовали на монополию в петербургской портретной живописи — Виже-Лебрен вскоре вступила в конкуренцию и с двумя своими соотечественниками: Жаном-Луи Вуалем (1744–1829) и Жаном-Лораном Монье (1743–1808).
Но наиболее враждебно настроенным оказался австрийский художник Иоганн Баптист фон Лампи Старший (1751–1830).
Её первым императорским заказом стал портрет двух великих княжон (кат. 59).
Первоначальная версия сильно не понравилась Екатерине II.
В результате "немного греческий вид" уступил место придворному наряду, который Виже-Лебрен, должно быть, считала устаревшим.
Попривыкнув, впоследствии художница с первого раза написала портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны в полный рост.
В 1802 году, после отъезда художницы из Петербурга, Монье позаимствовал у нее формулу трехчетвертного профильного портрета великой княгини, ставшей к тому времени императрицей (рис. внизу).
Работа Монье — одна из немногих, свидетельствующих о сильном влиянии Виже-Лебрен в России.
Виже-Лебрен продолжала занимать выдающееся положение и во время правления Павла I, выполнив, например, официальный портрет императрицы Марии Федоровны.
Вскоре среди своих многочисленных посетителей она приняла бывшего короля Польши Станислава Понятовского, который с 1795 года владел копией ее флорентийского автопортрета.
В результате их встречи художница получила заказ на два портрета, один из которых — величественное изображение самого короля.
Если в Италии художницу принимали все Академии итальянских городов, через которые она проезжала, то в России такого не было.
Фактически ей пришлось ждать целых пять лет, чтобы быть избранной почетным членом Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Официальное признание ей было дано только 16 июня 1800 года, и лишь в 1829 году императорский монетный двор отчеканил медаль в её честь.
5 июня 1800 года имя Виже-Лебрён было окончательно исключено из списка врагов Франции, что позволило бы ей, если бы она того пожелала, немедленно вернуться на родину.
Однако она медлила, ссылаясь на обязанность продать картины, присланные мужем, и вместо этого поехала в Москву, где пробыла с октября 1800 по март 1801 года.
Заказы на ее работы хлынули в бывшую российскую столицу, но художница сосредоточилась исключительно на небольших портретах, которые можно было закончить быстро, что показывало её решимость побыстрей покинуть Москву.
В марте 1801 года, во время обратного пути в Петербург, до неё дошло известие об убийстве Павла I.
Так что таланты Виже-Лебрён потребовались для официальных портретов его преемника – Александра I и его жены.
Она отказалась.
Заказ перейдет к её сопернику Монье, оставшемуся в России.
Перед возвращением во Францию Виже-Лебрён сделала остановку в Берлине, где 11 декабря 1801 года была принята в почётные члены Прусской академии искусств.
Кульминация её визита в Пруссию стал портрет королевы Луизы фон Мекленбург-Стрелицкой.
Продолжение следует