Найти в Дзене
Мороженые сказки

Был ли гомосексуализм на Руси? Неудобная история*

Приветствую всех любителей истории и историй, путешествий во времени и пространстве и просто заглянувших на огонек! Традиционно тема однополой любви и особенно тема любви между мужчинами считается веянием сугубо западным, чуждым, занесенным на нашу территорию извне с загнивающего запада, ну или востока. Там тоже  в старину такой грешок водился и был весьма модным. Но так чтобы наши предки, брутальные землепашцы, смелые охотники медвежатники и храбрые воины, с мечом и щитом защищавшие рубежи нашей страны - НИКОГДА! Такое общепринятое устоявшееся мнение.  Примерно так же принято судить о многобрачии в дохристианской Руси, которое однако было 👇 И даже о человеческих жертвоприношениях, которые редко, но все же приносились👇 А так же о фактах инцеста между ближайшими родственниками, которые так же, если верить фольклору и историческим источникам все же имели место быть 👇 Почему же мы считаем что тема однополой любви между мужчинами прошла наших предков стороной, когда это было поваль

Приветствую всех любителей истории и историй, путешествий во времени и пространстве и просто заглянувших на огонек!

Традиционно тема однополой любви и особенно тема любви между мужчинами считается веянием сугубо западным, чуждым, занесенным на нашу территорию извне с загнивающего запада, ну или востока. Там тоже  в старину такой грешок водился и был весьма модным. Но так чтобы наши предки, брутальные землепашцы, смелые охотники медвежатники и храбрые воины, с мечом и щитом защищавшие рубежи нашей страны - НИКОГДА! Такое общепринятое устоявшееся мнение. 

Ну какие мальчики когда везде мороз, у всех бороды, и вообще царит жесткий патриархат? Фото из сети
Ну какие мальчики когда везде мороз, у всех бороды, и вообще царит жесткий патриархат? Фото из сети

Примерно так же принято судить о многобрачии в дохристианской Руси, которое однако было 👇

И даже о человеческих жертвоприношениях, которые редко, но все же приносились👇

А так же о фактах инцеста между ближайшими родственниками, которые так же, если верить фольклору и историческим источникам все же имели место быть 👇

Почему же мы считаем что тема однополой любви между мужчинами прошла наших предков стороной, когда это было повальное явление в древнем Риме и древней Греции, от которой наши предки переняли в свое время не мало?

Предлагаю разобраться и в этом непростом с точки зрения морали вопросе.

Первые дошедшие до наших дней упоминания о мужском гомосексуализм относятся к 11 веку, и, как ни странно, содержаться в описаниях жизни святых. 

Однако привлекательные и женоподобные отроки на Оуси были всегда. Ярило в образе светлокудрого юноши. Фото из сети
Однако привлекательные и женоподобные отроки на Оуси были всегда. Ярило в образе светлокудрого юноши. Фото из сети

Православную церковь очень заботило распространение гомосексуальности в монастырях, но к бытовым ее видам относились весьма равнодушно. 

Именно из церковных источников до нас дошли сведения, что гомосексуализм как явление на Руси бытовал и за него полагались наказания.  Так встречается описание этого явления и в Домострое, но как то нехотя и вскользь:

"И те бы священники и дьяконы и дьяки избранные учили своих учеников страху Божию и хранили во всякой чистоте и блюли их ото всякого растления, наипаче же от скверного содомского греха и рукоблудия и ото всякой нечистоты..." Предающиеся же содомии "Царствия Божия не наследят".

В "Стоглаве" (1551) ей посвящена специальная глава "О содомском грехе", предписывающая добиваться от виновных покаяния и исправления, которые не исправляются, ни каются, и вы бы их от всякие святыни отлучали, и "в церковь входу не давали". Однако, как не без подмечали зарубежные путешественники, пьянство христианской церковью осуждалось гораздо более темпераментно. 

Церковь в средневековье была не только источником знаний и закона,  но и содомии. Фото из сети
Церковь в средневековье была не только источником знаний и закона, но и содомии. Фото из сети

Исходя из дошедших дотершего времени источников можно предположить, что  однополые связи между мужчинами в то время являлись отпечатком языческих времен, когда гомосексуальные связи не порицались, а иногда были частью ритуалов инициации.  Как например дошедшие до нашего времени описания «греческого обычая» παιδεραστία - 

пейдерастии (откуда и пошло название этому явлению), широко практиковавшегося среди древних эллинов.

Суть этого явления в том, что взрослый и часто уже семейный мужчина, который назывался эраст (любящий), заводил знакомство с молодым человеком, обычно в возрасте от 14 до 17 лет, который становился его эроменом (возлюбленным). Эти отношения в большинстве своем длились несколько лет — до тех пор, пока на щеках молодого человека не начинала расти щетина и за этот период взрослый учил юношу тому, что греки называли арэтэ (ἀρετή), а мы обычно зовем добродетелью (здесь смех сквозь слезы😆).

В античности интимные отношения взрослого  мужчина и мальчика подростка воспринимались как норма. Фото из  сети
В античности интимные отношения взрослого мужчина и мальчика подростка воспринимались как норма. Фото из сети

В ходе этих эротических и воспитательных отношений мужчина передавал молодому человеку своего рода культурно-нравственный код и вводил его в сообщество полноправных граждан.

Понятие «содомии» как таковой в Древней Руси было достаточно расплывчатым. Самым серьезным грехом считалось «мужеложство», когда сношение с неподобающим партнером усугублялось «неправильной» позицией во время интимных отношений. Однако на Руси к этому пороку относились терпимее, чем на Западе; церковное покаяние за него колебалось от одного года до семи лет, в тех же пределах, что и гетеросексуальные прегрешения. При этом во внимание принимали и возраст грешника, и его брачный статус, и то, как часто он это делал, и был ли он инициатором самого действия или его объектом.

Как правило такие отношения продолжались пока у молодого человека не появлялась борода, далее у молодого человека в обществе стояли другие задачи. Фото из сети
Как правило такие отношения продолжались пока у молодого человека не появлялась борода, далее у молодого человека в обществе стояли другие задачи. Фото из сети

И далее того больше! Один из раннехристианских святых, страдавших этим пороком, был даже канонизирован. 

Так в "Житии преподобного Моисея Угрина" 11 века можно установить тот факт, что в молодости будущий святой был дьявольски хорош собой и богатырский сложен (чем естественно и пользовался), взят в плен и продан в рабство влюбившейся в него польке, которая склоняла его к замужеству более года. Однако будущий святой предпочитал общество влюбленной в него девицы  обществу пленных русских воинов (подозреваю, что весьма  и весьма приятное).

Не потерпев его насмешек и отказов, в итоге разъяренная полька оскопила его и отпустила на все 4 стороны. Добравшись до Киево-Печерском лавры изувеченный Моисей принял постриг и остаток жизни провёл предостерегая молодых людей от прелюбодеяний любых видов.

Преподобный Моисей Угрин канонизированный гей средневековья. Фото из сети
Преподобный Моисей Угрин канонизированный гей средневековья. Фото из сети

Православная церковь причислила Моисея Угрина к лику святых как героя стойкости и целомудрия (здесь я просто угораю 🤣). Однако, как считал исследователь этой темы начала прошлого века В.В.Розанов, сквозь шаблонную житийную формулу, унаследованную от Визинтии и сквозь влияние библейского рассказа о Иосифе и жене Пентефрия в "Житии преподобного Моисея Угрина" просвечивает повесть о средневековом гомосексуалисте, наказанном за отказ вступить в гетеросексуальный брак.

Примечательно, что факты однополой любви между мужчинами в средневековье на Руси были широко распространены и процветали не только в православных монастырях, но и в княжеской элите.

Исторические источники доносят до нас историю Князя Георгия, сына знаменитого Андрея Боголюбского (того самого при котором Ростово-Суздальское княжество в 12 веке  достигло своего расцвета и возвысилось над прочими), который женился на одиозной грузинской царевне Тамаре, одной из центральной фигур грузинской истории, но был ею отвергнут и отослан обратно в Россию, когда выяснилось, что он активно изменял ей с мужчинами из ее же свиты.

Царевна Тамара не потерпела измен будущего мужа с мужчинами и выгнала жениха прочь. Фото из сети
Царевна Тамара не потерпела измен будущего мужа с мужчинами и выгнала жениха прочь. Фото из сети

Широчайшее распространение гомосексуализма  наблюдается в эпоху Московской Руси, особенно в период с 15 по 17 век. Об этом пишут практически все иностранные путешественники, оставившие свои описания пребывания на Руси, начиная с наиболее известных - Герберштейна, Олеария, Маржерета и т.д. 

«Даже если у мужика есть веселая и красивая жена,

Потакающая его звериной похоти,

Он все равно предается содомскому греху.

Чудовище с большей охотой ляжет в постель с мальчиком,

Нежели с любой девкой: на пьяну голову совершает он такой грязный грех.

Женщина, дабы отплатить за ночные мужнины измены,

По примеру супруга бросается во все тяжкие…»

Перевод письма Тебервиля о нравах на Руси.

Возможно причиной пагубного веяния было максимальное удаление женщин из всех сфер жизни общества. Антикварное фото
Возможно причиной пагубного веяния было максимальное удаление женщин из всех сфер жизни общества. Антикварное фото

Причем гомосексуальные склонности, по показаниям иностранцев, встречались в то время во всех слоях населения, начиная от крестьян до представителей царствующие династии.

Во времена Ивана Грозного явление приобрело огромный размах. Известно, что сам царь не был чужд таким отношениям, имея своим любовником женоподобного и обольстительного князя  Федора Басманова, замечательно описанного в романе А.Толстого «Князь серебряный».  Однополая любовь практиковалось и в опричном войске, в котором подбирались для служения статные, крепкие и высокие молодые мужчины.

Возможно, что это было вызвано последствиями монголо-татарского ига, когда женщины максимально устранились из жизни общества, вели замкнутое полутюремное существование, о браках по любви забыли, свободное прявление на улицах города возбранялось и порицалось общественным мнением (аналог положению женщин в восточных гаремах). Возможно, что именно под влияниям Османской империи, где немало султанов испытывали тягу к молоденьким мальчикам, это веяние так же получило столь масштабное распространение в средневековой Московии.

Картина Жан Леон Жером укротитель змей.
Картина Жан Леон Жером укротитель змей.

"Нигде, ни на Востоке, ни на Западе, не смотрели так легко, как в России, на этот гнусный, противоестественный грех", - 

Писал о содомии Российский историк Сергей Соловьев.

Тема однополых сношений, такая противоестественная, но почему то живучая, сложна и длинна. Продолжу свой рассказ о ней в своих следующих статьях, рассказав вам о самом одиозном содомисте голубых кровей Царской империи, а так же о том, как с пагубным влиянием буржуазии жестко боролись в Советском союзе.

Всем добра и до новых встреч! Подпишитесь, чтобы не пропустить самое интересное.

Всегда ваша Морозова❤️‍🩹

*Напоминаю, что пропаганда и деятельность ЛГБТ сообществ в Российской Федерации запрещена и преследуется по закону. В соответствии со статьей 6.21 КоАП РФ за агитационную деятельность и публичные действия предусмотрены штрафы от 50 до 200 тысяч рублей.

Мои проекты:

Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям

Отмороженные истории | Дзен

Моя группа В Контакте

https://vk.com/morozova_ja