Когда учишься какому-то серьёзному делу, то разные умения осваиваешь постепенно. В изобразительном искусстве, в рисунке, сложные перспективные построения и секреты пластической анатомии на начальном этапе, конечно, недоступны. Но какие-то, скажем, композиционные решения, тональный ряд вполне можно освоить на начальных этапах. А ещё уже с первых шагов нужно присматриваться к выразительным средствам и возможностям разных техник и графических языков. Понимание, что такое линия, пятно, фактура, должно появляться с самого начала, и задания для учащихся, связанные с этими понятиями, необходимы.
Штриховка. В академическом рисунке к ней предъявляются определённые требования: штрих должен выявлять объем, он должен быть качественным, разнообразным, учитывать материальность предметов, свойства карандаша и бумаги, и т. д.
Но штрих - это средство не только академического рисунка, и почувствовать его возможности, разнообразие и красоту можно и на самом начальном этапе.
В программах обучения художественных школ всегда присутствуют упражнения и задания, где штриховка играет главную роль. Это натурные постановки и композиции, которые выполняются палочкой и тушью, пером, черной гелевой ручкой, фломастерами. (Про палочку и тушь сейчас, наверное, уже мало кто помнит). В таких заданиях на начальном этапе ставится главной задачей разбудить фантазию и изобретательность в штриховке, показать, какой разнообразной она может быть. Ведь если задание по штриховке не связано с серьёзными академическими задачами, оно дает в этом плане очень широкие возможности. И, соответственно, довольно высокие требования, предъявляемые к рисовальщику. Которые он в состоянии выполнить на этом этапе.
Такой рисовальщик должен сам убедиться, что, если, скажем, в живописи существует великое разнообразие цветов и оттенков, то в графике есть великое разнообразие в штриховке. И, как цвет в живописи на каждом участке картины неповторим, так и в штриховой графике ни один участок работы не повторяет другой.
Задание на штриховую графику можно формулировать по-разному. Дети решают эту задачу по-своему. Взрослые - на другом уровне, имея уже более широкие возможности. И рука твёрже, и терпения больше.
Вот задание для маленьких и побольше:
В этой статье можно посмотреть детские и взрослые работы:
И ещё можно посмотреть вблизи, какую изобретательность можно проявить, если стоит задача неповторимости штриховки в работе на разных участках, и её, штриховки, связь с материалом и тоном предметов. Связь не прямая и реалистическая, как в академических работах, а декоративная, условная, иногда символическая даже.
Кофейник никелированный, отражающий всё вокруг.
Баранки, лежащие на салфетке на мягкой скатерти.
Стекло керосиновой лампы.
Выполняя такое задание, приходится думать и фантазировать в совсем непривычном направлении. Изобразительное искусство вообще тренирует совсем другие способы мышления, чем нам, как правило, привычно...
Вот ещё работа на тему штриховой графики, почти взрослый автор.
А это та картина, которую мы рассматривали вблизи.
В статье использованы работы из архива нашей студии в Красноярске. Можно познакомиться со студией в телеграм-канале Toptop_art.
Статьи канала в Дзен по рубрикам на моём сайте. И о самой студии - на главной странице сайта.