Найти в Дзене
Умное искусство

Искусство и мода. Сотрудничество художников с модными брендами.

Оглавление

Карл Лагерфельд как-то сказал: «Искусство есть искусство. Мода есть мода». Что имел в виду великий модельер? Отрицал влияние искусства на моду или хотел подчеркнуть то, что искусство и мода — две самостоятельные части визуальной культуры, которые хоть и тесно связаны, но при этом индивидуальны и самодостаточны?

Разбираемся, что имел в виду Карл Лагерфельд и на примерах рассказываем, как искусство и мода влияют друг на друга.

Связь между искусством и модой

На протяжении всей истории искусство и мода идут рука об руку: находятся под влиянием времени и отражают то, что происходит вокруг. Только делают они это по-своему. Искусство помогает увидеть окружающую действительность глазами художника под другим углом и отвлечься от повседневных забот и рутин. В свою очередь, мода — это средство самовыражения, способ рассказать миру про свои ценности и образ жизни, и инструменты здесь будут другими.

При этом искусство и мода, действительно, очень тесно связаны. Модные дизайнеры вдохновляются произведениями искусства, а художники расширяют творческие границы и участвуют в создании коллекций “от кутюр”.

Покажем несколько примеров из мира высокой моды, которые наглядно показывают как искусство влияет на моду.

Влияние искусства на моду

Абстрактная мода Ив-Сен Лорана

Изображение с сайта dzen.ru

Начнем со знаменитого платья-рубашки из осенне-зимней коллекции Ива-Сен Лорана 1965 года, созданного по мотивам работ Пита Мондриана. Французский модельер был большим поклонником голландского художника и говорил: «Мондриан — это чистота, которой никто в живописи уже никогда не сможет добиться. У этой чистоты общие корни с Баухаусом. Работы Мондриана — шедевр XX века».

Вдохновившись картиной «Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным» Ив-Сен Лоран разработал смелый для того времени дизайн женского платья. Простое платье А-силуэта, состоящее из ярких секций, соединенных черными полосами, произвело настоящий фурор и продемонстрировало, что высокая мода доступна каждому.

-2

Что интересно, в 1966 году Ив-Сен Лоран создал еще одну коллекцию по мотивам современного искусства. На этот раз объектом вдохновения стал поп-арт, а именно картины художника Тома Вассельмана. Таким способом французский модельер, подобно Энди Уорхолу, стремился показать миру, что искусство и мода живут не только в галереях и на подиумах, и сократить пропасть между элитарным искусством и повседневностью.

Лобстер Сальвадора Дали и Эльза Скиапарелли

-3

Изображение с сайта dzen.ru/artpatrol

Еще один яркий пример влияния искусства на моду — коллекция Эльзы Скиапарелли 1937 года. В платье-лобстер можно с легкостью разглядеть влияние художников-сюрреалистов и авангардистов, с которыми экстравагантная Скиапарелли поддерживала тесную связь.

Dior и импрессионисты

-4

Изображение с сайта dzen.ru/artpatrol

Дизайнеры модного дома Dior неоднократно находили вдохновение в работах импрессионистов. Традиция зародилась еще в 1949 году, Расшитое фиолетовыми и розовыми лепестками культовое платье Miss Dior из коллекции весна-лето Haute Couture перекликается с эстетикой знаменитой картины Клода Моне «Сад художник в Живерни».

Современные дизайнеры Dior продолжают эту традицию. Например, в основе коллекции Dior осень-зима 2007 года, посвященной 60-летию бренда, вновь лежит импрессионизм. Три платья из коллекции названы в честь Мане, Сера и Ренуара.

-5

Изображение с сайта fashiongtonpost.com

Еще один интересный пример от модного дома Dior — платье, созданное по мотивам знаменитой гравюры «Большая волна в Канагаве» японского художника Кацусика Хокусая.

Сюрреализм Иеронима Босха и Valentino

-6

Коллекция Valentino 2017 года, созданная ведущим дизайнером модного дома Пьерпаоло Пиччоли совместно с Зандрой Роудс, — наглядная иллюстрация взаимосвязи моды и искусства. В качестве основной идеи для платьев итальянский модельер взял полотно Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Плавные контуры и прозрачная материя в сочетании с вышитыми узорами и необычными принтами — эффектная отсылка к знаменитой средневековой картине-аллегории греха.

Louis Vuitton и мировые шедевры

-7

Изображение с сайта kp.vedomosti.ru

Одна из самых ярких и, наверное, скандальных и неоднозначных коллабораций искусства и высокой моды — коллекция аксессуаров «Masters» Джеффа Кунса для LOUIS VUITTON, в которой современный художник переосмыслил канонические произведения прошлого.

Для коллекции было выбрано пять картин пяти художников: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Пшеничное поле с кипарисами» Ван Гога, «Охота на тигров и львов» Рубенса, «Марс, Венера и любовь» Тициана и «Девочка в постели, играющая с собачкой» Фрагонара. Знаменитые полотна украсили сумки, кошельки, портмоне и шелковые платки.

Каждый аксессуар стал настоящим арт-объектом из мира fashion. Так, для нанесения изображения на натуральную кожу была разработана особая техника, внутри каждой сумки размещен портрет автора картины, его история и автограф Джеффа Кунса вместе с силуэтом его Balloon Rabbit.

Авангардизм и молодой российский бренд SL1P

-8

Изображение с сайта graziamagazine.ru

Работы Казимира Малевича, Василия Кандинского, Веры Степановой и других российских авангардистов — неиссякаемый источник вдохновения для дизайнеров молодого российского бренда Sl1p. В лаконичном дизайне, цветовой палитре, строгой геометрии моделей с первого взгляда угадываются идеи абстракционизма, и, в частности, супрематизма.

А есть ли другие варианты взаимодействия искусства и моды, кроме переноса изображений картин на предметы одежды? На самом деле, вариантов коллабораций существуют очень много. Вот лишь несколько примеров.

Современная мода в искусстве

-9

Изображение с сайта style.rbc.ru

Известные модные дома регулярно приглашают современных художников для создания совместных коллекций. Например, художник Питер Дойг участвовал в создании мужской коллекции Диор осень-зима 2021 года, а Louis Vuitton работали с художниками Такаси Мураками, Олафуром Элиассоном, Джеймсом Таррелом, Ричардом Принсом, братьями Чепменами и другими современными авторами.

-10

Изображение с www.vogue.ru

Еще один интересный вариант взаимодействия искусства и моды — создание модными домами художественных институций. Например, итальянская компания Prada в 1995 году учредила музей современной культуры — фонд Prada. Ежегодно в Милане на территории музейного комплекса устраиваются арт-эксперименты и проводятся десятки выставок современных художников, фотографов, дизайнеров, архитекторов.

-11

Изображение с www.buro247.ru

А как обстоят дела с влиянием моды на искусство? Может ли мода быть движущей силой искусства? На наш взгляд — да. Мода давно стала самостоятельным видом искусства. Сегодня уже не приходится говорить о том, что мода — что-то несерьезное и легкомысленное, а отсылки к произведениям искусства в одежде добавляют моде легкий интеллектуальный флер. Ситуация давно изменилась.

В современном мире моды, как и в любой другой творческой сфере, есть настоящие мэтры своего дела, которые не менее талантливы, чем художники. Подобно живописцам, работающим с кистью и красками, модельеры с помощью ткани создают настоящие шедевры — предметы искусства, которые хранятся в музеях и продаются на аукционах. Такие эксклюзивные дизайнерские вещи вполне могут стать источником вдохновения и новых идей для современных художников.

И в заключении, возвращаясь к высказыванию Карла Лагерфельда, хочется отметить, что весь творческий путь великого модельера был неразрывно связан с искусством. Так, например, он регулярно приглашал молодых талантливых художников к совместной работе над новыми коллекциями, поэтому говорить о том, что он отрицал влияние искусства на моду, нельзя. Скорее можно предположить, что Лагерфельд стремился подчеркнуть значимость и целостность моды как отдельного направления. При этом не пытаясь уменьшить важность искусства для моды и человечества в целом.

Посмотреть на сайте