На днях читала научную статью про природу эмоционального стресса и встретила весьма интересное мнение:
«Следует отметить, что и при полном удовлетворении всех потребностей и капризов у индивидуума наступает отрицательное эмоциональное состояние, характеризующееся эмоциональным „пресыщением“, когда ничто уже не радует, жизнь становится опустошенной. Только при наличии выстраданного ожидания желаемого результата проявится положительная эмоция при его достижении» (1).
До этого в статье речь шла о том, что причина эмоционального стресса — какая-либо неудовлетворенная потребность. И это довольно известно и понятно, а вот слова про «пресыщение» заставили задуматься.
Здесь могла бы быть шутка про «вот бы иметь столько денег, чтобы понять, что дело не в них» (и, возможно, в комментариях кто-то напишет подобное), но этой шутки не будет. И речь здесь идет о любых потребностях, кстати, вспомним, что это может быть:
- физиологические потребности — сон, еда, кров;
- потребность в безопасности — физической и психологической;
- социальные потребности — в любви, уважении и самоуважении, признании, принадлежности, самоактуализации.
Более частно потребности могут быть такими: внимание, забота, еда, кров, сон, деньги, секс, любовь, уважение, деньги, материальные блага и многое-многое другое. Пожалуй, только физиологические потребности у людей общие, как и их интенсивность. А социальные и духовные потребности могут быть разными и разной интенсивности. Например, всем людям нужно общение (в продолжительной изоляции человек сходит с ума), но кому-то больше, а кому-то меньше. Поэтому и причины стресса могут быть разными (зависит от ценностей и потребностей человека). Сейчас мы не будем говорить о потребностях, а вернемся к теме с «выстрадать».
Как про лень говорят, что она двигатель прогресса, так и про неудовлетворенные потребности можно сказать, что они двигатель развития человека. А если в жизни есть все или все достается легко, то пропадает интерес к познанию, жизни и развитию. И снижается ценность того, что у тебя есть (субъективно, конечно).
На основе этого исследования можно сделать много выводов и задуматься о многом, например:
- Так ли полезно воспитание детей в формате «У моего ребенка будет все и самое лучшее». Возможно, даже если есть возможность давать все и лучшее, то стоит все равно создавать условия включенности ребенка, особенно по мере его взросления. И здесь, вероятно, речь больше идет о материальных ценностях. Вряд ли можно избаловать ребенка заботой и любовью, если это здоровые проявления. А вот гиперопекой, конечно, тоже можно испортить жизнь.
- Так ли плохи эмоции, которые мы обычно считаем «плохими»? Возможно, стоит изменить свое отношение к трудностям и осознать, что легкая неудовлетворенность при разумном ее использовании может быть двигателем развития. Возможно, иногда стоит выбирать немного сложный путь и не мешать нашим близким идти своим путем. Конечно, важно помнить, что слишком сложные ситуации тоже чреваты стрессом. Для прогресса условия должны быть в зоне нашего видимого и скрытого потенциала.
- Наверное, действительно важно ставить цели в работе, учебе, жизни. Задавать себе вектор движения и выбирать цель чуть сложнее той, которую уже удалось закрыть. Тогда и жить будет интересно.
- Не является ли то, что мы считаем в обществе прогрессом, регрессом? Допустим, так ли удобны и полезны интернет-знакомства? Вспомнилась цитата из известного фильма: «Господи, как скучно мы живем! В нас пропал дух авантюризма! Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам. Мы перестали делать большие и хорошие глупости...» (не стоит понимать буквально, но суть вы уловили).
Мне кажется, что пресыщение чревато не только скукой для человека, но и может негативно отражаться на отношениях. Меньше ценишь — больше требуешь, чаще капризничаешь, критикуешь и раздражаешься на окружающих. Сейчас те, кто «спасают» других могут вспомнить всех, кого спасли. Всех этих «неблагодарных», которым «все не так, да не эдак» и «всегда мало».
Возможна ли жизнь без стресса?
Е. А. Юматов, автор статьи, о которой я говорю выше, отмечает, что жизнь без стресса невозможна. Собственно, об этом еще в 1936 году говорил автор теории о стрессе, психофизиолог Ганс Селье:
«Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Сердце продолжает перекачивать кровь, кишечник — переваривать вчерашний ужин, а дыхательные мышцы обеспечивают движения грудной клетки. Даже мозг не полностью отдыхает в периоды сновидений. Вопреки ходячему мнению, мы не должны, да и не в состоянии избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующую философию жизни» (книга «Стресс без дистресса»).
Но даже если бы жизнь без стресса стала возможной, нужно ли это? Как показывает практика, нет, потому что ведет к деградации. В 60-70х годах XX века Джон Кэлхун провел эксперимент «Вселенная-25». Ученый попытался создать идеальный мир без стресса, правда, проводил эксперимент на мышах, но исследователи считают, что и с людьми при подобных условиях случится подобное.
Кэлхун построил загон и поместил туда 4 пары мышей (самцы и самки). В загоне было полно еды и воды, оптимальная температура и множество гнезд (хватит на тысячи мышей). То, что происходило дальше, можно описать как этапы эксперимента:
- Мыши размножались, играли и вели активный образ жизни. Прирост «жителей» был каждые 55 дней.
- Мыши перестали объедаться и становились более пассивными. С 315 дня эксперимента прирост стал снижаться — новые особи появлялись каждые 145 дней.
- В загоне жили чуть больше 600 мышей, в их обществе появилась иерархия (стали явно выделены социальные слои). Появились изгои — молодые мыши, которых обижали старички. Также мышиное общество разбилось на группы самцов-одиночек и самок-одиночек. Мыши перестали размножаться.
- Популяция стала редеть. Появились самцы, которые целыми днями только ухаживали за собой (чистили мех), ели и спали. Иногда эти мыши проявляли интерес друг к другу. А самки в то же время стали агрессивными, убивали своих детей.
Эксперимент длился 4 года (1968–1972 годы). На момент его прекращения в загоне осталось 122 мыши нерепродуктивного возраста, хотя на пике эксперимента их было больше 2000 разного возраста. Кстати, это была 25 попытка создать рай для мышей (отсюда и название эксперимента). Предшествующие опыты закончились полным вымиранием мышей, в 25 раз ученый не стал доводить все до этого, потому что уже было понятно, что все к тому идет.
Так Кэлхун доказал, что жизнь без стресса приводит к деградации и вымиранию. Необходимость выживать, борьба, неудовлетворенность способствуют развитию. Так и у людей. В противном случае человек сначала умирает психологически, а затем и физически. Результатом эксперимента стала теория Кэлхуна о двух смертях:
«Отказ от принятия многочисленных вызовов, бегство от напряжения, от жизни полной борьбы и преодоления — это „первая смерть“, смерть духа, за которой неизбежно приходит вторая смерть, в этот раз тела».
Источники:
1) Ссылка на научную статью о стрессе → http://www.heraldrsias.ru/download/articles/06_Yumatov.pdf
2) Ссылка на статью об эксперименте «Вселенная-25» → https://clck.ru/37mTqL
Похожие материалы:
Живите и процветайте! 🖖
Ставьте 👍 и подписывайтесь. Это очень важно для развития канала.