Найти в Дзене
Светлана Дьяконова

Виниловые истории. Вивальди и фагот

Оглавление

Здравствуйте! С вами Александр Одинцов, и, как всегда, со мной - интересная пластинка, на этот раз - одно из недавних приобретений.

А героем сегодняшнего урока будет не певец и не ансамбль, а очень скромный, но очень интересный музыкальный инструмент - фагот. А поможет нам пластинка, которую записали в 1981 году фаготист Сергей Красавин и ансамбль солистов Государственного академического симфонического оркестра СССР под управлением Юрия Темирканова.

Пластинка из личной коллекции Александра Одинцова.
Пластинка из личной коллекции Александра Одинцова.

Благодарю за техническую помощь Старого Алекса.

Моё любимое барокко

Я очень люблю музыку эпохи барокко - слышится в ней этакая витиеватая лёгкость, которая позволяет мне полностью расслабиться и покачиваться на лёгких музыкальных волнах.

Мой самый любимый композитор этой эпохи (и тут я совсем не оригинален) - Антонио Вивальди. Началось внимание к нему ещё в школьные годы, когда у меня появилась пластинка "Времена года". И до сих пор я стараюсь приобретать пластинки с его музыкой, когда появляется такая возможность.

Как-то так сложилось, что все произведения Антонио Вивальди, которые я слышал до последнего времени, были написаны для скрипки в сопровождении оркестра. А совсем недавно я увидел в продаже пластинку, на которой записаны концерты композитора, сочинённые для фагота и оркестра. Её я, конечно же, купил, слушал неоднократно, и сегодня хочу предложить вашему вниманию несколько фрагментов оттуда.

А. Вивальди - Концерт для фагота с оркестром ля минор RV 498. Allegro

Вивальди и фагот

Раньше я считал фагот исключительно ансамблевым инструментом, который занимает своё строго ограниченное место в составе духовой группы оркестра. Но после прослушивания этой пластинки я понял, что был абсолютно неправ. Своеобразный, чуть гнусавый тембр фагота прекрасно раскрывается на фоне оркестра. Недаром же Антонио Вивальди называл фагот одним из двух любимых музыкальных инструментов и написал для него 39 концертов в сопровождении оркестра.

Если кто не догадался, вторым любимым инструментом маэстро была скрипка, которой он виртуозно владел.

Многие композиторы, творившие в более поздние времена, также не обходили вниманием фагот. Особенно возрос интерес к нему в ХХ веке, когда были усовершенствованы как сам инструмент, так и техника игры на нём. Была расширена роль фагота в структуре оркестра, расширился репертуар сольных произведений.

Ну а сегодня на уроке у нас - эпоха барокко, Антонио Вивальди и фагот.

А. Вивальди - Концерт для фагота с оркестром фа мажор RV 489. Largo

Вязанка, пучок

Фагот относится к группе деревянных духовых инструментов и имеет вид длинной трубки с системой клапанов. К ней присоединена металлическая S- образная трубка, соединяющая трость с основным корпусом инструмента. Название своё фагот получил за то, что в разобранном виде он похож на вязанку дров (fagotto в переводе с итальянского - "вязанка, пучок").

Долгое время считалось, что изобрёл фагот Афранио дель Альбонези, священник из итальянского города Феррара. Однако, позднее выяснилось, что его изобретение больше походило на волынку и не имело ничего общего с фаготом. На настоящий момент имя изобретателя этого инструмента не известно, было только установлено, что первые прообразы фагота появились в первой половине XVI века.

Корпус фагота имеет до тридцати отверстий, закрывая которые музыкант может изменять высоту звука. Но пальцами в процессе игры на инструменте фаготист может закрыть только пять - шесть отверстий, остальные закрываются с помощью системы клапанов. Первоначально фагот, или как его тогда называли - дульциан (от итальянского dolce - "сладкий, нежный"), имел всего три таких клапана. По мере совершенствования инструмента количество клапанов увеличивалось, современный фагот имеет, как правило, 17 клапанов.

А. Вивальди - Концерт для фагота с оркестром ля минор RV 497. Allegro

Исполнители

Несколько слов об исполнителях, порадовавших нас сегодня. К сожалению, дирижёр Юрий Хатуевич Темирканов ушёл из жизни в ноябре прошлого года. В качестве дирижёра он дебютировал в 1965 году, ещё во время обучения на дирижёрском факультете Ленинградской консерватории. За долгую творческую жизнь ему довелось работать со многими оркестрами, как отечественными, так и зарубежными. На момент записи пластинки, которую мы с вами сегодня слушаем, Юрий Хатуевич был художественным руководителем и главным дирижёром Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). А последние 35 лет, с 1988 года по 2023 год, маэстро являлся художественным руководителем Санкт-Петербургской филармонии, должность главного дирижера оркестра филармонии он оставил в начале 2022 года.

А. Вивальди - Концерт для фагота с оркестром ми минор RV 484. Allegro poco

Сергей Владимирович Красавин окончил Ленинградскую консерваторию по классу фагота в 1962 году и поступил в аспирантуру. Концертную деятельность музыкант начал в 1960 году, ему удалось поработать со многими дирижёрами мирового уровня, такими как Юрий Темирканов и Евгений Светланов. С 1979 года Сергей Красавин занимается преподавательской деятельностью, в настоящее время он является профессором Российской академии музыки имени Гнесиных.

Сергей Владимирович Красавин на занятии со студентом академии.
Сергей Владимирович Красавин на занятии со студентом академии.

А на сегодня у меня всё! Спасибо, что читаете и комментируете! И до встречи на уроках нашей школы!