Найти тему

Делаем фломастера спорта. 15.01.2024. Прикладная психология)

Оглавление

На весах 77,2. Режим сбит наглухо. В начале второго часа дня дремала. Сквозь свои жутковатые сны слышу вибрацию. Кому там скучно стало... О. Серия сообщений от Безымянного. Неудачно упал. Но акробатика состоится. Но на жиме лёжа он страховать меня сегодня не готов. "Жуть",- ответила я. И добавила: "Я приду". Не стала повторять, что мои минимальные запросы к преподавателю, если уж пришёл вести занятия, - это умение смотреть глазами и умение разговаривать. Остальное - опционально.

Причём отписался он мне через 20 минут после падения. Какая милота...

Физкультура

Приехала в клуб. Переоделась, выхожу в зал. Подошла обнять Безымянного - о, тёпленький ещё. Кстати, полезный ритуал. Преподаватель за пару секунд невербально напоминает, что рад меня видеть, и не желает ничего плохого. Обсудили: упал не очень удачно, но могло быть намного хуже.

Кстати, это типично. Всевозможные экстремалы травмируются не во время занятий своим скалолазанием/альпинизмом/паркуром/парашютизмом/велоэкстримом, а, например, падают на гололёде, идя пешком в офис. В данном случае - акробат не выспался, толком не проснулся, в результате упал на лестнице :( Срок восстановления ему назвали - месяц, но чую, функционал восстановит гораздо быстрее...

В ходе разминки, Вадик со мной решил разговоры поразговаривать. Он ведёт занятия паркуром, чаще всего у детей. И нас (а у нас с ним разница в возрасте года два) воспитывали не так, как современных мальчишек и девчонок. Сейчас с детьми возятся. Много. К психологам водят, все дела. В Интернетах читают умные статьи, что-де нельзя ребёнку ничего запрещать. И при этом Вадика пытаются заставить проинструктировать детей, чтобы быстрее одевались. А они в 6 лет сами одеваться, бывает, не умеют. И что? Тренеру прикажете их одевать? У него диссонанс) И желание применить жёсткие методы.

Так-то, да. Современные дети... Видела примеры нормотипичных детей 10 лет, которые приходят летать в аэротрубу и... не умеют завязывать шнурки. Вадику так и рассказала: вот у нас в зале, если в 6 лет шнурки завязывать не умеешь, от тренера сразу вопрос: "А чё позоришься?" Через пять минут мальчишка шнурки завязывать уже умеет. И по себе помню: в пять лет я уже сама одевалась [шнурки завязывала бантиком с одним "ушком". И помню, как было круто, когда первый раз получилось настолько слаженно действовать своими руками, что получился бантик с двумя "ушками". Мне было уже шесть лет,- прим. авт.]. И занятия мы, дети 90-х, находили себе сами. Безо всяких "ой, мам, мои три гаджета мне что-то надоели".

Вадик также делился, что некоторые современные мамы воспитывают сыновей, мнят их профессиональными хоккеистами... и при этом хотят, чтобы сыночка обходился без ушибов. Смешно... профессиональный хоккеист с неломанным носом, и чтоб зубы все свои - это практически фантастика)) Вадик кивает: спорт, в числе прочего, воспитывает мужество. Держаться за мамину юбку и при этом быть профессиональным хоккеистом получится... лет до 15, не дальше. Потом парень отбор в команду не пройдёт, или вроде того.

...вообще, он мог бы. Моё воображение втихаря провело параллели с фильмом "Детсадовский полицейский", где Арнольд в главной роли. Вадик, с собственной массой около 100 кг, который без разминки на пару раз жмёт мою любимую стокилограммовую штангу, мог бы в своей группе навести дисциплину, как в кино :) Но целесообразность сомнительна. Его ли это задача - учить детей одеваться? В плане общей самостоятельности - у него получается. Причём со стороны кажется, что непринуждённо. Приводят мальчишку лет 4-5. Начинает он с Вадиком учиться залезать на всякие паркурные препятствия. Сначала индивидуально, на групповые совсем уж "с нуля" - рановато. Рядом мама присутствует. Ребёнок к ней тянется: "Мама, мама..." Она готова помогать. Вадик: "А что нам мама..." Мальчишку за руку - и уводит показывать, что без мамы можно очень даже весело учиться спрыгивать с возвышений, висеть на турнике и так далее. Через пару месяцев тот же мальчик уже в группе занимается. Охотно проходит участки трасс сам. Где нужна страховка - Вадик начеку. Чётко научил: вот здесь без меня не делай, зови и жди, пока подойду. Ребёнок слушается. Предполагаю, дома формирующаяся привычка делать самостоятельно - тоже никуда не девается.

...а знаете, что Вадика огорчает в общении с мамами подопечных?.. Вот этого стокилограммового Вадика с рельефной мускулатурой, гордо расхаживающего по залу без футболки? Огорчает, когда собеседница не готова к конструктивному диалогу без повышенных тонов. Вот вам и стереотипы.

Пока разговаривали, успела пожать 80 кг 5 раз. Странное ощущение. То ли руки на место встали, то ли я вспомнила, как жать... или просто выспалась?.. Так или иначе, жать 80 х 2 стало легко. Без пауз, но пятки на полу, а таз от скамьи не отрывается.

Подошла к Безымянному, который как раз разбирал технику кувырка вперёд с новенькой. Препод объявил: у нас сегодня сначала половая акробатика. Мостики, стойки... "Потом стойки-мостики?"- попробовала угадать я. "Нет, сначала походить, потом стойки-мостики. Всё по 20 раз. Хотя нет, мостики - 10 раз. Чтобы спину сразу не ушатывать".

Вот примерно поэтому преподаватель предпочитает, чтобы новенькие приходили чётко к началу трёхчасового занятия. Кто не первую неделю у него занимается - того можно на некоторое время озадачить более-менее самостоятельными упражнениями. Вполглаза смотреть, а с новичком говорить основательно. В том числе, убедиться: у пришедшего хватает знаний и навыков по технике безопасности в базовых элементах.

Вместо мостиков сначала получались плюхи на спину. На большущий толстый мат. Метрах в полутора - Вадик и Глеб отрабатывают прыжки с колеса на колесо. Подвинулись, чтобы Свете с её паркурной трассой тоже хватило места.

"Колёсами" в упоминаемом клубе называют автопокрышки с прикреплённой к ним фанерой. Примерно такие. На них можно, например, прыгать. Картинка из открытых источников.
"Колёсами" в упоминаемом клубе называют автопокрышки с прикреплённой к ним фанерой. Примерно такие. На них можно, например, прыгать. Картинка из открытых источников.

Я посмотрела. Ага, полтора метра от меня до прыгающих есть. Мне их махи руками - в мостик загибаться не мешают, им до меня - тоже далеко. Могу подвинуться ещё, но не хочу. Парни аж рулетку принесли. Прыгнуть с места 3,96 всё никак не получается. Пока я плюхалась в мостики, расстояние между колёсами сократили до 3,93, а потом и до 3,91. 3,91 прыгнуть получилось. Чего паркурщикам было мало.

"Мишка, я призываю тебя!"- позвал Безымянный. Ему сегодня проще так. Ходить не очень комфортно. "Что-то я смотрю, мы на мостиках застряли",- заметил препод, когда подошла. "Я ещё только девять сделала". "А. Тогда извини, что отвлёк, продолжай". И ещё пару раз извинился. Что-то ручной мишка озверевший в недавнее время))

Конечно, падения на мат на скруглённую спину я себе не засчитываю. Выход в мостик из положения стоя - это хотя бы плюх на голову и руки. Без касания мата головой - сегодня не получилось.

Перешла к стойкам на руках. Поняла, что на таком мягком мате стоять на руках - это упражнение для врагов. С мата не сойти - рядом Вадик и Глеб прыгают. Другого подходящего мата не наблюдаю, а акробатическая дорожка вся занята. Есть свободные батуты, но на батуте мне на руках стоять нельзя... в присутствии Безымянного)) Ладно. Перейдём к подводящим к ходьбе на руках. Большущий толстенный мат, на котором я нахожусь, как раз лежит вплотную к стенке. Как именно ходить на руках - препод не уточнил. Значит, можно боком)) Этого он в моём исполнении ещё не видал))

И не заметил. Что я вообще пыталась куда-то ходить) Подозвал, дал задание ходить на руках. Только было не вполне понятно, где этим заниматься. "Если на татами, то толстый мат нужен",- сообщила я. Как выяснилось, выразилась непонятно. Потому что Безымянный попросил Саню спустить с батутов толстый мат и положить... на акробатическую дорожку. "Ну, что ты так смотришь? Ты можешь нормально объяснить? Я сейчас не понимаю, у меня *опа болит!"- пожаловался Безымянный. Действительно, непонятливый. Акробатическая дорожка достаточно жёсткая, чтобы по ней пробовать ходить на руках (по мягкому мату на руках ходить - это для врагов!) И при этом, дорожка достаточно мягкая, чтобы даже я на ней могла безболезненно падать из стойки на руках на спину. Если на дорожке, то мат никакой не нужен.

Но и с ходьбой на руках ничего не получается. Безымянный дал задание: два переступа руками, после чего зафиксировать стойку. Через минут десять позорных попыток - я вспомнила. Что для этого нужна стенка. Стараться придти в стенку. Без стены перед собой - мне страшно, и толчковую ногу никак не поднять. Подошедшему преподавателю так и объяснила: стенка нужна, и вообще, в тренажёрном зале этим бы заниматься. "Давай. Но с тебя видео. Двадцатиминутное". "Ты будешь смотреть двадцатиминутное видео? Ту-то видяху посмотрел?" Видео длиной две с половиной минуты. Снятое и вырезанное специально для него. Когда акробат сам попросил показать, как я летаю сид. Осилить теперь не может. Ну-с, значит, никаких Вам двадцатиминутных нудных видео со стойками на руках. Тем более, пытаться в зале снять видео длиной 20 минут... кто пробовал, тот поймёт. Как только включаю камеру - пространство между камерой и мной становится будто бы мёдом намазано. Убраться в самый дальний угол почти пустого зала - не помогает 🤬🤬🤬

Перешли к стойкам-мостикам. Безымянный постелил передо мной, прямо на акробатическую дорожку, тонкий гимнастический мат. Присел рядом. "Лапочки сюда",- напомнил преподаватель. "Я помню..." Захожу в стойку. Его руки. На плечах, на ногах, где-то в районе поясницы... Понятно, что сегодня ему трудновато тяжёлое поднимать. Вытащить неуклюжего ручного мишку в мостик - может и не получиться. Попытка завершилась плюхом тазом в мат. "Ничего... Хотя бы так",- резюмировал Безымянный. Его палец - в нижней части живота. Примерно где, извините, мочевой пузырь. И складочки жира. Тычет раз за разом. Интересно, что он там искал. Нашёл, вероятно, напряжённую брюшную стенку. Так как я остановилась в каком-то положении недомостика. И зависла. В раздумьях. А препод зачем-то требовал сказать ему "да". Кажется, вопрос касался того, получится ли сегодня выйти в мостик через стойку на руках. В равновысокий, а не недомостик, где ноги стоят на толстом мате, выше рук. "Если сделаешь, и головой не коснёшься, будет сто десять". Я проворчала что-то по поводу того, что 110 кг можно просто взять, пойдя в другой зал. Но принялась пробовать. Первые попытки, естественно, завершались плюхом тазом в мат. А уж головой - и подавно. Постепенно движение удалось поймать. Взгляд в пол (вернее, в тонкий мат, лежащий на акробатической дорожке) между руками - это очевидно. Не спешить закидывать толчковую ногу. Вообще, максимально замедлять переваливание таза через точку опоры. На этом месте стал получаться мостик-головой-в-мат. Так... теперь носок маховой ноги. Надо его постараться поставить как можно ближе к рукам. Так... Ещё ближе... Ещё... Есть.

Стою в мостике. Верчу головой - Безымянного не видать. Выхожу из элемента, поднимаюсь на ноги. Преподаватель стоит поблизости. Подхожу. "У тебя получилось?" "Да. Ты видел?" "Нет",- отвечает он. "Опять в другую сторону смотрел..." Взгляд глаза в глаза. "Я тебе верю. Собирай сто десять".

На занятии были двое крепких парней, так что преподавателя поберегли, он только руководил процессом жима штанги лёжа :) Впрочем... во втором подходе со 110 кг, которые я опустила на кирпич-для-йоги, Безымянный взял меня за правый локоть. И смог таким методом мной выжать эти 110. Ох... итак на протяжении занятия ему пару раз напоминала: если до конца занятия не доживёт, тут очередь построится! [наша с ним давняя шуточка. Построится очередь желающих обойтись с мёртвым телом неуважительно,- прим. авт.] Акробат был полон решимости выжить))

Потом ещё жали сотку. На раз, с кирпича, с отрывом таза. Страховал Саня. Один. Патамушта я почти могу... Собственно, всё получилось. Страхующий только и делал, что помогал снять снаряд со стойки и обратно положить)

Между подходами, с Сашей разговаривали. Давно с ней в этом клубе занимаемся. Некоторое время лазали под руководством одного и того же инструктора. Который в 2022 году уехал... и до сих пор в отъезде... Группа разбрелась. Кто куда. Лазать все, в основном, ушли к Ане. Аню для себя считаю неподходящей. Например, из-за её манеры окрикивать подопечных на трассе фразами вроде "***ню ты делаешь!" На меня голос повышать вообще крайне нежелательно. Опять же, девчонке, которая на добрых килограммов 25 легче меня, и обладает весьма впечатляющей растяжкой, будет трудно меня понять. В скалолазании существенный вопрос: "А как это удобнее сделать именно мне?" Завернуться, перекрутиться, ногу поднять? Нетушки. Мне тут проще подтянуться. Да, на пассивных зацепках, с акцентом на одну руку. С Аней лазать я и пробовать не стала. Кстати, из нашей скалолазной группы - к Безымянному ушла только я. С ним полазать... тоже иногда можно. Хотя у него большие проблемы с тем, чтобы придумать трассу, которую даже я залезу)) Саша ходит то на акробатику (но не к Безымянному), то на воздушные полотна, то лазает. С лазанием не всё классно. Боится падать. Равно как и с полотен. Я высказала ужасную вещь. Если со скалодрома страшно падать - надо упасть 20 раз подряд. Станет всё равно)) Метод проверен на себе. Пожарные, между прочим, преодолевают страх высоты похожим образом. Им надо уметь лазать, например, по лестнице. Без дополнительной страховки, на высоте 4-5 этажа. И делать это быстро. Страх сильно снижает скорость, а это же чужие жизни. Поэтому на тренировках тех, кто боится, заставляют очень много раз лазать вверх-вниз по этой лестнице. Пока не станет всё равно.

Необходимое пояснение. Безопасные падения со скалодрома - это тоже техника. Которую изучают в обязательном порядке. В данном контексте, речь идёт о боулдеринговом скалодроме. Там высота не более 4 метров. Лазают без верёвки, для страховки - внизу лежат толстенные гимнастические маты.
Автор на боулдеринговом скалодроме. Серое внизу - это маты. Фото из личного архива автора
Автор на боулдеринговом скалодроме. Серое внизу - это маты. Фото из личного архива автора

Саша падать боится. Просто боится, и всё. Вернее, конечно, боится после определённого неудачного падения. Я тоже один раз очень и очень неудачно спрыгнула со скалодрома. Вроде бы, правильно, и высоты было всего метр... растяжение внутренней боковой коллатеральной связки в левом колене. В итоге, колено полностью не сгибается до сих пор, а я научилась безопасно падать со скалодрома так, чтобы ни в коем случае не на ноги.

Сегодня к Безымянному приходила ученица, которая боится. С инструктором по акробатике - никак не могли осилить фляк назад.

Схематическое изображение фляка назад. Картинка из открытых источников
Схематическое изображение фляка назад. Картинка из открытых источников

Вот и пришла ученица к Безымянному, попросила с фляком помочь. Я наблюдала. Между своими подходами сальтовых вперёд на батуте - наблюдала, как акробат ей помогает перевернуться на тонком мате, постеленном на акробатическую дорожку. Подводящие даёт, и всё такое. Потом они перешли на батут. А меня засунули в лонжу. "Мишка привязанный",- заметил Безымянный. Заставить акробатку прыгнуть фляк назад на батуте преподаватель сначала попробовал, не заходя на батут. Хотел, чтобы она повторила всё то, что они отрабатывали на дорожке. На счёт "раз" - руки перед собой, затем подсед ("два!"), мах руками - и ушла назад на счёт "три!" Но оказавшись одна на батуте, по его "раз, два, три!" - ученица только садилась попой на мат у себя за спиной. Не решалась прыгнуть. Страшно. Ладно... Между моими подходами сальто назад с места в лонже, Безымянный зашёл на батут. Стало ещё интереснее. Если ученица перед началом выполнения элемента чувствовала его руку на своей пояснице, то уходила во фляк, и всё получалось. Через несколько попыток, Безымянный начал убирать руку. Располагается всё так же, сбоку от ученицы, только рука не на пояснице, а опущена вниз. "Раз, два, три!"... и она опять никуда не прыгает. "Да я подставлю руку",- обещает Безымянный. Но нет. Никак. Есть кисть на пояснице - есть фляк. Убирает руку - ученица не прыгает.

Кстати, он всех так "обманывает". Меня в том числе. Только выполняли не фляк, а сальто назад с места на батуте. Внезапно говорит: "Давай сама". Сидит сбоку. И я-то знаю: успеет подхватить. И подхватывал, когда видел, что не довернусь. Докручивал, обеспечивая безопасное приземление (на четыре лапы). А тут... не его ученица, вот и не доверяет. Что тоже абсолютно нормально. Но смотреть интересно - тут ничего с собой не поделаю)

Лонжу Безымянный держал, но не держал. Держать особо-то не мог. Первый подход сальто назад, первая попытка, приземляюсь на четыре лапы... а препод доволен. Потому что почти не держал. Ещё через пару попыток в явном виде озвучил: "Ты сегодня, практически, в свободном плавании!" А у меня даже получалось приземляться на ноги. Да, на согнутые ноги. Чаще всего, после приземления следовал шаг или прыжок вперёд. Но я же не падала.

Парадоксально, но на мне работает. Метод "побереги страхующего". Ему сегодня тяжело. Поэтому я и ногами оттолкнусь, и руками махну. Причём сама это всё вспомню.

В одном из последующих подходов, Безымянный сначала явно держал лонжу. Я чувствовала. В результате, вставала на почти прямые ноги, как настоящая) А потом вдруг раз - и не держал. Естественно, без предупреждения. Был очень доволен тем, как получилось сальто)) На этом и закончили.

Я пошла закачивать предплечья. А он продолжил "взлом" мозгов ученицы, которая всё никак фляк сама не прыгала. Сальто назад с места на батуте? Пожалуйста. Как-то с этого боку стал препод пробовать заходить. Не досмотрела, пошла скалодром... хотя бы потрогать. Именно что потрогать, ни одной пятёрки не залезла :( Ладно, лиха беда начало... Траверз лезть - тоже только попробовала. Всё постепенно...

Из разговоров в раздевалке. Саша никак не решается даже дать Безымянному шанс хоть чему-то её научить. Занимается с другими. Про Безымянного замечает: "Ой, он так общается..." "Как общается?- удивилась я.- Ой, Юлечка, сделай, пожалуйста, элементик, и не смотри на меня так, мне страшно?" Фразу Безымянного я, правда, окультурила. Сегодня от него слышала, что у него от моего взгляда, простите, *опа болеть начинает))) Преподаватель учится. Например, усвоил: ручной медведь - это нежное создание с тонкой душевной организацией. Если на мишку посмотреть вот так и попросить "толкнись, пожалуйста" или "возьми, пожалуйста, группировку" - самому же будет легче мишку в сальто назад переворачивать))

Вот так и смотрит... Возможно, тут играет какую-то роль моя готовность в любой момент из преподавателя сделать спортивный снаряд. А что? Его можно посадить себе на плечи и приседать... Картинка из открытых источников
Вот так и смотрит... Возможно, тут играет какую-то роль моя готовность в любой момент из преподавателя сделать спортивный снаряд. А что? Его можно посадить себе на плечи и приседать... Картинка из открытых источников

А если ругаться или - упаси Небо - повышать голос, мишка только неуклюже плюхнется. Страхующего преподавателя придавит всей своей немалой массой. Кроме того, я озвучила, что огорчаюсь, когда Безымянный дерётся. Всё, со мной больше не дерётся :)

Ученица, которая сегодня сражалась с фляком назад, тоже участвовала в разговоре. По её мнению, Безымянный - классный. Надо с ним обязательно попробовать позаниматься, она столько пользы из сегодняшнего занятия извлекла. Я же прекрасно понимаю, что Безымянный - своеобразный. Он действительно подходит не всем. Но эти соображения оставила при себе. Заодно выяснилось, в чём проблема с фляком назад. Не так давно, выполняя фляк назад, акробатка неудачно приземлилась на палец. Перелома не было, но палец болит до сих пор. Хотя несколько месяцев прошло. Всё, психологический блок. Будем надеяться, преодолеет. И всё у нас у всех получится... Саше, на её прямой вопрос, я озвучила, что сегодня у нас "починился" переворот в мостик через стойку на руках. Но не сам собой снова получился, а Безымянный заставил. Ух. Меня. Заставил. Вполне возможно, Саше и страшно, и интересно. Но страшно. Но интересно. Похожую гамму эмоций я испытывала перед своим первым прыжком в двойке. Повезло: мне не понадобилось проявлять инициативу. Прямо на линии стартового осмотра ухватили - и всё, отмазок не нашлось)) А после первого раза - стало больше интересно, чем страшно. Артёма, кстати, часто вспоминаю, когда сальтовые вперёд на батуте прыгаю. Там яркий мыслеобраз мишки-парашютиста, отделяющегося в рампу АН-28... а чтобы прыгнуть двойку, надо как следует подпрыгнуть перед отделением. Прямо взлететь. Высоко-высоко. Как тогда. Помните? В свободном падении - я уже улыбалась...

Полезную еду ела?

Мел, минералку

Себя в порядок приводила?

Замазываю маслом сухие участки кожи

Книжку почитала?

Нет

Прибиралась?

Сменила постельное бельё, постирала снятый комплект сразу

Повышивала?

"Остров Сокровищ", пару ниточек

***

Всем успехов)