Эта федеральная трасса, проходящая преимущественно в зоне вечной мерзлоты, является важной транспортной артерией, соединяющей Приамурье с Якутией. Для последней она имеет огромное значение — по дороге в республику доставляют промышленные грузы от Транссиба и Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Речь идет об А-360 «Лена» Невер – Якутск протяженностью 1,15 тыс. км, связывающей Р-297 «Амур» с Р-504 «Колыма».
Дорога имеет давнюю историю. В начале 20 столетии на фоне освоения и разработки месторождений золота со стороны станции Сковородино в северном направлении протянули просеку длиной не более 130 км. К строительству грунтовой дороги приступили в середине 1920-х. К концу десятилетия трасса пересекла реку Чульман и дошла до Томмота.
К 1950 году дорога (уже союзного значения) имела протяженность 727 км и ширину земляного полотна до 8 м, что позволило пустить по ней крупногабаритные машины. Правда, в целом ее состояние, особенно если говорить об искусственных сооружениях, оставляло желать лучшего. Примерно тогда же стартовали масштабные работы по обновлению трассы. Вместо паромных переправ на реках появлялись деревянные мосты.
Масштабные работы на участке от Томмота до Якутска завершили в 1963-м — отечественные специалисты сквозь тайгу и болота проложили около 500 км. В 1987 году с открытием перехода через реку Алдан Амуро-Якутская автодорога (как ее тогда называли) стала единственной круглогодичной трассой в регионе. Но со временем она, мягко говоря, пришла в неудовлетворительное состояние (см. фото), хотя реконструкция отдельных участков продолжалась и после распада СССР.
Новый этап в истории «Лены» наступил в 2005-м — тогда стартовали активные работы по ликвидации гравийно-щебеночных разрывов и устройству асфальтобетонного покрытия на всем протяжении трассы. С тех пор обновили свыше 450 км. В 2022-м глава Росавтодора Роман Новиков заявил, что в 2024-м А-360 полностью переведут в асфальтобетон. По некоторым данным, III категории на тот момент соответствовало около 970 км.
В прошлом году реконструировали два участка суммарной протяженностью почти 30 км. Первый — с 38-го по 58-й км (Тындинский район Амурской области), где построили обход Соловьевска, что позволило сократить данный отрезок дороги на 2 км.
В ходе кампании, начавшейся в 2020-м, возвели три новых моста, включая переход через реку Крутые Инагли (51-й км) и реконструировали один старый переход. Также были проведены укрепительные работы на 24 водопропускных трубах, установлено около 20 км металлического барьерного ограждения и оборудована площадка (на 43-м км) для отдыха автомобилистов.
Второй участок, где в 2023-м грунтовое покрытие заменили на асфальтобетонное, расположен в Алданском районе Якутии — с 752-го по 780-й км. Здесь, как и на упомянутом выше отрезке в Приамурье, выполнили спрямление дороги, смонтировали водопропускные трубы и барьерное ограждение. Проект реализовывали в два этапа. Первый завершили в 2022-м.
О проделанной работе на А-360 Росавтодор отчитался в январе 2024-го. В Федеральном дорожном агентстве подчеркнули, что реконструкцию удалось завершить на год раньше календарного графика. Напомним, в 2022-м в асфальтобетон на «Лене» перевели 60 км трассы.
В статье использованы изображения с сайта Федерального дорожного агентства (Росавтодор) / rosavtodor.gov.ru и Информационно-аналитического портала о дорогах России roads.ru
🗺️ См. реконструированные в 2023 г. участки А-360 «Лена» на интерактивной карте