Это было за Вислой, севернее Сташувского уезда, в деревне Оглендув. Здесь, на территории Польши, довелось повстречаться мне, наводчику тяжёлого ИС-2 с первоклассным немецким «Королевским тигром».
Напористо и жёстко вели бой фрицы, но в тот день мы их сделали «всухую» – видимо, хроническая трёхгодичная усталость переключила в голове тумблер на программу «либо пан, либо пропал». Мы попёрли на них с такой яростью, что земля, вылетая из-под гусениц, накрывала пехоту с головой.
От немецкого танкового батальона на поле боя осталось 10 раскуроченных машин. Схватки с «тиграми» происходили часто – отлично изучили их слабые и сильные места. Но увидеть «Королевские тигры» в действии удалось впервые.
Лупили они по нам с приличного расстояния с завидной точностью. Такой оптики, как у них, мы были лишены. Она позволяла обнаружить наши танки мгновенно, и нам изрядно пришлось попотеть, чтобы уничтожить «их Величество» быстрее, чем он наведёт прицел.
Здесь нас выручала не ахти какая «тигровая шкура». Броня хоть и была мощной (если лобовая броня обычного «Тигра» была от 60 до 100 мм, то «королевская» – минимум 120 мм), но низкосортной.
Как известно, немцы всегда страдали от дефицита цветных металлов (не зря Сталин гнал эшелоны цветных металлов в Германию), поэтому выкручивались, используя суррогаты, что сказывалось на качестве брони. «Королевский тигр» легко выводился из боя пробитием стыков бронеплит.
В этом бою «Иосиф Сталин» дал в лоб «Королю» так, что полетели искры и от танка, и из глаз экипажа.
После боя нам достались две новёхонькие, не задетые нашими снарядами, тяжёлые немецкие машины. Фрицы, повыскакивали из них и дали дёру, оставив ценную технику чужаку.
Перед тем, как их отправили на полигон в Кубинке, нам удалось осмотреть эти полностью готовые к бою машины. То были командирские танки с сокращённым боекомплектом (102-й и 502-й Pz.Kpfw.Tiger Ausf.В), предусматривающие наличие 6-го члена экипажа. Нам достались даже детальные технические инструкции.
Восхищённые возгласы стихли ещё до проведённых на полигоне испытаний. До железнодорожной станции эти захваченные трофеи погнали своим ходом.
Они преодолели 110 км пути. Это расстояние и продемонстрировало их несовершенство. Постоянно приходилось чинить то одно, то другое. В итоге на переброску ушло больше месяца (захвачены они были в середине августа 1944, а прибыли на место назначения лишь 28 сентября).
110 км оказались фатальными для ступичного подшипника левого колеса, которое было направляющим, – он полностью стёрся. Перегрелись цилиндры поршневого двигателя внутреннего сгорания, как и коробка передач. Причины этих бед – слабая система охлаждения да чрезмерно жаркая погода, стоявшая в те дни.
И это не всё. Было разрушено большинство гусеничных пальцев, постоянно падало натяжение гусениц. Сопровождающие «укротители тигров» после рассказывали, что останавливаться приходилось каждые 10-20 минут для того, чтобы их подтянуть.
Второй «Король» с башенным номером 502 добрался до станции без приключений, но уже в Кубинке сразу после разгрузки с платформы у него переклинило правую бортовую передачу. Беглый осмотр показал, что она была полностью разрушена – причину установить так и не удалось.
Мне всегда казалось, что «Королевский тигр», он же – «Тигр Б», представляет собой модификацию Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E, но я ошибся. В выводах инженеры написали, что «Тигры-Б» - это модернизированные «Пантеры». Их усилили в части брони и увеличили калибр вооружения.
Как я потом узнал от ребят с полигона, пережить испытания удалось лишь одному 502-му. Он был отправлен в парк «Патриот» и выставлен в качестве экспоната.
Испытания «Королевских тигров» были похлеще цирковых трюков. Показали они далеко не королевский уровень. Первое испытание – пробег в 35 км по просёлочной дороге. Этот этап должен был определить среднюю скорость движения. Существенные дефекты были и здесь.
Из правого привода вентилятора выбивало масло – это требовало постоянных остановок (осмотр, дозаправка). Итог – невысокая средняя скорость (всего 11,5 км/час) и небольшой пробег (90 км). Для сравнения: наш ИС-2 всего на одной дозаправке проходил 135 км.
Расход горючего у «Тигра» – ошеломительный (970 литров на 100 км, ИС-2 – 520 литров на 135 км).
При испытании поворотливости танка выяснилось, что на травянистой суглинистой почве при переключении на 8-ю скорость напрочь вылетают гусеницы, повернуть танк становится просто невозможно. Из-за хрупкого материала гусеничные пальцы разрушаются в труху.
Как показали испытания, броня у самого, как считалось, крепкого танка, – хотелось смотреть и плакать. Проверку советской артиллерией она не выдержала. Это не было бедой немецкой инженерной мысли, это было бедой немецкой военной промышленности.
Плюсы у главного «Тигра», безусловно, были: гидравлика управления, полуавтоматические приводы коробки передач, система очистки воздуха, необходимая для питания мотора, автоматическая система тушения пожара в двигательном отсеке.
Им было легко управлять, но он был слишком ненадёжным, чтобы полагаться на него во время серьёзных марш-бросков и затяжного.