Найти тему
Лиса о кино

5 причин популярности "Солтберна". Рецензия на фильм

Оглавление

Нашумевший среди зрителей и проигнорированный фестивалями фильм "Солтберн" поднимает тему классового неравенства и сшибает своей гиперфиксацией. Не важно к какой группе вы принадлежите: агитирующих за гениальность этой картины или критикующих ее за абсурдность, - она никого не оставит равнодушным.

В этой статье я попробую разобраться, почему этот фильм вызвал такой переполох у зрителя и поделюсь своими эмоциями, вызванными этим фильмом.

В двух словах о сюжете

Кадр из фильма "Солтберн"
Кадр из фильма "Солтберн"

Застенчивый студент из небогатой семьи Оливер Квик (Барри Кеоган) поступает в Оксфордский университет и знакомится с популярным на кампусе красавчиком Феликсом Кэттоном (Джейкоб Элорди). Во время одного из откровенных разговоров между приятелями выясняется, что отец Оливера умер, да и вообще его родители алкоголики и бедняге некуда податься на каникулы. Тогда Феликс приглашает его провести лето в роскошном семейном поместье Солтберн. По приезде Оливер понимает, что ему придется проводить время в компании избалованных и высокомерных аристократов.

Вдохновение

Постер к фильму "Солтберн"
Постер к фильму "Солтберн"

Режиссер Эмиральд Феннел сама указала, что книга «Посредник» Л. П. Хартли послужила вдохновением для фильма "Солтберн", а экземпляр книги «Возвращение в Брайдсхед» Ивлина Во она подарила Джейкобу Элорди, чтобы тот лучше вжился в роль. Тема классового неравенства не раз поднималась в книгах, Патриция Хайсмит не стала исключением. Ее книга, а затем и экранизация, стали своего рода классикой. Можно предположить, что именно по этой причине "Солтберн" был проигнорирован фестивалями, так как все это мы уже слышали и видели в «Талантливом мистере Рипле".

Однако, есть причины, почему он вызвал хайп вокруг себя у зрителей.

Ностальгия

Кадр из фильма "Солтберн"
Кадр из фильма "Солтберн"

Ностальгия — беспроигрышный вариант, чтобы установить со зрителем прочную эмоциональную связь. Все действия происходят в начале 2000-ых годов. Нас уведомляют об этом в самом начале фильма, где мы впервые видим Оливера лицом к зрителю, а на заднем плане красуется плакат с надписью "Welcome Class of 2006". В саундтреках — «Destroy Everything You Touch» Ladytron, «Time to Pretend» MGMT, «Low» Flo Rida, «Rent» Pet Shop Boys и, конечно, «Mr. Brightside» The Killers мы слышим отголоски тех времен, а мода нулевых прекрасно передана засчет образов героев.

Гиперфиксация

Кадр из фильма "Солтберн"
Кадр из фильма "Солтберн"

История не боится показаться чересчур: пошлой, глупой, наглой, нарочитой, фетишизированной, нелепой. Именно это слишком становится катализатором сближения зрителя с героями.

Мы не можем оторваться от экранов: нас захлестывают собственные эмоции несогласия, непонимания, ожидания, томления или всего сразу. Они одерживают верх над нами, прям как одержимость Оливера поглощает его с каждой последующей сценой и до ходит до абсурда.

Апогеем стал танец Оливера под звучащую в финале «Murder on the Dancefloor» Софи Эллис-Бекстор. Это был всплеск эмоций и ликования, означавший конец томлений. В пляс с Барри Кеоганом пустились все тиктокеры мира.

Классовое неравенство

Кадр из фильма "Солтберн"
Кадр из фильма "Солтберн"

Запрещенный плод сладок. Мы все это знаем не по наслышке. Оливер одержим жизнью, которую никак нельзя заполучить, потому что она достаётся только по праву рождения. Действия, происходящие в сценах: приезд в Солтберн, английский завтрак и разговор с Фаркли на вечеринке, только отдаляют героя от его мечты, напоминая о его социальном положении, которое он не в состоянии изменить.

Однако, Оливер хватает своими цепкими руками возможность заглянуть в микромир, который кажется ему недосягаемым. Феннел наделяет его тягой к вещам и людям, которых он больше всего ненавидит, но одержимое желание проникнуть в их элитное общество все-таки перевешивает. Менструальная кровь Венеции и сперма Феликса — буквально жидкости элитной ДНК, которой главный герой не обладает от рождения, но которую отчаянно пытается пропустить через себя.

Негодовали ли вы хоть раз из-за любого проявления неравенства/дискриминации? Если да, то вы сможете понять мотивы Олливера и начать сопереживать ему.

Одержимость

Кадр из фильма "Солтберн"
Кадр из фильма "Солтберн"

"Солтберн" - это исследование желания в некоторых его самых грубых формах и того, насколько разрушительным оно может быть, особенно когда оно начинает превращаться в чистую одержимость.

По приезде в поместье Оливер чаще всего взаимодействует с Феликсом, Фарли, Венецией и Элспет. Как искусный манипулятор, он нащупал у каждого из персонажей слабые места и удовлетворял их потребности. Феликсу он разрешает заботиться о себе, страдающей от РПП Венеции Оливер говорит о том, что она должна бережнее к себе относиться, Фарли он дает возможность самоутвердиться за его счет, а для Элспет становится проницательным собеседником.

Это, действительно, история о мании и невыносимо сильном голоде. Чего именно? Да много чего и каждый герой показывает свои «болезни», будь то власть, алкоголь, внимание, забота, деньги или чувства. Но это ни в коем случае не история любви — тут другие чувства. Такие больные, жаждущие, пошлые, извращенные, мерзкие.

Вы обратили внимание, что Оливер не гонится за любовью? Ему она не нужна. Как и другим героям фильма. Каждый из них по-тихоньку сходит с ума от того, что не может дать себе.

Людям свойственно желать, но иногда это перерастает в манию заполучить желаемое во чтобы то ни стало. Поэтому зритель вновь ощущает связь с героями. При чем каждый может найти себя в абсолютно разных персонажах.

Моль, пожирающая все вокруг себя

Кадр из фильма "Солтберн"
Кадр из фильма "Солтберн"

Оливер называет себя хищником, но, мне кажется, что каждый из них хорош. Они убивали друг друга, но делали это медленно, а Оливер не стал церемониться, влез в их семейную драму и лишь ускорил процесс. Ведь если так посмотреть, то он никого и не убивал собственными руками. Герой давал им самим принять решение: пить или не пить из бутылки, резать вены или выйти из этой ванны и забыть все. А в конце, даже больше избавил от мучений.

Не зря Венеция с пьяну называет Оливера молью. Он инфекция, что был занесен в открытую рану случайно. Он проделал дырочки в каждом из членов Кэттонов и разрушил семью до ее основания.

Человеческие пороки

Кадр из фильма "Солтберн"
Кадр из фильма "Солтберн"

Всё, что я описывала выше сводится к одному понятию - нашей неидеальности.

Это триггер, сработавший абсолютно у каждого.

Вспомните тарелки, которые Фарли якобы продал. Их создатель — Бернард Палисси, французский керамист XV века. Палисси создавал неидеальные, даже корявые работы, но от них невозможно оторвать взгляд. Думаю, что это символично для жителей Солтберна. Все несчастны и внушают беспокойство, но вы не можете перестать ими любоваться.

Во время просмотра мы становимся соучастниками действия: мы подсматриваем за развитием сюжета и не можем ничего изменить, да и не особо то хотим. Мы продолжаем испытывать смешанные чувства, потому что не можем назвать, а точнее признаться себе, что это про каждого из нас. Это похоже на непринятие части себя. А если все-таки примешь, то поймешь — ты ТОЖЕ был одержим, ты ТОЖЕ был «грязным» и выходил за грань, ты ТОЖЕ хотел получить что-то себе, хотя бы что-то.

Мы можем подавлять свой голод, скрывать одержимость, отрицать или даже порицать в себе эти проявдения, но в каждом из нас сидит это. Мы - и есть моль, разрушающая все до основания. Просто у каждого это проявляется по-разному.

Оливер и есть история. История, что кричит и выпускает из себя всех демонов. Именно поэтому история с нами случается и у нас у всех теперь есть мнение об этом кино.

Что еще хочется добавить?

Кадр из фильма "Солтберн"
Кадр из фильма "Солтберн"

Это определенно многоуровневое кино, в котором каждый может найти для себя что-то свое. Оно детально продумано: начиная центральной линией повествования и заканчивая различными отсылками к художественным произведениям, древним мифам и развитию сюжета. Так, сцена с камнем опережает историю и вскрывает ложь Оливера, а переполненный бокал Венеции в конце фильма и момент, где Элспет поперхнулась едой, являются предвестиями их смерти. Само имя, Венеция, отсылает к тому, каким образом девушка умрет.

Личные впечатления

Меня поразила простота истории и изумил конец. Люблю, когда после просмотра остается ощущение, которое можно описать не иначе как "Что, чёрт возьми, сейчас было?".

Вот только говорить, что Оливер хладнокровно просчитал всё с самого начала, у меня не поворачивается язык. Это больше похоже на медленно повышающийся градус накала. В сцене, где Феликс и Оливер приезжают к родителям главного героя, мать рассказывает, что Оливер всегда был одаренным мальчиком, из-за чего с ним никто не хотел дружить. Он был вынужден быть один, без друзей. И как только Оливер попадает на территорию Оксфорда, его тут же принижают местные популярные ребята за его внешний вид. Это и является первым толчком к мести. Раз за разом люди давили на открытую рану Оливера: ботаник, профессор, рыжеволосая подружка Феликса, Фарли. Оливер просто хотел доказать всем на сколько они все заблуждаются и поставить их на место. Но вместо открытого удара он выбирает жесткий удар в спину, вскрывая несовершенства каждого. Особенно ярко это выражено в сцене, где он прямолинейно заявляет рыжеволосой подружке о нахождении Феликса, а затем о ее незначительной роли в жизни красавчика. Он подавляет ее в отместку за то, что она пыталась вычеркнуть Оливера из жизни Феликса, указывая на все его "недостатки". Тогда нам впервые раскрывается настоящая сущность персонажа. Он больше не скромный и нуждающийся, а властный и доминантный.

На протяжении всей истории Оливер держался скованно и сосредоточено. А в конце он наконец позволяет себе расслабиться и откровенно заявить о себе как о новом владельце именитого поместья.

В итоге, для меня этот фильм про то, что мы все медленно сгораем в своей соли, потому что привыкли казаться сладкими. Тлен - эффект неполноценности. А если убрать игру слов, то все мы медленно прогниваем изнутри, так как не разрешаем себе быть целостными.

А вы смотрели "Saltburn"? Какие эмоции вызвал данный фильм?