Различные аналитики и сама Phison (ключевой производитель контроллеров и платформ SSD), прогнозируют подорожание «твердотельников» в самое ближайшее время. Уже часто в требованиях игр фигурируют SSD, а иногда и NVMe SSD, при чём даже в минимальных.
Проще говоря, геймерам пора не только «ось», но и игры перемещать на SSD, а сейчас самое время. Рассказываем-показываем, есть ли смысл переплачивать за старшие модели.
База
SSD SSD рознь, при этом большинство SSD друг на друга очень похожи. Это самый жуликоватый сегмент рынка, не просто так в мире более 300 компаний их производят.
Производители SSD делятся на несколько эшелонов. Есть 3 основных и один вне категории. Конкретнее.
Первый
Cвоя «начинка». Есть собственные контроллеры и/или чипы памяти, прошивки, а иногда и драйвер. Таких мало:
- Samsung;
- Micron (Crucial);
- Kioxia (Toshiba);
- Western Digital;
- SK Hynix;
- Intel (остатки, ушла с рынка памяти);
- YTMC (молодая китайская компания, но их чипы в iPhone).
Второй
Cобственная прошивка и ПО, «железо» стороннее, но контроль процесса на всех этапах производства. Это:
- Kingston;
- ADATA (XPG);
- Corsair;
- Transcend;
- Apacer;
- Sabrent;
- Team;
- Silicon Power;
- И другие.
Третий
Cвоего нет ничего, кроме упаковки и наклейки. Просто закупаются готовые платформы:
- Все накопители от ASUS, MSI, Gigabyte и других платостроителей;
- Различные малознакомые бренды, их плеяды.
Вне категории
Всякое с Aliexpress, совсем незнакомые бренды. Собраны из того, что было дешевле. Не вариант.
Важные моменты
SSD SSD рознь не только на уровне производителя. Огромное влияние оказывает интерфейс подключения, тип памяти и дизайн.
Интерфейсы подключения
SATA III (6 Гбит/с) – бюджетный, реальная скорость до ~600 МБ/с;
- PCI-E 3.0 x2 – бюджетный, до ~2000 МБ/с, редкость;
- PCI-E 3.0 x4 – среднебюджетный, до ~3500 МБ/с, популярный;
- PCI-E 4.0 x2 – среднебюджетный, до ~3500 МБ/с, редкость;
- PCI-E 4.0 x4 – высокий, до ~7000 МБ/с, популярный;
- PCI-E 5.0 x2 – таких SSD пока нет;
- PCI-E 5.0 x4 – топ-сегмент, до ~12 500 МБ/с, пока очень дорогие.
Тип памяти
QLC (4 бита/ячейка) – медленная, маленький ресурс, очень дешёвая;
- TLC (3 бита) – всё средне, народный вариант;
- MLC (2 бита)– очень быстрая, надёжная и дорогая, большая редкость;
- SLC (1 бита) – лучшие характеристики, дорого, совсем редкость.
Дизайн (топология)
- DRAM – есть собственная оперативная память, что большой плюс;
- DRAM-less – памяти нет.
А можно покороче?
Короче говоря, настоятельно рекомендуем SSD от производителей первого-второго эшелона.
Избегайте SSD, которые используют только 2 линии PCI-E (в характеристиках будет указано х2, можно понять по скоростям). По сути, они собраны из отбраковки. Лучше версию интерфейса попроще, но полноценный x4.
Модели с интерфейсом SATA – устаревший вид. Есть возможность установить NVMe-SSD (M.2, PCI-E) – ставьте. У них и стоимость схожая, но внимательно к охлаждению.
DRAM-less – допустимый вариант. В сценарии компьютера для игр разница относительно моделей с чипом ОЗУ небольшая.
Ну всё понятно, расходимся?
Это была только присказка. Мы подобрали несколько SSD из разных сегментов рынка, чтобы сравнить их быстродействие при реальных сценариях использования. А именно:
- Скорость загрузки Windows 11 Pro;
- Скорость загрузки уровней в игре;
- Копирование папки с игрой «весом» 75 ГБ.
Участники:
- Corsair MP700 (дорогой PCI-E 5.0 x4);
- Samsung 980 Pro (дорогой PCI-E 4.0 x4);
- Samsung 980 (бюджетный PCI-E 4.0 x4);
- ADATA SX8200 (он же Gammix S11, хороший PCI-E 3.0 x4);
- WD Blue SN570 (бюджетный PCI-E 3.0 x4);
- Samsung 860 Evo (хороший SATA);
- Crucial BX500 (бюджетный SATA).
Во всех случаях ёмкость 1 ТБ. На скорости работы SSD сказывается заполненность, поэтому тесты проводились при заполнении на 50% (всё же пустым SSD не бывает).
Время загрузки Windows почти не зависит от качества SSD. Выделяется только самый бюджетный вариант.
В Cyberpunk тоже без значительных отличий.
А в прямых операциях в Windows ситуация кардинально иная. Особенно часто «задыхаются» при записи.
Итоги
Перечень тестов небольшой, уж такой формат, но полученные результаты – это характерные ситуации. В любых других приложениях всё примерно также.
Могло сложиться впечатление, что чем дороже SSD, тем лучше он «переваривает» только работу с большими файлами. В целом, в рамках геймерского ПК при оценке «на глазок» это верно, но есть куча нюансов.
Плюсы от собственной оперативной памяти не выразить в паре графиков и паре строк. Это важный компонент, который улучшает быстродействие при смешанных нагрузках, которые как раз характерны для домашних/рабочих ПК.
На данный момент наиболее оптимальны PCI-E 3.0 SSD (но с перспективой лучше 4.0). Версии 5.0 сильно дороже, но в большинстве сценариев неубедительно быстрее.