Продолжение. Начало тут
Да, это было бы слишком легко - разом освободить Бузыкина от суровой жены и надоедливой любовницы. Такое только в сказках бывает. А у нас суровая правда жизни. Недолго музыка играла, недолго фраер танцевал. Всего-то пару десятков минут. Только выдохнул, а вот вдохнуть пьянящий воздух свободы уже не успел.
Сначала позвонила Аллочка с намеком, что ничего вроде бы и не случилось, и все пойдет как прежде. А потом в квартиру привидением тихо проникла Нина Евлампиевна. Получив чистосердечное признание мужа в измене, она устроила ему показательное выступление в виде демонстративного ухода, но не бросать же мужчинку, который все осознал и порвал все свои порочные связи.
Два таких нокаутирующих удара вернули Андрея Павловича в суровую реальность, из которой нет выхода.
А тут еще и Хансен пришел на ежедневную вечернюю пробежку в рамках здорового образа жизни. Но какой там ЗОЖ, когда с таким лицом даже в гроб класть нельзя, все покойники вокруг разбегутся.
И на этом конец. Всему. То есть фильму. Хансен и Бузыкин в вечерней мгле убегают в сторону Финского залива. Нескончаемый осенний марафон в никуда из ниоткуда.
Финал в этом фильме получился замечательный.
Но я с этим пробегом настрадался. Мне каждую ночь снилось, что я сдаю фильм и меня спрашивают:
— И куда бегут ваши герои?
— Никуда. Просто так, для здоровья.
— Нет, Георгий Николаевич, они в Швецию бегут, это всем понятно.
Снимали мы на шоссе, которое вело к Финскому заливу, а за ним (если его переплыть) была Швеция.
К концу монтажа этот сон начал сниться мне каждую ночь. Перед сном я настраивал себя: горные ручьи, камушки, шевелится мох, но только засыпал — оказывался в Госкино и меня спрашивали:
— Куда бегут ваши герои, товарищ Данелия?
Перед тем как везти фильм в Госкино, сдаю картину Сизову. Когда фильм кончился, он сказал:
— Неплохо. Но надо подумать о финале.
«Господи! — думаю, — неужели он скажет про Швецию?»
Но Сизов сказал другое. Он сказал, что в конце фильма Бузыкин должен вернуться к жене окончательно.
— Это я делать не стану! — сказал я.
— Я свое мнение высказал, вези в Госкино.
В Госкино сделали немало замечаний (мелких), но про финал ничего не сказали. На другой день мне позвонил Сизов и сказал, что ему звонили из Госкино и сказали, что забыли меня предупредить, что финал надо обязательно исправить. Надо, чтобы он или вернулся к жене, или был как следует наказан.
Тогда Данелия сказал, что увеличит крупный план Бузыкина, тот, что у нас выше показан. На приемке фильма в Госкино начальство прибыло, когда шла последняя часть.
Когда пошла последняя часть, в зале появились: замминистра, главный редактор и его зам и зам зама.
Кончился фильм, замминистра спросил:
— Ты крупный план удлинил?
— Удлинил!
— Намного лучше стало.
И вроде бы и получилось, что от жены Бузыкин не ушел и она его простила, в то же время крупный план свидетельствует, что он наказан. Любишь медок - люби и холодок. В общем, жизнь у него будет пока не сладкая.
Открытый финал. Каждый может додумать его сам. Или пожалеть всех троих - Бузыкина и двух его женщин, или пожалеть одного Бузыкина, а над женщинами позлорадствовать, или же сказать - так тебе несчастный, безвольный трус Бузыкин и надо.
Какой вывод напрашивается по итогам? А самый простой - мужики, не будьте. как Бузыкин. Берите дело своей жизни в свои руки. Выбирай сердцем, но не в ущерб себе. А то ведь, если долго мучиться, то ведь тут же Василий Игнатьевич с бутылочкой рядом. Он и нальет, и поймет, и скажет, что плохо еще Бузыкин жену и любовницу воспитывает. А там или горячка белая, или срок за насилие в быту. Чего с мужиком в стрессовой ситуации не бывает.
История осталась незавершенной так же, как и история взаимоотношений Данелии, Соколовой и Токаревой. И первой свой ход сделала Токарева. Тот, что должна была сделать Аллочка.
В этом сценарии я участвовала не как соавтор, а как прототип.
Главный герой – Бузыкин, его играл Басилашвили. Бузыкин, обаятельный, талантливый переводчик, мечется между женой и любимой девушкой Аллой, как загнанный зверь. Не может принять окончательное решение: туда или сюда.
Это состояние переживал и сам Володин, и Данелия, и еще девяносто процентов мужского населения страны. «Осенний марафон» – исключительно мужской фильм.
Между мной и моим прототипом Аллой – большая разница. Алла – машинистка, я – писательница. Это не одно и то же, хотя обе печатают на машинке.
Алла мечтает о ребенке, а у меня он есть. Что же общего? Женатый мужчина, которого невозможно не любить. А любящие женщины похожи. Они одинаково смотрят, одинаково страдают, одинаково надеются.
На «Осеннем марафоне» Данелия претерпел несколько ударов судьбы, связанных с сыном. Не хочу распространяться, это не моя тайна. Скажу в общих чертах: бич XX века – наркотики.
Люба Соколова стала искать крайнего. И нашла. Во всем виновата оказалась я, которая отвлекала Гию от семьи. И виноват сам Гия, который отвлекся. Не устоял.
Гия согласился с этой версией. Почувствовал себя преступником и сдулся, как проколотый воздушный шар.
Наши отношения зашли в тупик, и продолжать их значило продолжать тупик.
Мы в очередной раз поссорились и в очередной раз расстались.
Данелия остался в семье. Но тут умирает его мать Мэри, единственный человек, который мог повлиять на него. И, наконец-то, умирая, она согласилась, чтобы он ушел к Токаревой. Вот только сама Токарева этого уже не хотела.
Я не в состоянии разрушить свою семью: Игорь молча уйдет, сцепив челюсти, хлопнув дверью. Наташа взвоет, как сирена, а Соня и Лева обнимутся и заплачут. Не нужно мне такого счастья на чужих слезах. Пусть лучше я буду жертвой, но не палачом. Мне так легче.
Мать умерла, Токарева прервала общение, Данелия остался с Соколовой. Окончание этого осеннего марафона можно увидеть в его следующем фильме "Слезы капли", по сравнению с которым "Осенний марафон" просто легкая, лирическая комедия в стиле "Я шагаю по Москве". Об этом фильме мы написали ранее, еще не думая каким-то образом связать его с "Осенним марафоном" в своеобразную дилогию.
У главного героя этого фильма вдруг резко кончается запас доброты и терпения к окружающим. Милейший человек, самый лучший для подчинённых начальник, замечательный муж и дед слетает с катушек. Долго он сдерживал себя, не говоря всего того нелицеприятного, что скопилось в нем за долгие годы. Терпел, сдерживался, старался не обращать внимания, добрее относится к людям, помогать им несмотря ни на что, не отвечать на равнодушие и хамство.
Но вот настал тот момент, когда терпение кончилось. Жена - лицемерка фактически выгнана из дома. Сын - великовозрастный нахлебник со своей женой, приспособленкой и хамкой, уходит сам. На работе к подчиненным отношения начинают строиться с позиций высокой требовательности. Так же, строго по закону, исполняются и свои обязанности. А что может быть хуже в нашей стране, когда чиновник встает строго на букву закона?
В итоге, всеобщий любимец превращается во всеми ненавидимого. И возникает желание покончить весь этот кошмар самоубийством. Потому как дальше так жить нельзя, а сам изменить он ничего не может. Вот так попадешь в жизненную воронку, которая будет тебя затягивать, повинуясь своей логике, и не вырваться.
А спасает его любовь и верность маленькой машинистки из его отдела Наташи Соловьевой, безотказного работника, которую он сегодня со злости лишил премии, а она в ответ на эту несправедливость уволилась.
В статье я высказал предположение, что главный герой. несмотря на огромную разницу в возрасте останется у Наташи навсегда. Наши читательницы критически отнеслись к такому предположению. Но оказалось, если рассматривать дальнейшую жизнь Данелии, что я был прав.
Мать умерла, Токарева разорвала отношения, решила остаться в семье и прекратить попытки усидеть на двух стульях, а Соколову Данелия выселил из своей генеральской квартиры, отправил ее жить к себе в однушку, на которую еще 25 лет назад дал денег. И женился на актрисе Галине Юрковой, на четырнадцать лет его моложе. То есть пока две женщины ждали, когда же Данелия примет решение, появилась третья, моложе одной на 24 года, а другой на 7 лет, и взяла дело своего счастья в свои руки. Многолетний "Осенний марафон" подошел к завершению. С Галиной Данелия прожил 37 лет, до самой своей смерти.
Токарева, узнав, что Данелия женился, попыталась покончить жизнь самоубийством.
Многие женщины мечтали о Данелии. Одна из многих осуществила мечту. Данелия женился. Не на мне.
Мы в это время были в глубоком конфликте. Я ждала, что он проявится первый, как это было всегда. Но он женился. Я узнала об этом факте случайно. Мне позвонила поздно вечером моя редакторша и сообщила новость: в Доме кино справляли свадьбу.
Я посмотрела на часы. На часах было двенадцать без пяти.
Я понимала, что не засну, и не представляла себе: как я дальше буду жить? Никак. Я не буду жить.
Где-то я читала такие строчки: «Только жаль своих чувств, которые я пустила погулять, а они вернулись с выбитыми зубами и кровоподтеками на лице».
Я бы добавила: «И с ножом в спине».
Я подошла к балконной двери. Дернула на себя.
Клеющая бумага с треском отошла. Стала видна вата, черная от городской пыли. Балкон был занесен снегом. Из снега выглядывали трехлитровые банки. Виднелись одни круглые горлышки. Я представила себе, как пойду босиком по горлышкам… К тому же пятого этажа может не хватить. Мало высоты. Высота недостаточная. Можно просто переломаться. Сломать спину, например, и жить без спины. Превратиться в калеку. А калеки с собой не кончают, они цепляются за жизнь. Я ушла обратно в комнату и легла спать. Думала, что не засну, но заснула без сновидений как убитая.
Утром меня разбудила дочка. Она вошла и спросила:
– Ты умеешь танцевать «веревочку»?
– Умею.
– Покажи.
– Потом, – попросила я.
– Нет, сейчас.
Я вылезла из-под одеяла и заскакала веревочкой, когда продвигаешься не вперед, а назад. Пятишься. Я пятилась, подскакивая, и вдруг поняла, что момент упущен. Я больше не хочу умереть. Я буду жить.
А Данелия закодировался у доктора Довженко и с алкоголизмом было покончено. Снял еще шесть фильмов и еще два были сняты по его сценариям. И дожил почти до 90 лет.
Любовь Соколова продолжила сниматься по 4-3 фильма в год и в итоге оказалась самой востребованной актрисой второго плана в советском и российском кино. Умерла в 2001 г. от сердечного приступа.
А Виктория Токарева стала самой успешной женщиной в отечественном кино и литературе. По ее сценариям и произведениям литературы снято около сорока художественных фильмов и телеспектаклей. Книги издаются большими тиражами у нас и за границей, где она очень популярна. Иностранцев по ее книгам учат русскому языку. И может быть, когда-нибудь ей присудят Нобелевскую премию по литературе. И дай Бог ей здоровья.