Найти тему
Строительный мир

Знаменитую дорогу Севера закатали в асфальт

Эта федеральная трасса, проходящая преимущественно в зоне вечной мерзлоты, является важной транспортной артерией, соединяющей Приамурье с Якутией. Для последней она имеет огромное значение — по дороге в республику доставляют промышленные грузы от Транссиба и Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Речь идет об А-360 «Лена» Невер – Якутск протяженностью 1,15 тыс. км, связывающей Р-297 «Амур» с Р-504 «Колыма».

© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru / CC BY 4.0 (Реконструированный в 2023 г. участок федеральной трассы А-360 «Лена» Невер – Якутск)
© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru / CC BY 4.0 (Реконструированный в 2023 г. участок федеральной трассы А-360 «Лена» Невер – Якутск)

Дорога имеет давнюю историю. В начале 20 столетии на фоне освоения и разработки месторождений золота со стороны станции Сковородино в северном направлении протянули просеку длиной не более 130 км. К строительству грунтовой дороги приступили в середине 1920-х. К концу десятилетия трасса пересекла реку Чульман и дошла до Томмота.

© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru / CC BY 4.0
© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru / CC BY 4.0

К 1950 году дорога (уже союзного значения) имела протяженность 727 км и ширину земляного полотна до 8 м, что позволило пустить по ней крупногабаритные машины. Правда, в целом ее состояние, особенно если говорить об искусственных сооружениях, оставляло желать лучшего. Примерно тогда же стартовали масштабные работы по обновлению трассы. Вместо паромных переправ на реках появлялись деревянные мосты.

© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru / CC BY 4.0
© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru / CC BY 4.0

Масштабные работы на участке от Томмота до Якутска завершили в 1963-м — отечественные специалисты сквозь тайгу и болота проложили около 500 км. В 1987 году с открытием перехода через реку Алдан Амуро-Якутская автодорога (как ее тогда называли) стала единственной круглогодичной трассой в регионе. Но со временем она, мягко говоря, пришла в неудовлетворительное состояние (см. фото), хотя реконструкция отдельных участков продолжалась и после распада СССР.

© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru / CC BY 4.0
© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru / CC BY 4.0

Новый этап в истории «Лены» наступил в 2005-м — тогда стартовали активные работы по ликвидации гравийно-щебеночных разрывов и устройству асфальтобетонного покрытия на всем протяжении трассы. С тех пор обновили свыше 450 км. В 2022-м глава Росавтодора Роман Новиков заявил, что в 2024-м А-360 полностью переведут в асфальтобетон. По некоторым данным, III категории на тот момент соответствовало около 970 км.

© roads.ru
© roads.ru

В прошлом году реконструировали два участка суммарной протяженностью почти 30 км. Первый — с 38-го по 58-й км (Тындинский район Амурской области), где построили обход Соловьевска, что позволило сократить данный отрезок дороги на 2 км.

© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru / CC BY 4.0 (Реконструкция участка федеральной трассы А-360 «Лена» Невер – Якутск с 38-го по 58-й км, 2021 г.)
© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru / CC BY 4.0 (Реконструкция участка федеральной трассы А-360 «Лена» Невер – Якутск с 38-го по 58-й км, 2021 г.)

В ходе кампании, начавшейся в 2020-м, возвели три новых моста, включая переход через реку Крутые Инагли (51-й км) и реконструировали один старый переход. Также были проведены укрепительные работы на 24 водопропускных трубах, установлено около 20 км металлического барьерного ограждения и оборудована площадка (на 43-м км) для отдыха автомобилистов.

© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru / CC BY 4.0 (Реконструкция участка федеральной трассы А-360 «Лена» Невер – Якутск с 38-го по 58-й км, 2021 г.)
© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru / CC BY 4.0 (Реконструкция участка федеральной трассы А-360 «Лена» Невер – Якутск с 38-го по 58-й км, 2021 г.)

Второй участок, где в 2023-м грунтовое покрытие заменили на асфальтобетонное, расположен в Алданском районе Якутии — с 752-го по 780-й км. Здесь, как и на упомянутом выше отрезке в Приамурье, выполнили спрямление дороги, смонтировали водопропускные трубы и барьерное ограждение. Проект реализовывали в два этапа. Первый завершили в 2022-м.

© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru / CC BY 4.0 (Реконструированный в 2023 г. участок федеральной трассы А-360 «Лена» Невер – Якутск)
© Росавтодор / rosavtodor.gov.ru / CC BY 4.0 (Реконструированный в 2023 г. участок федеральной трассы А-360 «Лена» Невер – Якутск)

О проделанной работе на А-360 Росавтодор отчитался в январе 2024-го. В Федеральном дорожном агентстве подчеркнули, что реконструкцию удалось завершить на год раньше календарного графика. Напомним, в 2022-м в асфальтобетон на «Лене» перевели 60 км трассы.

Ленскому мосту быть? Одобрен второй этап строительства
Строительный мир13 сентября 2023

В статье использованы изображения с сайта Федерального дорожного агентства (Росавтодор) / rosavtodor.gov.ru и Информационно-аналитического портала о дорогах России roads.ru

🗺️ См. реконструированные в 2023 г. участки А-360 «Лена» на интерактивной карте