Скорее всего, не всегда и не в каждом доме новогодние каникулы принято проводить у телевизора. Но если вдруг так случится, что единственно доступным развлечением окажутся посиделки у экрана, рискну предложить вариант приятнейшего времяпрепровождения - просмотр хорошей театральной постановки.
Их великое множество на просторах You Tube. Дух новогодья, согласитесь, располагает к чему-то легкому и веселому. Хотя допускаю самые разные варианты тематического размаха. Золотой закон жизни - сколько людей, столько и мнений - для меня незыблем. Среди моих же пристрастий на выходные дни - "Плоды просвещения".
Спектакль Московского академического театра имени Владимира Маяковского "Плоды просвещения" - режиссер Миндаугас Карбаускис, сценограф Сергей Бархин, актеры Игорь Костолевский, Светлана Немоляева, Татьяна Аугшкап, Михаил Филиппов, Владимир Гуськов, Наталья Палагушкина и другие интересные артисты.
Не рецензия на спектакль, не грешу этим, и даже не впечатления в полной мере, скорее, рекомендательный обзор. А этот незамысловатый формат предусматривает не загруженный подробностями, а такой, скажем, точечно-пунктирный пересказ содержания. Ну, а как? Такова уж классика этого "жанра".
События разворачиваются в доме богатого барина, владельца земель в Курской губернии. Хозяин увлечен спиритизмом. Огромный круглый стол в зеркальном отражении как символ общения миров - в центре сценического пространства.
К обычной утренней суматохе большого дома добавляется неожиданный визит деревенских мужиков. Землицы хочется прикупить крестьянам. Земля малая, не то, что скотину, куренка выпустить некуда - без конца канючит один из ходоков. Сельчане просят барина о рассрочке платеже. Нет-нет- нет - отмахивается от них несговорчивый владелец курского чернозема. Или деньги сразу, или сделке не быть.
К счастью для курян горничная Таня оказалась родом из этой деревни, в чем и призналась землякам. Приветливая и чрезвычайно решительная девушка смекнула, как можно помочь ходокам. А заодно и свою судьбу устроить. Один из просителей отказался отцом ее возлюбленного - буфетного мужика Семена.
Не позволяя Семену задавать лишних вопросов, она приказывает четко следовать ее указанием. А хитроумный план заключался в том, чтобы использовать спиритическое увлечение барина в своих целях. Проще говоря, провести его. Для начала убедить любителя сеансов в сверхъестественных способностях жениха, мол, вот кто настоящий медиум.
Расчет был верный. Герой Костолевского просто помешался на потусторонних силах, с блюдцем не расстается. В доме постоянно крутятся такие же любители прикоснуться к небесной жизни. И, конечно, он клюет на эту уловку.
Семен с горем пополам справляется с ролью медиума. Хотя толком-то ему и делать ничего не нужно было. Всем на спиритическом сеансе заправляла Таня, укрывшись под столом. Просвещенный барин купился, неведомым путем документ на продажу земли оказался у него под руками. Нужные бумаги по воле небес были подписаны.
Мужики довольны, молодые счастливы, отец Семена отправляется в деревню готовиться к свадьбе. Конец - всему делу венец.
Но какие же увлекательные сцены скрываются под этим коротким описанием. То неспешные, то стремительные, то смешные, то тревожные... Всегда стильно-красивые в этом синем свете. Танин план едва не сорвался - спасли. Барыня помешана на своем - боится микробов. Мужики подальше от хозяйки укрылись на черной кухне. Хозяйские дети без конца гнут какую-то свою линию. Куча умного народу со спиритическими "замашками". Все очень забавно.
Если не знать, нипочем не догадаешься, что придумал эту изящную комедию Лев Николаевич Толстой. Настолько далекой от его творчества она кажется. Классик и сам поначалу не воспринимал ее всерьез, даже задвинул было в стол подальше.
Дочь Мария, увидев случайно , возгорелась желанием поставить спектакль в домашнем театре. Отец писал да переписывал сцену за сценой. Ворчал да сочинял. И "Плоды просвещения" увидели свет.
За первую постановку на профессиональной сцене Толстой слегка пожурил создателей. Показалось, что крестьяне выглядят не очень органично. Но пьеса уже улетела в большой мир, зажила своей судьбой.
На сцене Театра имени Маяковского проживает счастливую жизнь уже вторая постановка "Плодов просвещения". Первую осуществил Петр Наумович Фоменко. И актеры старшего поколения играли еще у него. Творческая карьера Михаила Филиппова связана с обеими постановками. Игорь Костолевский прежде был молодым Звездинцевым. Нынче юного барина играет Владимир Гуськов. Светлана Немоляева сменила роль барыни на "партию"кухарки.
Собственно, современная постановка и посвящена Петру Наумовичу Фоменко. Думаю, это хорошая идея благодарного ученика, одного из самых талантливых режиссеров российского театра. Последователь фоменковской школы, Карбаускис работает в своей сценической стилистике. Вдумчивый творец, он берет к постановке лучшие литературные труды. Работает с ними мягко и деликатно, облачая в свои "одежды", делает автора еще интереснее. И чем выше возносит автора, тем величественнее становится сам в восприятии зрителя. Не скрою, во мне говорит безоговорочный фанат его творчества.
"Плоды просвещения" в постановке Миндаугаса Карбаускиса вошли в лонг-лист Национальной театральной премии "Золотая маска" как один из заметных спектаклей сезона. Пьеса идет в Маяковке с 2015 года.
Славное, светлое творение в красивом сценическом пространстве. Сценография, напомню, Сергея Бархина. Интересный актерский состав. Игорь Костолевский на театральных подмостках так же обаятелен, как в кино. Татьяна Аугшкап из созвездия чисто театральных актрис, моя симпатия в Театре имени Маяковского. Наталья Палагушкина создала такой внятный образ, читается с первой секунды. Юрий Никулин - мое открытие. Михаил Филиппов - могучее обаяние. Светлана Немоляева - актриса вне времени.
Легкий и высокий, как ясное небо, без намека на грусть, спектакль хорош для просмотра в праздничные дни. Да и в любое другое время, конечно. В You Tubе загружена превосходная версия, качественная съемка канала " Культура"
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Приятных театральных впечатлений!