Прекрасным именем Татьяна украшены титры многочисленных кинокартин и афиш театральных постановок. Заслуженная артистка России Татьяна Аугшкап целиком оправдывает не только имя, но и родовую фамилию.
Корни семьи - в Прибалтике. Девчушке, появившейся на свет в рижской русскоговорящей семье, всегда нравилось, что ее редкая фамилия имеет такое красивое значение - "Идущая вверх", "Стремящаяся ввысь".
Творческая биография ведущей актрисы Московского академического Театра имени Маяковского словно тому подтверждение. Аугшкап идет ясным, как свет высокой звезды, путем восхождения к вершинам мастерства. Ее актерская дорога полна счастливых встреч и удачных приобретений. Дорога как символ глубокого постижения жизни и профессии.
А реальный путь от ГИТИСа, где училась юная Татьяна, пролегал мимо благословенного Театра имени Маяковского, места притяжения зрителей и предмета мечтаний многих выпускников театрального института. Аугшкап тоже видела себя на сцене Маяковки.
Кроме того, в Театре имени Маяковского уже играла старшая сестра Ирина, выпускница курса Андрея Александровича Гончарова, бывшего в то время художественным руководителем знаменитого театра. И все творческие работы мастера начала 1980-х проходили у сестер перед глазами.
Но сыграть на именитой сцене вместе им не пришлось, в 1986 году старшая Аугшкап перешла в Ленком к Марку Захарову. Он и попросил начинающую актрису сменить фамилию. Заслуженная артистка РФ Ирина Серова и сегодня играет в Московском государственном Театре " Ленком Марка Захарова".
По признанию Татьяны Аугшкап, она так сильно мечтала попасть в труппу к Гончарову, что притянула желание к себе.
На дворе середина 80-х, выпускница ГИТИСа уже год играет в Московском драматическом Театре имени Н.В. Гоголя. Борис Гаврилович Голубовский, возглавлявший в то время театр, возлагает на нее определенные надежды. И тут поступает предложение, от которого молоденькая Аугшкап не с могла отказаться.
Генриетта Яновская пригласила ее в свою постановку пьесы Александра Галина в Театре имени Маяковского. Так, не будучи в составе труппы , артистка вышла на именитую сцену в роли Марины в спектакле "Летят перелетные птицы".
И после успеха этой работы Гончаров официально сделал ей предложение работать в его труппе.
Московский академический Театр имени Маковского под руководством Андрея Александровича Гончарова, по мнению большинства театральных критиков и зрителей, достиг значительных высот.
Когда Татьяна Аугшкап влилась в прославленный коллектив , там блистали такие именитые артисты как Лидия Сухаревская и Владимир Самойлов. Глыбы, по словам современников. Она пополнила число молодых артистов, талантливых и подающих большие надежды на продолжение традиций успешности Театра.
К концу 1980-х Аугшкап играла в спектаклях Андрея Гончарова - "Завтра была война", "Театральный романс" и других.
После ухода Андрея Александровича из жизни Театр возглавил Сергей Арцибашев. Его постановка "Банкет" - в личном репертуаре актрисы.
В 2011 году в Театр пришел новый художественный руководитель - Миндаугас Карбаускис. Аугшкап участвует в его талантливых интерпретациях классики - "Таланты и поклонники" и "Плоды просвещения".
Существует доктрина, что с приходом нового худрука создается новый театр, по сути, начинается другая история. Когда у Татьяны Агриевны, пережившей вместе с Маяковкой несколько таких "эпох" - Гончарова, Арцибашева, Карбаускиса - спрашивают мнение по этому поводу, она отвечает так:
- Меня объединяет театр - где любовь. Театр, где профессия - это главное, где нет подмены. Страстный театр. Честный. Талантливый. Создавать именно такой театр. Не надо ничего нового придумывать, все уже сделано - маховики работают. Разрушать не надо! А все, что есть, оно есть. Это классно, это мощно! И предпосылки, чтобы этот Театр оставался таким, они есть.
Сегодня актриса Татьяна Аугшкап играет в нескольких постановках Театра. Ее можно увидеть на основной и малой сценах и на Сретенке.
В постановке Никиты Кобелева пьесы Фридриха Горенштейна "Бердичев" Аугшкап играет Злоту.
Клеопатра Львовна Мамаева в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты". Постановка Анатолия Шульева по пьесе Александра Островского.
Нина Васильевна Смельская в постановке Миндаугаса Карбаускиса пьесы Александра Островского "Таланты и поклонники".
Анна Павловна Звездинцева в постановке "Плоды просвещения" (Миндаугас Карбаускис) пьесы Л.Н. Толстого.
В драме Артура Миллера "Цена". Постановка Леонида Хейфеца. Татьяна Аугшкап в роли Эстер Франц.
Рассказывая о своей работе, отвечая на вопросы зрителей, как она готовится к вечернему спектаклю, актриса раскрывает милые подробности о том, что любит проснуться в этот день позже обычного, вкусно позавтракать, пораньше прийти в театр, пройтись по его холлам и закоулкам, успокоиться, настроиться таким образом на роль.
Вопреки, может быть, чьему-то мнению, актерство требует громадных физических и эмоциональных затрат. Например, спектакль "Бердичев" идет 3 часа 30 минут. И все это время героиня Аугшкап находится на сцене, меняет возрастной "ценз", походку, речь...
Отточенный навык фактурного конструирования образа, безусловно, важное начало. Но самое главное в актерстве, по мнению Татьяны Агриевны, это умение чувствовать:
-- Чувства - основа основ для актера, Если актер не умеет чувствовать, сострадать, то зачем вообще приходить в эту профессию...
Вспоминая учебу в ГИТИСе, Аугшкап с теплом отзывается о педагогах, которые передавали свои знания и умения театральному студенчеству. Учили слушать и понимать мир. Она занималась на курсе Оскара Яковлевича Ремеза. Вместе с ней тайны профессии постигали Роман Мадянов и будущий муж Леонид Громов.
Ремез как постановщик много работал на сцене Московского драматического Театра имени А.С. Пушкина. Этому же Театру служил и главный ее кумир - отец Агрий Робертович Аугшкап.
У отца в Театре имени Пушкина маленькая Таня и пропадала с сестрой. Заслуженный артист Латвийской ССР перебрался в Москву, следуя мечте молодой жены, после Рижского театра русской драмы.
В их коммунальной квартире на Неглинной перебывал весь свет театрального сообщества. Виктор Мережко, Павел Хомский, Владимир Высоцкий с Мариной Влади и многие другие известные люди.
Театр Пушкина подарил девочке и первые маленькие роли. Они с сестрой попеременно выходили на сцену. Уместно, наверное, отметить, что с этих подмостков началось движение вверх по лестнице жизни.
И подумалось, наверное, можно сказать, что театральная "империя" Аугшкап разрастается и вширь. Семейное древо ответвляется все гуще, выросло новое поколение "стремящихся ввысь". Иван Громов, успешный молодой артист, достойно продолжает дело деда, отца и матери.
Татьяна Аугшкап снимается и в кино. Возможно, кто-то знает ее по сериалу "Дети Арбата". В моем же восприятии она, прежде всего, театральная актриса высочайшего класса. Из блистательного созвездия профессионалов, полностью отдающихся сцене. Когда впервые ее увидела, подумалось, какая светлая актриса. Сколько воздуха... Играет, словно набрасывает образ легкими мазками импрессиониста.
Спасибо, с вами было интересно . Подписывайтесь на мой канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Информации много не бывает. Приятных театральных встреч с любимыми артистами!
Ссылки на публикации - обзоры спектаклей "Бердичев" и "Плоды просвещения" ниже